ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-25/20 от 06.10.2020 Советского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-25/2020

РЕШЕНИЕ

по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении

06 октября 2020 года п.Советский Республики Марий Эл

Советский районный суд Республики Марий Эл

в составе судьи Подоплелова А.В.

при секретаре судебного заседания Войковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту прокурора Советского района Республики Марий Эл на постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий ЭЛ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Трудинова А.А. по части 4.2 статьи 7.20 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя прокурора Советского района Республики
Марий Эл ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы администрации Советского муниципального района Трудинова А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, направленное на рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл.

Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении , возбужденное по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ в отношении
Трудинова А.А., прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Прокурор Советского района Республики Марий Эл ФИО6 обратился с протестом на вышеуказанное постановление, указывая, что правила описания объекта закупки установлены в ст.33 Закона о контрактной системе, согласно которой запрещается заказчику включать в документацию о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, в частности, это выражено в запрете установления требований к конкретному производителю товара, конкретному участнику закупки, конкретному товару, что согласуется с установленным в ст.8 Федерального закона № 44-ФЗ принципом обеспечения конкуренции. Наряду с указанными запретами, положения ст.33 Закона о контрактной системе обязывают заказчика установить требования к функциональным, техническим и качественным эксплуатационным характеристикам объекта закупки. Такая обязанность заключается в необходимости надлежащего описания заказчиком объекта закупки, что является ключевым условием приемки качественного товара, работы, услуги по итогам исполнения контракта. Приобретение администрацией Советского муниципального района для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений не только в виде квартир, но и жилых домов в полной мере согласуется с Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-ФЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, в соответствии со ст.273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом. Исходя из положений ГК РФ и ЗК РФ приобретение жилого дома, расположенного на земельном участке, происходит непосредственно вместе с этим земельным участком, на котором находится жилой дом. При разработке и утверждении документации муниципальный заказчик должен был учитывать наравне с законодательством о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и требования положений ЗК РФ и ГК РФ, и предусмотреть во избежание ограничения количества участников закупки в качестве вида приобретаемого жилого помещения жилой дом, благоустроенный применительно к условиям населенного пункта, на территории которого он находится. Таким образом, содержащиеся в документации об электронном аукционе требования к приобретаемому жилому помещению (только квартира и количество этажей жилого дома: не менее 2-х) противоречат нормам действующего законодательства и напрямую ограничивают количество участников настоящего электронного аукциона. Просит вышеуказанное постановление отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение по существу.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО7 протест поддержала, просила постановление отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение по существу и пояснила, что жалоб от собственников жилых домов, права которых были нарушены указанным требованием, не поступало, каких-либо публикаций в средствах массовой информации о нарушении прав таких собственников не имеется.

В судебном заседании Трудинов А.А. пояснил, что установив требования, они не ограничили круг участников, который остался достаточно широким. Индивидуальные жилые дома продаются совместно с земельными участками, которые стоят значительно дороже, денежные средства на приобретение земельных участков совместно с жилыми домами в бюджете района отсутствуют. В документации об аукционе также установлено требование к этажности дома, поскольку 1-этажные дома являются домами блокированной застройки и не включаются в программу капитального ремонта. Просит вышеуказанное постановление оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Советский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ Трудинов А.А. назначен главой администрации МО «Советский муниципальный район».

Согласно постановлению главы администрации Советского муниципального района Трудинова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ постановлено провести аукцион в электронной форме на приобретение (закупку) жилого помещения, расположенного в <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с дальнейшим отнесением к муниципальному специализированному жилищному фонду; утвердить документацию об аукционе в электронной форме на приобретение (закупку) жилого помещения, расположенного в <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с дальнейшим отнесением к муниципальному специализированному жилищному фонду согласно Приложению к настоящему постановлению.

Согласно документации об электронном аукционе на приобретение (закупку) жилого помещения, расположенного в <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с дальнейшим отнесением к муниципальному специализированному жилищному фонду , утвержденной Постановлением администрации Советского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указаны требования к качественным, количественным, техническим и функциональным характеристикам (потребительские свойства) жилого помещения: наименование объекта – благоустроенное жилое помещение; вид жилого помещения – квартира; месторасположение дома, в котором находится жилое помещение – <адрес>; общая площадь жилого помещения – не менее 30 кв.м.; количество этажей жилого дома – не менее 2-х; тип дома (материал стен), в котором находится жилое помещение, - железобетонные или монолитно-железобетонные, или бетонные, или кирпичные, или блок-секции, или панельно-блочные, или объемно-блочные конструкции или в сочетании указанных материалов; междуэтажные перекрытия дома, в котором находится жилое помещение, - железобетонные плиты или монолитный железобетон; количество жилых комнат – не менее 1 (часть III Техническое задание п. 3).

