Дело № 12-4/2019
РЕШЕНИЕ
с. Краснотуранск 14 февраля 2019 года
Судья Краснотуранского районного суда Красноярского края Швайгерт А.А.
При секретаре: Зеленковой Е.В.
С участием: помощника прокурора Краснотуранского района Красноярского края Рамишвили Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № А978П-7.30/18 заместителя руководителя Красноярского Управления Федеральной антимонопольной службы России ФИО2 от 17.12.2018 г. должностное лицо заказчика – начальник отдела образования администрации Краснотуранского района Красноярского края ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Согласно постановлению, правонарушение выразилось в том, что 01 февраля 2018 г. по адресу: <адрес>должностным лицом муниципального заказчика - начальником отдела образования администрации Краснотуранского района ФИО1 утверждена документация об электронном аукционе на поставку талонов на бензин марки АИ-92 для нужд отдела образования администрации Краснотуранского района, начальная (максимальная) цена контракта 364923,09 руб. 01.02.2018 г. составлено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № на поставку талонов на бензин марки АИ-92 стоимостью 364923,09 руб., которое 01.02.201 г.8 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сети «Интернет».
Между тем при утверждении и опубликовании вышеуказанной документации об электронном аукционе были допущены нарушения положений частей 1 и 3 ст. 30Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Так согласно извещению о проведении электронного аукциона в разделе «Преимущества и требования к участникам» определено преимущество - Субъектам малого предпринимательства социально ориентированным некоммерческим организациям. К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
К извещению о проведении электронного аукциона приложена документация об электронном аукционе на поставку талонов на бензин марки АИ-92 для нужд отдела образования администрации Краснотуранского района, которая размещена на официальном сайте сети Интернет <данные изъяты> (электронная площадка ЭТП НЭП: <данные изъяты>).
Согласно п. 2.6 проекта контракта являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении электронного аукциона Заказчик после поставки Товара по настоящему Контракту производит расчет с Поставщиком в размере, установленном пунктом 2.1 настоящего Контракта в срок, не более 30 дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке.
Вместе с тем в п. 7 ИУЗ 14 Документации об электронном аукционе на поставку талонов на бензин марки АИ-92 для нужд отдела образования администрации Краснотуранского района указано, что требование о предоставлении декларации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, не установлено (л.д. 15-17).
Вышеуказанное постановление обжалуется должностным лицом ФИО1, которая в жалобе указала на то, что 01.02.2018 г. на сайте <данные изъяты> было размещено извещение № о проведении электронного аукциона на поставку талонов на бензин марки АИ-92, стоимостью 364923,09 руб. для нужд отдела образования администрации Краснотуранского района. По решению заказчика и в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 02.02.2018 г. данный электронный аукцион был отменен. Такие последствия, как: угроза основам рыночных экономических отношений и развитию конкуренции, отсутствуют. Так как указанный электронный аукцион был отменен с соблюдением требований действующего законодательства, то действия заказчика, не могут рассматриваться как представляющие существенное нарушение охраняемых общественных отношений (л.д. 1).
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – начальник отдела образования администрации Краснотуранского района ФИО1 о времени и месте судебного заседания была надлежащим образом уведомлена. В судебное заседание не прибыла, ходатайств об отложении рассмотрении дела в суд не направила, доказательств уважительности неявки не представила. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ принято решение о рассмотрении дела без её участия.
Помощник прокурора Краснотуранского района Красноярского края Рамишвили Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы и пояснил, чтонаступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ, отсутствие последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица Заказчика к исполнению своих обязанностей, и нарушении принципов контрактной системы в сфере закупок: открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.Действия ФИО1, образующие, состав административного правонарушения, не могут рассматриваться как не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом наличие или отсутствие материально-правовых последствий, возникших вследствие совершенного правонарушения, отсутствие жалоб со стороны хозяйствующих субъектов, не является определяющим для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для её удовлетворения и отмене обжалуемого постановления не нахожу.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Таким образом, законодателем в силу положений ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ административным правонарушением признается, в том числе утверждение документации об аукционе, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
При этом, наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Статьей 34 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе определены общие требования к контракту. Согласно пункту 1 приведённой статьи Закона, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 13 ст. 34 Закона №44-ФЗ о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления, заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу части 13.1 ст. 34 Закона №44-ФЗ о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно части 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, было верно установлено, что также нашло свое подтверждение и в суде апелляционной инстанции, что 01.02.2018 г. должностным лицом муниципального заказчика - начальником отдела образования администрации Краснотуранского района Красноярского края ФИО1 утверждена документация об электронном аукционе на поставку талонов на бензин марки АИ-92 для нужд отдела образования администрации Краснотуранского района. Начальная (максимальная) цена контракта 364923,09 руб. 01.02.2018 г. составлено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № на поставку талонов на бензин марки АИ-92 вышеуказанной стоимостью, которое 01.02.2018 г. было размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сети «Интернет».
В соответствии с ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
В силу части 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях о осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которым могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно ч.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объем не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: 1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; 2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона в разделе «Преимущества и требования к участникам» определено преимущество - Субъектам малого предпринимательства социально ориентированным некоммерческим организациям. К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (л.д. 25-28).
