Дело № 12-25/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Нальчикского городского суда КБР Афашагов М.М., с участием представителя управляющего директора АО «Каббалкэнерго» ФИО1 –ФИО4, действующего по доверенности от 09.01.2018 г., представителя Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта ФИО5, рассмотрев жалобу управляющего директора АО «Каббалкэнерго» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела (инспекции) госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении управляющего директора АО «Каббалкэнерго» ФИО1 ФИО10 по ч.2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела (инспекции) госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО2 А.Х. № от ДД.ММ.ГГГГ управляющий директор АО «Каббалкэнерго» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, управляющий директор АО «Каббалкэнерго» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения. В жалобе указано, что основанием для привлечения АО «Каббалкэнерго» к административной ответственности по части 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явилось несоответствие (ухудшение) качества электрической энергии требованиям ГОСТ 32144-2013 в сетях сетевой компании ПАО «МРСК Северного Кавказа». Вместе с тем, ЮМТУ Росстандарта не установило вину АО «Каббалкэнерго» в ухудшении качества электроэнергии в сетях другого юридического лица - сетевой компании ПАО «МРСК Северного Кавказа» и несоответствия его требованиям ГОСТ, а именно по вине Общества. Таких доказательств в материалах административного производства не имеется.
АО «Каббалкэнерго», являясь гарантирующим поставщиком на территории КБР, предприняло все зависящие от него меры по реализации потребителям качественной электрической энергии в соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил №861. Общество заключило договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2012г. №166/2012 с сетевой организацией ПАО «МРСК Северного Кавказа»- «Каббалкэнерго» к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства конечных потребителей электрической энергии. Исходя из условий пункта 3.3.1 договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2012 г. №166/2012, ОАО «МРСК Северного Кавказа» (Исполнитель) обязуется обеспечить передачу принятой в Точках приема электроэнергии до Точек поставки электроэнергии потребителям, качество и параметры которой, должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям. Подпунктом «в» пункта 8.2.2 данного договора предусмотрена ответственность Исполнителя за отклонение показателей качества электрической энергии сверх величин, установленных обязательными требованиями и техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В жалобе также указано, что измерения качества электрической энергии проводились административным органом на вводных автоматах: -Точка испытаний 1: вводные автоматы 0,22 кВ по адресу: КБР, <адрес> (протокол испытаний №); - точка испытаний 2: вводные автоматы 0,38 кВ по адресу: КБР,<адрес> (протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ). Указанные измерения качества электрической энергии поставляемой потребителям по вышеуказанным адресам проводились административным органом не в «точках поставки», а за границей балансовой и эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации, в связи с чем, результаты проведенной проверки и изложенные в протоколах испытаний не имеют доказательственной силы и не могут служить основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, так как в соответствии с действующим законодательством, за качество электрической энергии в границах эксплуатационной ответственности потребителя АО «Каббалкэнерго» ответственности не несет.
В жалобе также указано, что выявленное управлением нарушение характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжение), ответственность за которое предусмотрена специальной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по отношению к части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. При вынесении обжалуемого постановления от 09.11.2017г. и привлечении ФИО1 как управляющего директора АО «Каббалкэнерго» к административной ответственности, административный орган не учел положения главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - постановление № 354).
При этом, на ЮМТУ Росстандарта действующим законодательством не возложены полномочия по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Следовательно, административное дело рассмотрено и постановление об административном правонарушении вынесено неуполномоченным на то органом.
В силу статьи 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса, уполномочены рассматривать органы государственной жилищной инспекции.
