Дело №12-25/2019
(26RS0№-22)
РЕШЕНИЕ
г. Нефтекумск 05 июля 2019 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Куц О.Н.,
с участием:
представителя ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ФИО1, действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «РН-Ставропольнефтегаз» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу №19-1264/01-16/АР-006/19 от 11.03.2019 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Ставропольнефтегаз», предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу вынесено постановление о назначении административного наказания №/АР-006/19 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «РН-Ставропольнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по ст. 8.1 КоАП РФ, и в соответствии с которым назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ФИО2 обратился в Нефтекумский районный суд с жалобой, в которой просит постановление №/АР-006/19 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, мотивируя следующим.
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу вынесено постановление о назначении административного наказания №/АР-006/19 от ДД.ММ.ГГГГ (далее – обжалуемое постановление), согласно которому ООО «РН-Ставропольнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, и в соответствии с которым назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000,00 (двадцать тысяч) рублей, а также вынесено представление №/АР-006/20 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (далее – обжалуемое представление). Как следует из обжалуемого постановления Обществом допущено несоблюдения экологических требований при эксплуатации сооружения напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное –ЦППН-1, а именно ДД.ММ.ГГГГ произошел разлив нефтесодержащей жидкости на земельный участок (кадастровый №) площадью 60,68 м2, а также загрязнение водного объекта <адрес>. По мнению должностного лица Департамента, Обществом нарушены требования ст. 3, п.1 ст.34, п.1 ст. 35, п. 1,2 ст.46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, ч.1 ст. 9, п.2 ст. 3 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 54 и п.56 приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов». Однако, статья 8.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, состоящих в несоблюдении экологических требований, в том числе при эксплуатации сооружений, иных объектов капитального строительства. Следует отметить, ДД.ММ.ГГГГ на участке напорного трубопровода УПСВ Подсолнечное–ЦППН-1 произошло происшествие. Обществом подано в Отдел МВД России по <адрес> заявление № от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении уголовного дела для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. Обращает внимание, что при отказе в удовлетворении ходатайства (определение №/АР-006/18 от ДД.ММ.ГГГГ), заявленного Обществом при рассмотрении дела (№ от ДД.ММ.ГГГГ), доводы Общества об отсутствии в его действиях несоблюдения экологических требований надлежащей правовой оценки Департамента не получили. В то же время в постановлении и протоколе по делу указано, что Обществом не проведены в полной мере инженерно – технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов, что привело к загрязнению почвы и водного объекта. При этом ссылки на законодательно установленные требования отсутствуют, по тексту приведены лишь общие нормы ФЗ об охране окружающей среды, из содержания которых невозможно установить какие именно мероприятия/обязанности/требования по соблюдению экологических требований Обществом не выполнены. Таким образом, из материалов дела вообще не представляется возможным установить в чем именно выразилось событие и объективная сторона вменяемого нарушения. Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в обжалуемом постановлении не указана и не исследована объективная сторона вменяемого правонарушения – какие именно экологические требования нарушены Обществом и какими именно действиями (бездействием), учитывая, что по мнению Общества загрязнение земельного участка произошло в результате противоправных действий третьих лиц. Также необходимо обратить внимание на то, что в целях обеспечения безопасной эксплуатации нефтепровода Обществом выполняются в полном объеме все необходимые требования, установленные нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности (экспертизы промышленной безопасности, ревизии, контрольные осмотры, и др.), что подтверждается представленными документами (приложение 4-7). Учитывая вышеизложенное, событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, отсутствует в связи с тем, что экологические требования при эксплуатации Обществом трубопровода не нарушены, Обществом предприняты все зависящие меры по обеспечению безопасной эксплуатации трубопровода, разлив нефти и загрязнение земельных участков произошло в результате действий третьих лиц. Однако в нарушение ч. 1 ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ при вынесении обжалуемого постановления не обеспечено всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств дела, не выяснено наличие события и состава административного правонарушения, чем нарушены положения КоАП РФ о презумпции невиновности и об ответственности, наступающей только при соблюдении порядка привлечения к административной ответственности, Общество привлечено к ответственности в отсутствии правовых оснований. По факсимильной связи Обществом получено уведомление (извещение) Департамента № от ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, согласно которому необходимо было ДД.