К извещению о проведении электронного аукциона приложена документация об электронном аукционе на поставку талонов на бензин марки АИ-92 для нужд отдела образования администрации Краснотуранского района, которая размещена на официальном сайте сети Интернет <данные изъяты> (электронная площадка ЭТП НЭП: <данные изъяты>) (л.д. 29-72).
Согласно п. 2.6 проекта контракта являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении электронного аукциона Заказчик после поставки Товара по настоящему Контракту производит расчет с Поставщиком в размере, установленном пунктом 2.1 настоящего Контракта в срок, не более 30 дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке (л.д. 60).
Вместе с тем в п. 7 ИУЗ 14 Документации об электронном аукционе на поставку талонов на бензин марки АИ-92 для нужд отдела образования администрации Краснотуранского района указано, что требование о предоставлении декларации о принадлежности участника аукциона * субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, не установлено (л.д. 53).
Выводы должностного лица, административного органа, вынесшего обжалуемое постановление о несоблюдении приведенных требований закона, что выразилось в утверждении начальником отдела образования администрации Краснотуранского района ФИО1 документации об электронном аукционе на поставку талонов на бензин марки АИ-92 для нужд отдела образования администрации муниципального образования Краснотуранский район, обоснованы совокупностью вышеуказанных доказательств, имеющихся в материалах дела.
Такими доказательствами суд признает документацию электронного аукциона от 01.02.2018 г. (л.д. 25-72). При этом, фактические обстоятельства дела лицом, в отношении которого ведется производство по делу, не оспариваются. Должностное положение лица, в отношении которого ведется производство по делу – ФИО1, подтверждается распоряжением Главы администрации Краснотуранского района Красноярского края от 04.04.2016 г. N-47 р/л (л.д. 85), должностной инструкцией начальника отдела образования администрации Краснотуранского района, с которой 06.04.2016 г. ФИО1 была ознакомлена под роспись (л.д. 86-91), табелем учета рабочего времени за февраль 2018 г. (л.д. 92) и положением об отдел образования администрации Краснотуранского района (л.д. 73-84).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа, вынесшее обжалуемое постановление установило, что начальником отдела образования администрации Краснотуранского района ФИО1 не надлежащим образом исполнены служебные обязанности и не принято достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд при утверждении документации об электронном аукционе на поставку талонов на бензин марки АИ-92 и мотивировало свои выводы о том, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для установления её вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Оснований не согласиться с этими выводами не имеется.
Довод жалобы о малозначительности совершенного деяния проверялся должностное лицо административного органа, вынесшее обжалуемое постановление, и с учетом характера совершенного правонарушения, степени нарушения охраняемых общественных отношений, аргументировано опровергнут.
Административный орган и суд апелляционной инстанции принимают во внимание то, что несоблюдение требований законодательства при утверждении аукционной документации нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет органов местного самоуправления, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для муниципальных нужд.
Приведенные доводы об отсутствии материальных вредных последствий не свидетельствуют о малозначительности содеянного, поскольку указанное административное правонарушение посягает на порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и существенная угроза охраняемым общественным отношениям, заключается не только в наступлении материальных вредных последствий, но и в пренебрежительном отношении к исполнению своих должностных обязанностей. Исключительных обстоятельств, воспрепятствовавших надлежащим образом выполнить установленную законом обязанность, и способных послужить основанием для вывода о малозначительности, не имеется.
Кроме того, вводя административную ответственность для должностных лиц за совершение указанного административного правонарушения, законодатель не предусматривает обязательность наступления каких-либо тяжких последствий от совершенных действий (бездействий).
Иное толкование заявителем указанных норм административного законодательства, является неверным.
Административный орган, вынесший обжалуемое постановление, обоснованно не установил оснований для прекращения производства по делу на основании ст. 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела, что также было установлено и судом апелляционной инстанции.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ч. 4.2 статьей 7.30 данного Кодекса.
Должностным лицом административного органа при вынесении обжалуемого постановления, не было допущено нарушения исследования вышеуказанных материалов дела об административном правонарушении, которые в совокупности были использованы при установлении виновности должностного лица ФИО1 в совершении инкриминируемого ей деяния.
Постановление № о назначении должностному лицу заказчика – начальнику отдела образования администрации Краснотуранского района Красноярского края ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, вынесено заместителем руководителя Красноярского Управления Федеральной антимонопольной службы России в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, содержит все необходимые требования и соответствует предъявляемым к постановлениям требованиям, предусмотренным ст. 29.10 КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, личности виновного, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 3.8, 4.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Существенными нарушениями Административного Законодательства признаются такие нарушения требований статей КоАП РФ, которые путем лишения или стеснения гарантированных законом прав участников процесса, мешают всесторонне разобрать дело или могут повлиять на постановление законного или обоснованного решения судом, должностным лицом или административным органом. Судом не установлено таких нарушений вышеуказанных норм Административного Законодательства.
При таких обстоятельствах суд считает, что в действиях должностного лица – начальника отдела образования администрации Краснотуранского района ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7-30.10 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № заместителя руководителя Красноярского Управления Федеральной антимонопольной службы России ФИО2 от 17 декабря 2018 г. вынесенное в отношении должностного лица – начальника отдела образования администрации Краснотуранского района Красноярского края ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья: А.А. Швайгерт