ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-25/19 от 31.07.2019 Турочакского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 12-25/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 июля 2019 г. с. Турочак

Судья Турочакского районного суда Республики Алтай Албанчинова К.В., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе Туймешева В.Д. на постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Алтай по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай <данные изъяты>. № 04-007/03-02 от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Алтай по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай <данные изъяты>. № 04-007/03-02 от ДД.ММ.ГГГГ Туймешев В.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Туймешев В.Д. обратился в Турочакский районный суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит постановление должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай № 04-007/03-02 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело об административном правонарушении прекратить мотивируя тем, что в его действиях отсутствует указанный состав административного правонарушения. В декабре 2018 г. прокуратура Турочакского района Республики Алтай не проводила в отношении Туймешева В.Д. прокурорской проверки и не уведомляла о том, что будет проводиться осмотр земельного участка с кадастровым номером . Туймешев В.Д. является собственником земельного участка из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения. Уже неоднократно было заявлено, что на данном земельном участке отсутствуют леса и лесные насаждения, данный земельный участок не является участком лесного фонда. Уборка с земельного участка деревьев производилась в рамках культуртехнических работ в целях мелиорации земель сельскохозяйственного назначения во исполнение проекта культуртехнических работ. Согласно данному проекту, его целью является осуществление мероприятий по очистке от древесно-кустарниковой растительности хозяйственным и подрядным способом, повышению их продуктивности, созданию условий для производительной работы техники. Настоящие мероприятия являются обязанностью собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения, невыполнение указанной обязанности может повлечь привлечение к административной ответственности по ст. 8.7 КоАП РФ. Административный орган пытается привлечь собственника за мероприятия, которые он обязан выполнять в рамках действующего законодательства и за невыполнение которых, у него наступает административная ответственность. При вынесении обжалуемого постановления были грубо нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ, согласно которым, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Событие и состав, вмененного Туймешеву В.Д., административного правонарушения, не доказаны.

Туймешев В.Д., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания, рассмотрении жалобы в его отсутствие, не просил.

Представитель Туймешева В.Д. - Еграшева А.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержала требования жалобы по основаниям, изложенным в ней, дополнительно пояснила, что действия Туймешева В.Д. на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером , проводились в рамках мероприятий по его мелиорации и приведению в состояние, пригодное для использования с видом разрешенного использования (для сельскохозяйственного назначения). Послужившая основанием для возбуждения дела об административном правонарушении проверка прокуратурой Турочакского района не проводилась. Представитель Туймешева В.Д. выезжала в указанную дату на место проведения проверки и после длительного ожидания никого не встретила, о чем в прокуратуру направлены письменные сообщения. Также, Туймешев В.Д. не был извещен на проведение административного обследования объекта (земельного участка), времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Факт осуществления Туймешевым В.Д. рубки лесных насаждений с целью их продажи (предпринимательской деятельности), не доказан. Осуществляемые на земельном участке действия, проводятся в рамках культуртехнических работ в целях мелиорации земельного участка.

Ранее допрошенный в судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай - заместитель главного государственного инспектора Республики Алтай о использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай Филлипов А.Л., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснил, что нецелевое использование земельного участка Туймешевым В.Д. подтверждается материалами дела. Факт совершения правонарушения установлен и подтверждается актами проверок – прокуратуры турочакского района от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в отношении Туймешева В.Д. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ и ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о назначении административного наказания.

Заслушав представителя заявителя, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, изучив и исследовав доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу положений статей 7, 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ч. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также виде или видах его разрешенного использования пункты 3 и 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ).

Из приведенных выше положений следует, что целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах.