В извещении о проведении электронного аукциона для закупки
, размещенном на сайте <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, указано наименование объекта закупки: приобретение (закупка) жилого помещения, расположенного в <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с дальнейшим отнесением к муниципальному специализированному жилищному фонду; заказчик администрация муниципального образования «Советский муниципальный район».

Выслушав объяснения участников судебного заседания и исследовав другие доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.

Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Закона.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 вышеуказанного закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.33 вышеуказанного закона).

Таким образом, заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки при условии, что такие требования не влекут за собой ограничения количества участников закупки.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с понятиями, установленными статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что муниципальным заказчиком – администрацией Советского муниципального района на основании постановления главы администрации Советского муниципального района Трудинова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась закупка на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начальная (максимальная) цена контракта <данные изъяты> рублей. Извещение о проведении аукциона и конкурсная документация размещены на официальном сайте <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ, извещение . Документация о вышеуказанном аукционе, проект муниципального контракта на выполнение работ и техническое задание утверждены ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Советского муниципального района Трудиновым А.А..

Согласно п.3 Технического задания документации об электронном аукционе муниципальным заказчиком предъявлены требования к качественным, количественным, техническим и функциональным характеристикам жилого помещения. Так, под видом жилого помещения указана квартира; местоположение дома, в котором находится жилое помещение: <адрес>; количество этажей жилого дома: не менее 2-х; тип дома, в котором находится жилое помещение: железобетонные или монолитно-железобетонные, или бетонные, или кирпичные, или блок-секции, или панельно-блочные конструкции в сочетании указанных материалов.

В соответствии со ст.1 вышеуказанного закона настоящим Федеральным законом регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Одной из целей контрактной системы в силу ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Заказчик, формируя, указанные в п.3 аукционной документации требования к характеристикам жилого помещения, определил свои потребности с учетом имеющейся потребности в закупке жилых помещений и средств муниципального бюджета, направленных на эти цели.

Поскольку жилой дом и земельный участок – это единый имущественный комплекс, то при продаже дома, продаже подлежит одновременно и земельный участок.

Данное обстоятельство ставит под угрозу цели осуществления закупок, а именно результативности и эффективности осуществления закупок, связи с повышением стоимости объекта закупки.

В аукционной документации установлено требование к этажности дома, поскольку 1-этажные дома являются домами блокированной застройки и не включаются в программу капитального ремонта. Перед объявлением электронного аукциона заказчиком был проведен анализ рынка жилых домов, расположенных на территории <адрес>, в результате чего были исключены дома блокированной застройки. Требование к объекту закупки определено с учетом имеющейся застройки в муниципальном районе, начальной максимальной цены контракта (с учетом имеющегося финансирования), а также в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, определяя потребности в приобретаемом жилом помещении заказчик, исходя из положений Закона о контрактной системе, вправе в описании предмета закупки установить требования к товару, связанные с определением его соответствия потребностям заказчика.

Реализуя гарантии прав детей, наделенный соответствующими полномочиями орган муниципального образования при организации закупки на приобретение жилого помещения при описании объекта закупки обязан исходить из соответствующих потребностей с целью предоставления такого жилого помещения, которое будет являться пригодным для проживания, отвечать санитарным и техническим требованиям как в качестве специализированного жилого помещения, так и для дальнейшего его предоставления на условиях социального найма и при этом предъявляемые требования к характеристике объекта закупки не повлекут ограничение участников к участию в торгах.

В силу ст.6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), которые должны соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Указание заказчиком в документации об аукционе вида благоустроенного помещения – квартиры, а не жилого помещения, само по себе не может рассматриваться в качестве нарушения требований обеспечения конкуренции. Указанные требования не могут быть расценены как предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту или исключение участия в торгах конкретного потенциального участника.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ.

В соответствии с п.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, должностное лицо антимонопольного органа обоснованно прекратило производство по делу об административном правонарушении в отношении Трудинова А.А. на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Поэтому постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий ЭЛ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Трудинова А.А. по части 4.2 статьи 7.20 КоАП РФ следует оставить без изменения, а протест прокурора Советского района Республики Марий Эл – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий ЭЛ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Трудинова А.А. по части 4.2 статьи 7.20 КоАП РФ оставить без изменения, а протест прокурора Советского района Республики Марий Эл – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл подачей жалобы через Советский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: А.В. Подоплелов