ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-25/20 от 11.02.2020 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

Дело № 12-25/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Череповец 11 февраля 2020 года

Судья Череповецкого районного суда Вологодской области Лопатина С.В.,

с участием заявителя Чекулаева В.Н.,

защитника заявителя по устному ходатайству Корната П.И.,

рассмотрев жалобу должностного лица – начальника службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ООО «Авиапредприятие «Северсталь» ЧЕКУЛАЕВА В.Н., <данные изъяты>, на постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 38 от 10 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 38 от 10 декабря 2019 года Чекулаев В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей за то, что в ходе проведения Вологодской транспортной прокуратурой проверки соблюдения требований федерального законодательства о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры выявлено, что ООО «Авиапредприятие «Северсталь» в нарушение норм действующего федерального законодательства посредством формирования и функционирования Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов осуществляет деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры в отсутствие специального разрешения (лицензии) на право осуществления конкретного вида деятельности, наличие которого является обязательным, при этом уполномоченное должностное лицо не обеспечило её получение и установленном законом порядке.

Чекулаев В.Н., не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указал, что согласно п. 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ … операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством РФ, документа, подтверждающего соответствие … оператором требованиям федеральных авиационных правил.

Пунктом 6 Федеральных авиационных правил (далее – ФАП) «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286, предусмотрено, что в обязанности операторов аэродромов гражданской авиации входит, в том числе, обеспечение комплекса мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия. В указанных целях структура подразделений оператора аэродрома гражданской авиации должна состоять, в том числе, из аэродромных средств тушения пожаров и аварийно-спасательных средств (п. 37 ФАП № 286).

Для выполнения производственной деятельности, удовлетворения собственных хозяйственных нужд службы (подразделения) оператора аэродрома гражданской авиации должны быть обеспечены необходимыми производственными площадями и иметь в пользовании на весь срок деятельности аварийно-спасательную станцию для обеспечения дежурства сил и средств пожарно-спасательных расчетов и размещения аэродромных пожарных автомобилей (п. 39 ФАП № 286).

Согласно п. 2.2 Положения о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России, утвержденного приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 № 361, специальные, исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции по организации и проведению аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов и объектов авиационных предприятий возложены на Службу ПАСОП ФАС России.

Деятельность Служб ПАСОП операторов аэродромов по спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, в том числе, тушение пожаров при проведении аварийно-спасательных работ на месте авиационного происшествия или катастрофы, осуществляется указанными службами на основании выданного им в установленном порядке Свидетельства Росавиации на право ведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ в гражданской авиации, а не лицензии на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, выдаваемой МЧС России.

Федеральный государственный транспортный надзор в области гражданской авиации в отношении юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность и организующих поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации на аэродромах (вертодромах) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), а не МЧС России.

Деятельность по тушению пожаров при проведении аварийно-спасательных работ на месте авиационного происшествия, осуществляемая службой ПАСОП Авиапредприятия на основании требований законодательства РФ в области поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов гражданской авиации не является деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Это два разных вида деятельности, разрешительная документация на которые выдается разными федеральными органами – Росавиацией и МЧС России соответственно. Федеральный государственный надзор за указанными видами деятельности также осуществляется разными федеральными органами – Ространснадзор и МЧС России соответственно.

<дата> службе ПАСОП Авиапредприятия Центральной аттестационной комиссией Росавиации выдано Свидетельство регистрационный № <№> на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, в том числе, на право аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

Выдача указанного Свидетельства подтверждает возможность привлечения службы ПАСОП Авиапредприятия к выполнению поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ при авиационных и чрезвычайных ситуациях, а также подтверждает соответствие службы ПАСОП Авиапредприятия требованиям нормативных документов, регламентирующих деятельность в области поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов гражданской авиации, в том числе, требованиям Воздушного кодекса РФ, Закона РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, Положению о Службе ПАСОП ФАС России.

Соответствие деятельности Авиапредприятия требованиям законодательства РФ об аварийно-спасательном и противопожарном обеспечении полетов гражданской авиации подтверждается выданным Авиапредприятию сертификатом оператора аэродрома гражданской авиации.