Сохранение целевого использования земельных участков является одним из приоритетных принципов в обороте земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Предоставленный субъекту земельный участок может быть использован им только в соответствии с установленным назначением. Отклонение от этих признаков в процессе использования земли указывает на совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Турочакского района ДД.ММ.ГГГГ с участием государственного инспектора отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора по Республике Алтай Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю т Республике Алтай <данные изъяты>., ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии, землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, контроля и надзора в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай <данные изъяты> мастера леса КУ РФ «Турочакское лесничество» <данные изъяты>., во исполнение решения заседания межведомственной рабочей группы по координации совместных действий в сфере охраны окружающей среды, природопользования, охраны и использования лесов и оборота древесины, проведено обследование земельных участков категории «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным видом использования «для сельскохозяйственного производства» с кадастровыми номерами , , , об их проведении собственники земельных участков уведомлены посредством телефонной связи (о чем имеются телефонограммы). В ходе обследования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что земельный участок покрыт древесно-кустарниковой и древесной растительностью – береза, пихта, сосна, ель, многолетние сорные травяные растения. Участок покрыт снегом высотой до 20 см. на площади <данные изъяты> кв. м. произведена свежая вырубка деревьев породы пихта и сосна, на месте вырубки находятся свежие порубочные остатки в виде сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, обрезь, стволы деревьев, опилки, прочие древесные отходы. Вырубка произведена выборочно (не сплошная), присутствуют следы проезда спецтехники и трелевки древесины, работы по выкорчевке пней не осуществлялись. Порубочные остатки в кучи не собраны, стволы деревьев сложены в кучи неправильной геометрической формы. Обследование производилась при помощи спутниковой геодезической аппаратуры Hiper SR(заводской , свидетельство о поверке и от ДД.ММ.ГГГГ), фотоаппарата Canon ixus заводской .

Также, начальником отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии, землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ было составлено задание на проведение административного обследования объекта (ов) земельных отношений с местоположением: <адрес> кадастрового квартала . Проведение обследования поручено ведущему специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии, землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций, государственному инспектору Республики Алтай по использованию и охране земель, <данные изъяты>.

По результатам административного обследования земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес> кадастрового квартала , принадлежащего ФИО2, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии, землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций, государственным инспектором Республики Алтай по использованию и охране земель, <данные изъяты> составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксирована рубка деревьев и заготовка древесины на территории земельного участка с кадастровым номером , относящегося к землям сельхозназначения, следовательно, нецелевое использование земельного участка. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Древесина, бревна, хлысты, дрова и прочие лесоматериалы не являются сельскохозяйственной продукцией и не включены в Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, согласно разделу А ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, такие лесоматериалы относятся к продукции лесоводства и лесозаготовок.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, в отношении Туймешева В.Д., протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым в ходе производства по делу об административном правонарушении дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Доводы представителя Туймешева В.Д. – Еграшевой А.А. о том, что прокуратурой Турочакского района Республики Алтай проверка в отношении Туймешева В.Д. (на земельном участке ) не проводилась, опровергаются актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, обстоятельства не встречи представителя собственника земельного участка с лицами, проводившими обследование, не свидетельствует о непроведении обследования.

Доводы представителя заявителя о том, что Туймешев В.Д. не был извещен на проведение административного обследования объекта (земельного участка), не влекут признание акта обследования недействительным, поскольку проведенное административное обследование земельного участка не является вмешательством в хозяйственную деятельность.

Доводы жалобы и представителя заявителя о том, что работы по рубке лесных насаждений производились в рамках имеющейся проектной документации по мелиорации земель в целях последующего использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Установив, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе, что у Туймешева В.Д. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, должностное лицо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай пришло к обоснованному выводу о наличия в действиях Туймешева В.Д. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Оснований не согласиться с установленными по делу обстоятельствами и указанным выводом должностного лица, у суда не имеется.

Доводы представителя Туймешева В.Д. – Еграшевой А.А. о том, что Туймешев В.Д. не был извещен должностным лицом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, опровергаются имеющейся в деле телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ на телефон Туймешева В.Д. ().

Каких-либо иных доводов, способных повлечь отмену или изменение оспариваемого судебного постановления в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления должностного лица не установлено.

Постановление № 04-007/03-02 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Туймешева В.Д. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену оспариваемого судебного постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление 04-007/03-02 от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора Республики Алтай по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай <данные изъяты> по ч. 1 ст. 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Туймешева В.Д. оставить без изменения, а жалобу Туймешева В.Д. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья К.В. Албанчинова