07 декабря 2017 года от заместителя начальника отдела (инспекции) госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта ФИО6 поступил отзыв на жалобу, в котором просит постановление должностного лица оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения. В отзыве указано, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной административным органом, согласно Акта проверки № от 24.10.2017г. протоколам испытаний ПКЭ от 16.10.2017г. №№, 0635-07-17 установлено, что ФИО1 являясь непосредственным руководителем АО «Каббалкэнерго» - гарантирующего поставщика электроэнергии по договорам с потребителями, допустил реализацию электрической энергии, не соответствующей обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» п. 4.2.2. (медленные изменения напряжения). Качество электроэнергии, поставляемой потребителям АО «Каббалкэнерго» по договору оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.04.2012г. № 166/2012, для реализации бытовым потребителям в точках испытания не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 по показателям: положительные, отрицательные отклонения напряжения - медленные изменения напряжения, что подтверждено всеми материалами дела (актом проверки, протоколами испытаний, протоколом об административном правонарушении) и заинтересованным лицом документально не опровергнуто. Общество взяло на себя обязательства по продаже потребителям (в данном случае, гражданам, индивидуальным предпринимателям, КФХ.) по договорам энергоснабжения качественной и сертифицированной электроэнергии и не выполняет их. ФИО1 как руководителем Общества нарушено законодательство в области технического регулирования, регулирующее отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, а также связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в целях, определенных частью 1 ст. 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе, потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения).
В отзыве также указано, что в соответствии с пунктами 143, 144, 146 Раздела 10 «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», «точками поставки (т.е. реализации) электрической энергии на розничном рынке» являются приборы учета электрической энергии. Установка приборов для измерений показателей качества электрической энергии (ПКЭ) осуществлялись в совместно выбранных пунктах контроля (точках поставки электрической энергии) в присутствии представителей гарантирующего поставщика - АО «Каббалкэнерго», представителей аккредитованной испытательной лаборатории ФБУ «Ростовский ЦСМ», а также в присутствии представителей сетевой организации - ПАО «МРСК Северного Кавказа». Коммунальный ресурс, как продукция, - это товар, материальный, овеществленный результат производства, который обладает определенными физическими характеристиками, показателями качества. По мнению административного органа, коммунальная услуга - это общее понятие, некий процесс, который предполагает действие поставщика по обеспечению потребителей продукцией, имеющей особую специфику, то есть различными коммунальными ресурсами (электрической энергией, питьевой водой, твердым топливом, газом в баллонах и т.п.), в целях удовлетворения их хозяйственно-бытовых потребностей. Суть коммунальной услуги заключается в том, чтобы передать, обеспечить потребителю доступ к необходимому количеству ресурсов (продукции), в связи с чем, норматив коммунальной услуги определяется как количественный показатель. Электрическая энергия, «перетекая» по линиям электропередач от центра питания, в котором она генерируется, в электрическую сеть пользователя - конечного потребителя не превращается в не имеющую материального воплощения услугу, а продолжает оставаться товаром, продукцией производства, ресурсом, с присущими ему специфическими свойствами и физическими характеристиками, показателями качества. На основании изложенного, административный орган полагает, что коммунальная услуга, характеризующаяся как деятельность исполнителя по снабжению потребителей коммунальными ресурсами, и непосредственно сами коммунальные ресурсы, то есть продукция, лежат в разных плоскостях правового регулирования. Так, предоставление коммунальной услуги, то есть осуществление деятельности по снабжению потребителей коммунальными ресурсами, неразрывно связано с начислением платы за объем их потребления, и, соответственно, связано с имущественными правоотношениями, в связи с чем, административный орган полагает, что указанная деятельность является предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации. В свою очередь, коммунальные ресурсы, как продукция - это отдельный предмет правового регулирования, к которому устанавливаются специальные требования, в зависимости от специфики их свойств и непосредственного назначения. К показателям качества электрической энергии, сжиженного газа или твердого топлива применяются специальные требования законодательства о техническом регулировании, установленные в соответствующих технических регламентах и ГОСТах, а также иных нормативно-правовых актах, затрагивающих правоотношения в области стандартизации и сертификации. Прямая ссылка на это содержится в Приложении №1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354. Таким образом, электрическая энергия - это продукция, к качеству которой, в соответствии с законодательством Российской Федерации «О техническом регулировании» установлены обязательные к исполнению требования.
Кроме того, Согласно Единому Перечню, утвержденному Постановлением Правительства от 01.12.2009г. №982, а также Информации, размещенной в открытом доступе в информационной системе общего пользования на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет (www.gost.ru. раздел «Подтверждение соответствия»), «Электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц» отнесена к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации.
Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к безопасности и качеству электрической энергии является Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения». Структурными единицами ГОСТ 32144-2013, подлежащими обязательному исполнению и на предмет соответствия которым проводится обязательная процедура подтверждения соответствия качества электрической энергии (сертификация), являются пункты 4.2.1 и 4.2.2. Так, пункт 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 регламентирует качество электроэнергии по такому показателю как медленные изменения напряжения электропитания. Для указанного показателя качества установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать +10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
В ходе проведения плановой выездной проверки АО «Каббалкэнерго», установлен факт несоответствия показателей качества реализуемой (поставляемой) электрической энергии обязательным требованиям законодательства о техническом регулировании, установленным в пункте 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, что подтверждено всеми материалами дела (актом проверки, протоколами испытаний, протоколом об административном правонарушении) и обществом документально не опровергнуто.
В соответствии с заключением аккредитованной испытательной лаборатории ФБУ «Государственный Региональный Центр Стандартизации, Метрологии и Испытаний в Ростовской Области» Испытательный Центр Электрооборудования (ИЦ ЭО) от 17.10.2017г., отклонения напряжения от допустимых значений показателей качества электроэнергии может вызвать следующие негативные явления: повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электроприборов, ламп освещения; сбой компьютерной, цифровой и другой электронной техники; повышение пожароопасности; снижение уровня электробезопасности.
Таким образом, согласно заключению экспертной организации, отклонение напряжения от допустимых значений показателей качества электрической энергии, установленных законодательством о техническом регулировании, может создать угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Учитывая изложенные обстоятельства, в действиях управляющего директора АО«Каббалкэнерго» ФИО1 имеются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель управляющего директора АО «Каббалкэнерго» ФИО1 –ФИО4 жалобу поддержал в полном объеме и просил ее удовлетворить.
Представитель Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) государственного надзора по КБР ФИО5 просил постановление должностного лица оставить без изменения, а жалобу управляющего директора ФИО1 - без удовлетворения.
Выслушав представителя управляющего директора ФИО1- ФИО4, представителя ЮМТУ «Росстандарта» – ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. Из содержания п. 1 статей 539 и 542 ГК РФ следует, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Предоставление обществом электрической энергии потребителям, не соответствующей обязательным требованиям нарушает права потребителей, является угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан (повышение пожароопасности, снижение уровня электробезопасности).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и) обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В силу ст. 2 вышеуказанного Закона №35-ФЗ законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно ст. 3 Закона №35-ФЗ субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии оперативно - диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической мощности.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (ч. 1 ст. 38 Закона №35-ФЗ).
В силу ст. 4 и 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям.
Техническое регулирование в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании.
Согласно ст. 1 Закона № 184-ФЗ указанный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее -продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Статья 2 Закона № 184-ФЗ устанавливает понятие технического регулирования - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации к утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона № 184-ФЗ требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенными ЮМТУ Росстандарта с 06 октября 2017 г. по 12 октября 2017 г. контрольно-надзорными мероприятиями в отношении АО «Каббалкэнерго» выявлено, что ФИО1, являясь непосредственным руководителем АО «Каббалкэнерго», реализующего электрическую энергию по адресам: КБР, <адрес> и КБР,<адрес> и являющегося гарантирующим поставщиком по договорам с потребителями, допустил нарушение требований ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная.» п.4.2.2 (положительное отклонение напряжения); п. 4.2.1 (отрицательное отклонение напряжения).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом протокола и вынесения оспариваемого постановления о привлечении управляющего директора ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №08-29/47 от 24 октября 2017 года, протоколами испытаний электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 32144-2013 в электрических сетях ПАО «МРСК Северного Кавказа» от 16 октября 2017 года, заключением от 17 октября 2017 года ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес>", актами отбора образцов от 05 октября 2017 года, предписанием от 24 октября 2017 года и другими материалами дела, достоверность и допустимость которых как доказательства, сомнений не вызывает.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ ФИО1 не представлены доказательства того, что им были приняты все необходимые меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ. Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом и в пределах срока привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм административного закона, влекущих за собой отмену или изменение постановления, не усматривается.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы управляющего директора АО «Каббалкэнерго» ФИО1 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление заместителя начальника отдела (инспекции) госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении управляющего директора АО «Каббалкэнерго» ФИО1 ФИО11 по ч.2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу управляющего директора АО «Каббалкэнерго» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья М.М. Афашагов