ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-25/19 от 16.01.2019 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-25/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 16 января 2019 года

Октябрьский районный суд г. Кирова в составе:

судьи Минервиной А.В.,

при секретаре Колесниковой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Кировской области от 27.11.2018 № 158/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица, министра имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя министра финансов Кировской области ФИО2 от 27.11.2018 № 158/2018 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, министра имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области ФИО1 по ч. 2 ст.7.29.3 КоАП РФ. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ ФИО1 объявлено устное замечание.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подал жалобу, в которой просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. В обоснование указал, что приказом министра государственного имущества от 15.07.2015 № 03-50/П в Министерстве создана контрактная служба без образования отдельного структурного подразделения. Приказом министра от 15.07.2015 № 03-51/п утвержден Порядок действий контрактной службы при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, который устанавливает функции, полномочия контрактной службы и определяет лиц, ответственных за их исполнение. На момент размещения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на 2018 финансовый год и плановый период 2019,2020 годов, а также плана-графика закупок товаров, работ услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на 2018 год действовал Порядок действий контрактной службы в редакции Приказа Министра имущественных отношений и инвестиционной политики от 20.12.2017 № 03-149/П. Указанным порядком определены не только функции и полномочия контрактной службы, но и чётко определены лица, ответственные за их исполнение. ФИО1 не является должностным лицом – субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ. Он, являясь высшим должностным лицом министерства, осуществляет общее руководство деятельностью министерства и как должностное лицо министерства утвердил план закупок и план-график закупок путем визирования на бумажном носителе. Считает, что субъектом данного правонарушения является должностное лицо, в чьи полномочия и функции входит обеспечение подготовки обоснования закупки при формировании плана закупок, таким лицом является работник контрактной службы.

В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 жалобу поддержала, суду дала пояснения аналогичные указанному в жалобе.

В судебном заседании представитель Министерства финансов Кировской области по доверенности ФИО4, ФИО5 суду пояснили, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку ФИО1 в силу своих полномочий, утвердил план закупок и план график закупок, тем самым придав им правовой статус. При этом иные лица, которые в силу полномочий имели право утверждать указанные документы не установлены.

Суд, изучив материалы дела, заслушав участников процесса, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 Федерального закона № 44 – ФЗ целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона № 44-ФЗ обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 Федерального закона № 44-ФЗ (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно частям 7, 9 статьи 17 Федерального закона № 44-ФЗ план закупок формируется, в том числе государственным заказчиком в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона № 44-ФЗ в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 18 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 Федерального закона № 44-ФЗ, и установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Согласно части 7 статьи 18 Федерального закона № 44-ФЗ порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В частности, порядок и форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 №555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок (далее – форма обоснования закупок при формировании и утверждении плана закупок) содержит 7 столбцов, в том числе, столбец 7 «Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» нормативных правовых (правовых) актов, устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг) (далее – ТРУ) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений (далее – нормативные затраты), или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта и (или) соответствующих объектов закупки».

В судебном заседании установлено, что согласно Указам Губернатора Кировской области от 28.09.2017 -к, от 17.11.2017 -к ФИО1 назначен на должность министра имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области.

25.12.2017 руководителем министерства ФИО1 утвержден и 26.12.2017 размещен в единой информационной системе в сфере закупок (далее также ЕИС) план закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на 2018 финансовый год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

При заполнении строк с 1 по 8 столбца 7 (версия от 26.12.2017), строк 2, 4 - 8 столбца 7 (версия от 30.07.2018) формы обоснования закупок при формировании и утверждении плана закупок на 2018 год Заказчиком указана ссылка на два правовых акта (ТРУ и нормативные затраты), несмотря на то, что соответствующие закупки входили только либо в ТРУ, либо в нормативные затраты.

В частности, в строках 1-4 столбца 7 (версия от 26.12.2017), строках 2, 6, 7, 8 столбца 7 (версия от 30.07.2018) – следовало сделать ссылку на нормативные затраты; в строках 5, 6, 7, 8 столбца 7 (версия от 26.12.2017), строках 4, 5 столбца 7 (версия от 30.07.2018) – ссылку на ТРУ

Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона № 44-ФЗ при формировании плана-графика обоснованию подлежит, в том числе начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ.

Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также требования к форме плана – графика закупок товаров, работ, услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 №554.

29.12.2017 руководителем министерства ФИО1 утвержден и размещен в единой информационной системе в сфере закупок план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на 2018 год.

Пунктом 2 части 3 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что в план-график включается, в числе прочего, обоснование закупки в соответствии со статьей 18 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно форме обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок, утвержденной постановлением Правительства № 555 (далее – форма обоснования плана – графика закупок), с учетом частей 1, 3 статьи 18, пункту 2 части 3 статьи 21 Федерального закона №44-ФЗ, Заказчик в столбце 7 должен указывать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее также НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ в отношении каждой конкретной закупки.

Согласно формы обоснования плана – графика закупок на 2018 год в столбце 7 в строках с номерами позиций №1, 3-6 содержится ссылка на то, что НМЦК определена в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ с учетом Методических рекомендаций. Расчет НМЦК произведен на основании сопоставления рыночных цен (анализа рынка); с номерами позиции №2, 7 – НМЦК определена в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ с учетом Методических рекомендаций. Расчет НМЦК произведен на основании утвержденных предельных цен (тарифов).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что начальная (максимальная) цена контракта, цена контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного метода, тарифного метода, проектно-сметного метода, затратного метода.

Как следует из графы 5 формы обоснования плана – графика закупок на 2018 год заказчик использовал следующие методы при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком): метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифный метод.

Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, что предполагает необходимость изучения заказчиком информации о предмете закупки, ее анализе, осуществления соответствующих расчетов и другое.

Тарифный метод согласно части 8 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.

Вместе с тем, в столбце 7 формы обоснования плана – графика закупок на 2018 год (в тех случаях, когда имелось указание на использование метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)) отсутствуют при какие-либо расчеты цены, ссылки на документы, используемые при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, на основании которых выполнен расчет цены, иные данные, позволяющие прийти к выводу, что государственным заказчиком при планировании закупок производилось обоснование цены именно этим методом; при использовании тарифного метода отсутствовали ссылки на нормативно-правовые документы, на основании которых произведен расчёт (документы, устанавливающие тариф на товары, работы, услуги).

Формирование столбца 7 формы обоснования плана – графика закупок на 2018 год подобным образом свидетельствует об отсутствии обоснования начальной (максимальной) цены контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ в отношении каждой конкретной закупки.

Таким образом, в нарушения требований статьи 18, статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования», Учреждением не соблюден порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта при формировании и утверждении плана – графика закупок на 2018 год, порядок обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) при формировании и утверждении плана закупок на 2018 год.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 17 Федерального закона № 44-ФЗ и пункту 2 части 3 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ обоснование является неотъемлемой частью плана закупок и плана-графика.

В соответствии с частью 10 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ план-график закупок подлежит утверждению Заказчиком.

В соответствии с частью 7 статьи 17 Федерального закона № 44-ФЗ план закупок утверждается Заказчиком.

Согласно пункту 2.1 Порядка формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 12.10.2015 № 65/665, Планы-графики закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Кировской области формируются заказчиками в автоматизированной информационной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Кировской области «WEB-Торги-КС»

Пунктом 2.1 Порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Кировской области, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 05.12.2014 № 14/163 установлено, что Планы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Кировской области формируются в автоматизированной информационной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Кировской области «WEB-Торги-КС».

План – график закупок на 2018 год, а также план закупок на 2018 год имеют ссылку на их утверждение министром имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области ФИО1.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо министерства финансов по Кировской области пришло к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, и доказанности вины должностного лица ФИО1 в его совершении.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доводы заявителя о том, что он не является должностным лицом – субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку план закупок на 2018 год и план-график закупок на 2018 год утвердил ФИО1, обладающий организационно-распорядительными функциями согласования и утверждения плана-графика, что позволяет с достоверностью утверждать, что именно ФИО1, является лицом, ответственным за нарушение требований статьи 18, статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

Таким образом, вывод заместителя министра финансов Кировской области о виновности ФИО1 как должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, является верным, основанным на имеющихся доказательствах, должный анализ и правильная оценка которым дана в обжалуемом постановлении. Каких-либо нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя министра финансов Кировской области от 27.11.2018 № 158/2018 в отношении должностного лица, министра имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.В. Минервина