№12-25/2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
29 ноября 2018 года п. Пречистое
Судья Первомайского районного суда Ярославской области Егорова М.П.,
с участием заявителя ФИО1,
представителей Межмуниципального отдела по Любимскому и Первомайскому районам Управления Росреестра по Ярославской области ФИО2 и ФИО3 по доверенностям,
рассмотрев жалобу ФИО4 на постановление главного государственного инспектора по Любимскому и Первомайскому муниципальным районам по использованию и охране земель, начальника межмуниципального отдела по Любимскому и Первомайскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области ФИО2, об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, № 18-28/186-2018 от 16 октября 2018г.
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением главного государственного инспектора по Любимскому и Первомайскому муниципальным районам по использованию и охране земель, начальника межмуниципального отдела по Любимскому и Первомайскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области ФИО2 от 16 октября 2018 года, ФИО4, был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, а именно в самовольном занятии и использовании части земельного участка площадью 599 кв.м. от земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1136 кв.м., расположенного по адресу: Ярославская область, Первомайский район, с/п Пречистенское, с. Николо-Гора, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. ФИО4 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000руб.
ФИО4 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просил отменить постановление, как незаконное и необоснованное, и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В жалобе заявитель ссылается на незаконность процедуры привлечения его к административной ответственности, указывает на законность использования части спорного земельного участка на основании договора купли-продажи земельного участка от 02.02.2018г. Кроме того, указывает на пропуск должностным лицом двухмесячного срока привлечения его к административной ответственности, так как согласно Акту рейдового осмотра от 20.07.2018г. правонарушение было выявлено при участии сотрудников Межмуниципального отдела по Любимскому и Первомайскому районам Управления Росреестра еще 5 июля 2018г., что отражено в акте рейдового осмотра земельного участка от 20.07.2018г.
В судебном заседании ФИО4 доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, просил жалобу удовлетворить, постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.
Начальник и главный специалист – эксперт Межмуниципального отдела по Любимскому и Первомайскому районам Управления Росреестра по Ярославской области ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании указали, что постановление является законным и обоснованным. Указали, что постановление от 16.10.2018г. было вынесено в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, так как началом течения срока привлечения, в данном случае ФИО4, необходимо считать дату вынесения Акта проверки муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Первомайского муниципального района в границах сельских поселений от 20 августа 2018г. Земельный участок площадью 599 кв.м., являющийся частью земельного участка площадью 1136 кв.м. (кад.номер 76:10:061001:10144), и расположенный по адресу: Ярославская область, Первомайский район, с/п Пречистенское, с. Николо-Гора, принадлежащий согласно сведениям ЕГРН Администрации Пречистенского сельского поселения Ярославской области, незаконно используется ФИО4 в целях выращивания картофеля, то есть без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. В удовлетворении жалобы просили отказать.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, судья полагает, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело прекращению по следующему основанию.
На основании обращения Главы Пречистенского сельского поселения Ярославской области ФИО7 от 29.06.2018г. о проведении внеплановой проверки по земельному контролю в отношении ФИО4, использовавшего часть земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Пречистенскому сельскому поселению, для выращивания картофеля, администрацией Первомайского муниципального района при участии сотрудников Межмуниципального отдела по Любимскому и Первомайскому районам Управления Росреестра по Ярославской области ФИО2 и ФИО3 05.07.2018г. был осуществлён осмотр земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская область, Первомайский район, Пречистенское сельское поселение, с. Николо-Гора.
По результатам осмотра земельного участка, администрацией Первомайского муниципального района был составлен Акт рейдового осмотра земельного участка от 20.07.2018г., согласно которому установлено, что земельный участок с кадастровым номером № не имеет ограждений, доступ на участок свободен, каких-либо строений и сооружений на участке не имеется. Часть указанного земельного участка засажена картофелем, площадью 599кв.м. от общей площади 1136кв.м., оставшаяся часть земельного участка зарастает травой. По данным администрации Пречистенского сельского поселения, а также со слов жителей с. Николо-Гора в мае 2018г. данный земельный участок занял и использует под посадку и выращивание картофеля ФИО4 Сделан вывод, что в мае 2018г. ФИО4 самовольно занял часть земельного участка площадью 599кв.м. от общей площади 1136кв.м., с кадастровым номером №, являющегося муниципальной собственностью путем посадки картофеля, не имея на эту часть земельного участка прав, предусмотренных законодательством РФ. В действиях ФИО4 усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ.
По результатам рейдового осмотра администрацией Первомайского муниципального района в отношении ФИО4 в период с 01.08.2018г. по 20.08.2018г., была проведена внеплановая выездная проверка, а также составлен Акт проверки от 20.08.2018г.
Согласно акту проверки от 20.08.2018г. также обследовался земельный участок с кадастровым номером №, являющимся собственностью Пречистенского сельского поселения и часть которого (599кв.м.), в нарушение ст. 25, 26 ЗК РФ, используется ФИО4 под выращивание картофеля.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении ФИО4 протокола от 26.09.2018г. об административном правонарушении, которым действия лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по статье 7.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения указанного протокола и других материалов дела об административном правонарушении постановлением главного государственного инспектора по Любимскому и Первомайскому районам по использованию и охране земель, ФИО2 от 16.10.2018г. ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Цельювведения данной статьи в КоАП РФ является обеспечение защиты права государственной, муниципальной и частной собственности на земельные участки, обеспечение установленного действующим законодательством порядка пользования, владения и распоряжения ими.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения (пункт 1); виновность лица в совершении административного правонарушения (пункт 3); обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (пункт 6); иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).