ММ.ГГГГ в 16 ч. 00м. явиться в Департамент по адресу: <адрес>, каб.11 к государственному инспектору ФИО3, для составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, по факту несоблюдения экологических требований при эксплуатации напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное-ЦППН-1. Обществом направлено в Департамент Росприроднадзора ходатайство № от ДД.ММ.ГГГГ об отложении даты составления протокола на более позднюю дату, в связи с тем что, из уведомления (извещения) Департамента № от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, на каком объекте и какие действия (бездействие) Общества привели к нарушению ст. 8.1 КоАП РФ, и Обществу необходимо было время для подготовки позиции по защите интересов Общества. Однако Департаментом в отсутствие представителя Общества составлен протокол №/АР-006/10 от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении и вынесено определение №/АР-006/9 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении ходатайства, в связи с отсутствием объективных причин. Лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность участвовать в его составлении и пользоваться другими правами, предусмотренными КоАП РФ. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении – наличие события, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения относятся к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении. Согласно ст. 29.13 КоАП РФдолжностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий, подлежащих рассмотрению и принятию мер данными лицами. Вместе с тем, как следует из изложенного в п. 1-2 настоящей жалобы Департаментом не установлено событие и состав правонарушения, не выяснены подлежащие выяснению обстоятельства, связанные с неправомерными действиями третьих лиц, а также не выявлены причины и условия совершения нарушения, в связи с чем причины и условия Департаментом не установлены, что подтверждается представлением, не содержащим ни установленных причин и условий, ни конкретных мер по их устранению. Таким образом, оснований для вынесения оспариваемого представления не имелось.
В судебном заседании представитель ООО «РН - Ставропольнефтегаз» ФИО1 поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил ее удовлетворить.
В судебное заседание представитель Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО4 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил письменное возражение, согласно которому Департамент Росприроднадзора по СКФО считает, что обжалуемое постановление является законным, обоснованным и подлежащим оставлению в силе по следующим основаниям. По результатам административного расследования по факту несоблюдения экологических требований при эксплуатации сооружений или иных объектов, установлено, что юридическим лицом ООО «РН-Ставропольнефтегаз» допущено несоблюдение экологических требований при эксплуатации сооружения напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 15 минут в <адрес> в <адрес> в районе <адрес> с напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 произошел разлив нефтесодержащей жидкости на земельный участок (кадастровый №, географические координаты N 44046,33,6,, Е44054,03,5,,) в объеме 26 м3 (21,32 т.), площадь загрязненного участка требующего дальнейшего восстановления составляет 60,68 м2, а также загрязнение водного объекта <адрес> (масса поступивших нефтепродуктов в водный объект ориентировочно – 400 кг. (0,4 т)). Напорный нефтепровод УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 предназначен для транспортировки (перекачки) нефтесодержащей жидкости с УПСВ (установка предварительного сброса воды) Подсолнечное на ЦППН-1 (Цех подготовки и перекачки нефти -1). Эксплуатацию напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 (инвентарный №) осуществляет ООО «РН-Ставропольнефтегаз» в соответствии с договорами аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№Д и изменением № к дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№Д с ПАО «НК «Роснефть». По информации представленной ООО «РН-Ставропольнефтегаз» (письма ДД.ММ.ГГГГ№ (вх. 2305/16-15 от ДД.ММ.ГГГГ) и от ДД.ММ.ГГГГ№) следует, что разлив нефтесодержащей жидкости произошёл в результате противоправных действий неустановленных лиц. Однако между ПАО «НК «Роснефть» (Владелиц лицензий) и ООО «РН-Ставропольнефтегаз» (Оператор) заключен договор на оказание операторских услуг от ДД.ММ.