Согласно п. 3 ст. 88 Воздушного кодекса РФ авиационные предприятия, поисковые и аварийно-спасательные силы и средства которых привлекаются к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, обязаны содержать такие силы и средства в постоянной готовности. Расходы авиационных предприятий на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок привлечения аттестованных в установленном порядке аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, установлен Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 № 530.

Ни один из нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в области поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов гражданской авиации, не предусматривает требования о лицензировании деятельности служб ПАСОП авиапредприятий в целях реализации ими мер по противопожарному обеспечению полетов гражданской авиации.

Вывод мирового судьи о том, что служба ПАСОП Авиапредприятия вправе осуществлять деятельность по тушению пожара при проведении аварийно-спасательных работ на месте авиационного происшествия только при наличии у Авиапредприятия лицензии на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, основан на неверном толковании норм действующего законодательства РФ, регламентирующего деятельность в области поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов гражданской авиации.

По мнению мирового судьи, деятельность службы ПАСОП Авиапредприятия по тушению пожаров при проведении аварийно-спасательных работ на месте авиационного происшествия, осуществляемая в целях спасения пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие на территории аэропорта «Череповец», является предпринимательской деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли.

Однако вышеуказанная деятельность службы ПАСОП Авиапредприятия не осуществляется в качестве предпринимательской деятельности, а является неотъемлемой частью обеспечения Авиапредприятием комплекса мероприятий, направленных на организацию и выполнение аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих (потерпевших) бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.

Осуществление деятельности по тушению пожаров при проведении аварийно-спасательных работ на месте авиационного происшествия в силу требований Воздушного кодекса РФ и ФАП № 286 является обязанностью операторов аэродромов гражданской авиации и на основании п. 1 ст. 89 Воздушного кодекса РФ осуществляется безвозмездно.

Указанная деятельность службы ПАСОП Авиапредприятия на основании п. 39 ФАП № 286 осуществляется только для выполнения собственной производственной деятельности Авиапредприятия, то есть для удовлетворения собственных хозяйственных нужд и ограничивается территорией аэродрома Череповец и районом ответственности аэродрома Череповец.

Фактов, свидетельствующих о том, что Авиапредприятие на возмездной основе осуществляет предпринимательскую деятельность (оказание услуг) по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.

Просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В судебном заседании Чекулаев В.Н. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Защитник Чекулаева В.Н. по устному ходатайству Корнат П.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Представитель Вологодской транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Статья 14.1 ч. 2 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объективная сторона правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.

Согласно статье 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 22.04.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Подпункт 14 пункта 1 статьи 12 указанного Федерального закона предусматривает, что деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 2 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО «Авиапредприятие «Северсталь» является перевозка воздушным пассажирским транспортном, подчиняющимся расписанию.

Дополнительным видом деятельности ООО «Авиапредприятие «Северсталь» деятельность, связанная с тушением пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, не является.

В составе ООО «Авиапредприятие «Северсталь» создано и функционирует структурное подразделение «Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов» (служба ПАСОП). Согласно Положению о службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, утвержденному генеральным директором ООО «Авиапредприятие «Северсталь» Ивановским Н.Н. <дата>, основными задачами службы ПАСОП являются организация поисково-спасательного обеспечения полётов; организация аварийно-спасательного обеспечения полётов; противопожарное обеспечение полётов и объектов аэропорта Череповец; организация пожарно-профилактической работы на объектах и ВС при техническом обслуживании, контроль за выполнением установленных требований пожарной безопасности аэропорта Череповец; проведение поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных работ на территории аэропорта Череповец и в районе ответственности аэродрома Череповец; организация обучения штатных и нештатных специалистов службы ПАСОП правилам и методам проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных работ; организация взаимодействия с предприятиями и организациями других ведомств и министерств РФ при проведении поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных работ.

Деятельность ООО «Авиапредприятие «Северсталь» по противопожарному обеспечению полетов, включающая в себя деятельность по тушению пожаров, направлена на обеспечение производственного процесса самой организации, и не является предпринимательской деятельностью.

В силу ст. 15 ч. 4 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах судья полагает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании ст. 30.7 ст. 2 п. 4 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 38 от 10 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЧЕКУЛАЕВА В.Н. – отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после провозглашения, может быть обжаловано в порядке ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья С.В. Лопатина

Согласовано

Судья С.В. Лопатина