Пунктом 3 ч.1 ст.30.7 КоАПРФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями2.9,24.5 КоАПРФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАПРФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в ст.4.5 КоАПРФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст.4.5 КоАПРФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАПРФ не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В данном случае срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАПРФ, истек 19.09.2018г.
Согласно материалам делав связи с обращением Главы Пречистенского сельского поселения Ярославской области ФИО5 от 29.06.2018г. о проведении внеплановой проверки по земельному контролю в отношении ФИО4, использовавшего часть земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Пречистенскому сельскому поселению, для выращивания картофеля, администрацией Первомайского муниципального района при участии сотрудников Межмуниципального отдела по Любимскому и Первомайскому районам Управления Росреестра по Ярославской области ФИО2 и ФИО3 05.07.2018г. был осуществлён осмотр земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская область, Первомайский район, Пречистенское сельское поселение, с. Николо-Гора.
По результатам осмотра земельного участка, администрацией Первомайского муниципального района был составлен Акт рейдового осмотра земельного участка от 20.07.2018г., согласно которому установлено, что земельный участок с кадастровым номером № не имеет ограждений, доступ на участок свободен, каких-либо строений и сооружений на участке не имеется. При осмотре земельного участка производился обмер и фотосъемка. Часть указанного земельного участка засажена картофелем, площадью 599 кв.м. от общей площади 1136кв.м., оставшаяся часть земельного участка зарастает травой. По данным администрации Пречистенского сельского поселения, а также со слов жителей с. Николо-Гора в мае 2018г. данный земельный участок занял и использует под посадку и выращивание картофеля ФИО4 Сделан вывод, что в мае 2018г. ФИО4 самовольно занял часть земельного участка площадью 599кв.м. от общей площади 1136кв.м., с кадастровым номером №, являющегося муниципальной собственностью путем посадки картофеля, не имея на эту часть земельного участка прав, предусмотренных законодательством РФ. В действиях ФИО4 усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ.
По результатам рейдового осмотра администрацией Первомайского муниципального района в отношении ФИО4 в период с 01.08.2018г. по 20.08.2018г., была проведена внеплановая выездная проверка, а также составлен Акт проверки от 20.08.2018г.
Согласно акту проверки от 20.08.3018г. также обследовался земельный участок с кадастровым номером №, являющимся собственностью Пречистенского сельского поселения и часть которого (599кв.м.), в нарушение ст. 25,26 ЗК РФ, используется ФИО4 под выращивание картофеля.
Указанные измерения при участии специалистов межмуниципального отдела по Любимскому и Первомайскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области производились на земельном участке с кадастровым номером №, 05.07.2018г. Таким образом, именно 20.07.2018г.- в дату подписания Акта осмотра земельного участка от 20.07.2018г. должностными лицами Межмуниципального отдела по Любимскому и Первомайскому районам Управления Росреестра по Ярославской области в ходе применения специальных технических средств были обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно акта проверки от 20.08.2018г., Администрацией Первомайского муниципального района установлены те же обстоятельства, что приведены в тексте акта рейдового осмотра от 20.08.2018г.– специалистами произведен обмер занятого ФИО4 части земельного участка с кадастровым номером №, и сделаны выводы о самовольном занятии земельного участка, а также указано, что за данные нарушения предусмотрена административная ответственность по статье 7.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд считает, что на момент вынесения оспариваемого постановления сроки давности привлечения к административной ответственности за вмененное ФИО4 противоправное деяние истекли.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАПРФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАПРФ).
Как отмечено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», днем обнаружения длящегося административного правонарушения, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, считается день, когда должное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Исчисление срока давности с момента обнаружения административного правонарушения возможно лишь в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено.
Из представленных документов усматривается, что 20.07.2018г. государственным инспектором по Любимскому и Первомайскому муниципальному району по использованию и охране земель, ФИО2, то есть должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, был подписан акт рейдового осмотра земельного участка, согласно которому этим должностным лицом совместно с сотрудником администрации Первомайского муниципального района и главы Пречистенского сельского поселения проведено обследование земельного участка с кадастровым номером № и установлено самовольное занятие данного земельного участка со стороны ФИО4.
Согласно акта проверки Администрации Первомайского муниципального района от 20.08.2018г. установлены те же обстоятельства, что приведены в тексте акта рейдового осмотра 20.07.2018г. – специалистами произведены обмеры используемого земельного участка и сделаны вывод о самовольном занятии части земельного участка с кадастровым номером № и принадлежащего на праве собственности Администрации Пречистенского сельского поселения. В тексте так же указано, что за данное правонарушение в отношении ФИО4 предусмотрена административная ответственность по статье 7.1 КоАП РФ.
Следовательно, из вышеизложенного следует, что, подписывая 20.07.2018г. акт рейдового осмотра земельного участка, главный государственный инспектор по Любимскому и Первомайскому муниципальному району по использованию и охране земель, начальник межмуниципального отдела по Любимскому и Первомайскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области ФИО2, то есть должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, обнаружила достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, то есть административное правонарушение было обнаружено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения заявителя к административной ответственности по статье 7.1 КоАПРФ на момент вынесения постановления от 16.10.2018г. № 18-28/186-2018 по делу об административном правонарушении истек 19.09.2018г.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
При таком положении, принятое по делу постановление нельзя признать законным, в связи с чем, оно подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.1-30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора по Любимскому и Первомайскому муниципальным районам по использованию и охране земель, начальника межмуниципального отдела по Любимскому и Первомайскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области от 16.10.2018г. о привлечении ФИО4 к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей, отменить, а производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения со дня вручения или получения копии решения.
Судья Егорова М.П.