ГГГГ№Д (далее Договор), сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Договором Оператор (ООО «РН-Ставропольнефтегаз») обязан: при эксплуатации объектов и производстве работ обеспечить соблюдение требований Правил и норм безопасности в области охраны окружающей природной среды, нести ответственность за экологическое состояние участков, на которых Оператор ведет хозяйственную деятельность в рамках данного Договора (п.3.9 Договора); возмещать ущерб за нарушение природоохранного законодательства (в случае если такой ущерб возник в результате действий/бездействий Оператора (п.3.7 Договора); обеспечивать безопасность и охрану производственных объектов, материально-технических ресурсов, добытого углеводородного сырья на всех технологических этапах от различного рода преступных посягательств, в том числе, от угроз диверсионно-террористической направленности (п. 3.16 Договора). ООО «РН - Ставропольнефтегаз» не проведены в полной мере инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов, что привело к загрязнению земельного участка и загрязнению водного объекта <адрес>. ООО «РН - Ставропольнефтегаз» эксплуатируя напорный нефтепровод УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 - опасный производственный объект (письмо Кавказского Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№-А/1.8), должно соблюдать экологические требования при эксплуатации данного объекта и не допускать порывов и аварий. При этом, будучи ответственным лицом за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды, за безопасную эксплуатацию нефтепровода в соответствии с договором на оказание операторских услуг от ДД.ММ.ГГГГ№Д юридическое лицо ООО «РН - Ставропольнефтегаз» не предприняло должных мер по безопасной эксплуатации опасного производственного объекта. Сам факт разлива нефтесодержащей жидкости с напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 свидетельствует о том, что ООО «РН - Ставропольнефтегаз» не обеспечило безопасность и охрану напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 от различного рода преступных посягательств, несвоевременно обнаружило опасную ситуацию и меры, принятые ООО «РН - Ставропольнефтегаз» для предупреждения аварии, разлива, не являлись достаточными, и не позволили предотвратить аварию на данном трубопроводе до причинения вреда водному объекту <адрес> и почве (земельному участку с кадастровым номером 26:14:090213:78 географические координаты N44046,33,6,, Е44054,03,5,,). Таким образом Заявителем было допущено нарушение требований: ст. 3, п.1 ст. 34, п.1. ст.35, п.1,2 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, ч.1 ст. 9, п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 54 и п. 56 Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов". По данному факту в отношении Заявителя был составлен протокол об административном правонарушении от «22» февраля 2019 г. №/АР-006/10 по ст. 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при эксплуатации сооружений или иных объектов. Статья содержит формальный общий состав нарушения экологических требований в процессе эксплуатации сооружений. Объектом правонарушения является окружающая природная среда. Объективная сторона правонарушения охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при эксплуатации сооружений. Субъектом правонарушения является ООО «РН-Ставропольнефтегаз», так как данное лицо в соответствии с договором на оказание операторских услуг от ДД.ММ.ГГГГ№Д обязано при эксплуатации объектов и производстве работ обеспечить соблюдение требований Правил и норм безопасности в области охраны окружающей природной среды, нести ответственность за экологическое состояние участков, на которых Оператор ведет хозяйственную деятельность в рамках данного Договора (п.3.9 Договора); возмещать ущерб за нарушение природоохранного законодательства (в случае если такой ущерб возник в результате действий/бездействий Оператора (п.3.7 Договора); обеспечить безопасность и охрану производственных объектов, материально-технических ресурсов, добытого углеводородного сырья на всех технологических этапах от различного рода преступных посягательств, в том числе, от угроз диверсионно-террористической направленности (п. 3.16 Договора). Субъективная сторона характеризуется виной в форме неосторожности. Доказательств, подтверждающих принятие ООО «РН-Ставропольнефтегаз» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению ООО «РН-Ставропольнефтегаз» установленных законодательством обязанностей, не установлено и юридическим лицом ООО «РН-Ставропольнефтегаз» не представлено. В своей жалобе Заявитель, указывает на то, что Департамент не дал надлежащей правовой оценки заявленного им ходатайства об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, что однако не соответствует реальной действительности и вводит судебный орган в заблуждение, т.к. инспектором Департамента данное ходатайство, как и иные заявленные Заявителем ходатайства, было рассмотрено и вынесено определение об отказе в его удовлетворении со ссылками на соответствующие нормы закона. Заявитель в своей жалобе считает, что протокол об административном правонарушении был составлен Департаментом в отсутствие представителя Заявителя. Следует обратить внимание на тот, факт что в связи с тем, что были выяснены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, установлено лицо, совершившее административное правонарушение, а также то, что лицо было уведомлено в установленном порядке о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях, ДД.ММ.ГГГГ были составлены 4 протокола об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «РН-Ставропольнефтегаз» по ст. 8.1 КоАП РФ, ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, ст. 8.5 КоАП РФ. На основании ходатайств, поступивших от ООО «РН-Ставропольнефтегаз» о переносе срока составления протоколов были вынесены определения об отказе в удовлетворении ходатайств по следующим основаниям: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ №195-ФЗ не предусмотрен перенос срока составления протокола об административном правонарушении; протоколы об административных правонарушениях составлены в связи с выяснением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, установлено лицо, совершившее административное правонарушение, а также лицо было уведомлено в установленном порядке о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях. Заявитель был уведомлен о каждой стадии ведения административного процесса, неоднократно заявлял разного рода ходатайства, был в полном объеме ознакомлен со всеми материалами административного производства и при этом объективно имел возможность направить своего представителя или защитника для участия в составлении протокола об административном правонарушении, однако не воспользовался такой возможностью, в то время как КоАП РФ не даёт право государственному инспектору откладывать составление протокола об административном правонарушении на иной срок без достаточных к тому оснований. Соответственно, вина Заявителя доказана имеющимися материалами административного производства, в связи с чем, постановление о назначении административного наказания, а также выданное на его основании представление являются законными, обоснованными и подлежащими оставлению в силе.
Изучив жалобу, исследовав материалы дела в совокупности, выслушав представителя ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ФИО1, суд приходит к следующему.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера (ст. 11 Закона № 7-ФЗ).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Охрана окружающей среды - деятельность юридических, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст. 1 Закона № 7-ФЗ);
Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно статье 35 Закона №7-ФЗ при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 46 Закона №7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с пунктом 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, предприятия обязаны содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий, а также организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
Согласно ст. 3 Закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты территорий от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, которые могут повлечь или повлекли за собой ущерб окружающей среде.
Согласно пункта п. 54 и п. 56 Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов" техническое обслуживание внутрипромысловых трубопроводов (далее ВПТ) включает осмотр трассы ВПТ (наблюдение за состоянием трассы ВПТ, элементов трубопроводов и их деталей, находящихся на поверхности земли), в том числе при помощи беспилотных летательных аппаратов с целью своевременного обнаружения опасных ситуаций, угрожающих целостности и безопасности ВПТ и безопасности окружающей среды. Осмотр трассы ВПТ должен выполняться с целью контроля состояния охранной зоны, исправности оборудования, технических устройств и прилегающей территории, выявления факторов, которые создают угрозу безопасности и надежности эксплуатации ВПТ.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организации, эксплуатирующие опасный производственный объект обязаны предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
Из диспозиции ст. 8.1 КоАП РФ следует, что данной статьей установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов капитального строительства, то есть в совершении таких противоправных действий, которые влекут нарушение установленных экологических требований.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 15 минут в <адрес> в <адрес>, в районе <адрес> с напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 произошел разлив нефтесодержащей жидкости на земельный участок (кадастровый №, географические координаты N 44046,33,6,, Е44054,03,5,,) в объеме 26 м3 (21,32 т.), площадь загрязненного участка требующего дальнейшего восстановления составляет 60,68 кв.м., а также в водный объект <адрес> (масса поступивших нефтепродуктов в водный объект ориентировочно - 0,4 т.).
Эксплуатацию напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 (инвентарный №) осуществляет ООО «РН-Ставропольнефтегаз» в соответствии с договорами аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№Д и изменением № к дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№Д с ПАО «НК «Роснефть».
Напорный нефтепровод УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 предназначен для транспортировки (перекачки) нефтесодержащей жидкости с УПСВ (установка предварительного сброса воды) Подсолнечное на ЦППН-1 (Цех подготовки и перекачки нефти -1).
ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «НК «Роснефть» и ООО «РН-Ставропольнефтегаз» заключен договор на оказание операторских услуг №Д, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данным договором ООО «РН-Ставропольнефтегаз» обязано: при эксплуатации объектов и производстве работ обеспечить соблюдение требований Правил и норм безопасности в области охраны окружающей природной среды, нести ответственность за экологическое состояние участков, на которых Оператор ведет хозяйственную деятельность в рамках данного Договора (п.3.9 Договора); возмещать ущерб за нарушение природоохранного законодательства (в случае если такой ущерб возник в результате действий/бездействий Оператора (п.3.7 Договора); обеспечить безопасность и охрану производственных объектов, материально-технических ресурсов, добытого углеводородного сырья на всех технологических этапах от различного рода преступных посягательств, в том числе, от угроз диверсионно-террористической направленности (п. 3.16 Договора).
Согласно протоколу взятия проб и образцов №/АР-007/3 от ДД.ММ.ГГГГ отобраны 3 пробы природной воды:
- <адрес>, 500 м выше места разлива нефтепродуктов (географические координаты N44046,31,2,, Е 44053,59,6,,);
- <адрес>, место разлива нефтепродуктов (географические координаты N44046,33,1,, Е 44054,02,9,,);
- <адрес>, ниже места разлива нефтепродуктов (географические координаты N44046,37,6,, Е 44054,12,5,,).
В соответствии с выводами экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ в пробе, отобранной в месте разлива нефтепродуктов установлено превышение в 2 раза содержания загрязняющих веществ.
Согласно выводам экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ определена площадь загрязненного земельного участка, на котором расположены отходы, которая составляет – 60,68 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд считает доказанным факт совершения ООО «РН-Ставропольнефтегаз» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку ООО «РН-Ставропольнефтегаз» допустило несоблюдение экологических требований при эксплуатации напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1.
По вышеуказанному факту в отношении ООО «РН-Ставропольнефтегаз» вынесено представление №/АР-006/20 от ДД.ММ.ГГГГ, которое судом также признается законным и обоснованным.
Доводы жалобы о том, что происшествие от ДД.ММ.ГГГГ произошло по вине третьих лиц, суд признает несостоятельными, поскольку надлежащих доказательств, в подтверждение данных доводов ООО «РН-Ставропольнефтегаз» не представлено, тогда как согласно договору №Д от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РН-Ставропольнефтегаз» при эксплуатации объектов и производстве работ обязан обеспечить соблюдение требований Правил и норм безопасности в области охраны окружающей природной среды, нести ответственность за экологическое состояние участков, на которых ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ведет хозяйственную деятельность.
Доводы жалобы о том, что представителем Департамента Росприроднадзора по СКФО незаконно составлен протокол об административном правонарушении в отсутствие представителя ООО «РН-Ставропольнефтегаз», суд признает необоснованными, поскольку, согласно материалам дела ООО «РН-Ставропольнефтегаз» было надлежаще уведомлено о составлении в отношении него указанного протокола, а на ходатайство ООО «РН-Ставропольнефтегаз» об отложении составления протокола на более поздний срок, Департаментом Росприроднадзора по СКФО направлено определение об отказе удовлетворения указанного ходатайства, с приведением мотивов принятого решения.
Суд относится критически к доводам жалобы о том, что Департамент Росприроднадзора по СКФО не дал надлежащей правовой оценки заявленного ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ходатайства об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку данное обстоятельство опровергается определением об отказе в удовлетворении ходатайства, которым в удовлетворении ходатайства ООО «РН-Ставропольнефтегаз» о прекращении производства по делу в отношении ООО «РН-Ставропольнефтегаз» по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказано, с привидением мотивов принятого решения.
Выраженное в жалобе несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения Кодекса РФ об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления с прекращением производства по делу, либо его изменение.
Порядок производства по делу об административном правонарушении не нарушен.
Постановление о привлечении юридического лица - ООО «РН-Ставропольнефтегаз» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и по мнению суда является соразмерным и справедливым. При назначении наказания учтен характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения.
Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности судом не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу №/АР-006/19 от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу №19-1264/01-16/АР-006/19 от 11.03.2019 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Ставропольнефтегаз», предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «РН-Ставропольнефтегаз» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья
Нефтекумского районного суда
Ставропольского края О.Н. Куц