Судья Е.Л.Нагибина Дело № 12-25/2014
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Н.А.Суслова
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрев 20 февраля 2014 года жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Информационное агентство "Север-Медиа" на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 января 2014 года, по которому Общество с ограниченной ответственностью "Информационное агентство "Север-Медиа" (<Номер обезличен>), место нахождения и почтовый адрес: <Адрес обезличен>. <Адрес обезличен>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... (...) рублей ..., заслушав объяснения прокурора Коровенко А.В., представителей ООО "Информационное агентство "Север-Медиа" П., Б.,
УСТАНОВИЛ:
<Дата обезличена> Прокуратурой г.Сыктывкара в отношении ООО "Информационное агентство "Север-Медиа" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "Информационное агентство "Север-Медиа" по признакам правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ, переданы на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд РК.
Судьей вынесено приведенное выше постановление.
Не согласившись с постановлением судьи, ООО "Информационное агентство "Север-Медиа" обратилось в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит отменить постановление в связи с отсутствием оснований для привлечения к административной ответственности.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения прокурора Коровенко А.В., представителей ООО "Информационное агентство "Север-Медиа" П., Б., считаю постановление судьи подлежащим отмене.
В соответствии с ч.1 статьи 20.3 КоАП РФ пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Суд признал ООО "Информационное агентство "Север-Медиа" виновным в нарушении ч.1 ст.20.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> 13 16 часов 31 минут на сайте ... размещена публикация под названием: "...". В тексте указанной публикации размещена фотография мужчины в черной футболке, стоящего около стола со вскинутыми вверх руками. На футболке данного гражданина имеется изображение свастики в кольце белого цвета, в верхней части которого размещено изображение раскинувшей крылья птицы. Правая рука указанного гражданина вытянута вперед, при этом ладонь правой руки раскрыта и находится выше глаз. Левая рука прикована наручниками к правой и скрывается за запястьем правой руки.
<Дата обезличена> в 20 часов 16 минут на сайте ... размещена публикация под названием: "...".
В тексте указанной публикации размещена фотография мужчины в черной футболке идентичная вышеописанной. При этом на момент осмотра <Дата обезличена> изображение свастики было заретушировано.
<Дата обезличена> в Прокуратуру Республики Коми поступило заявление Н., в котором сообщалось о том, что "..., в статье "..." - на фото, выставленном на всеобщее обозрение нелюдя в футболке со свастикой на груди, в выкинутой рукой в фашистском приветствии, это фото провисело на сайте целый день и после гневных возмущений свастику частично заретушировали".
<Дата обезличена> Прокуратурой г.Сыктывкара в адрес ООО "Информационное агентство "Север-Медиа" направлено уведомление о возбуждении дела об административном правонарушении.
<Дата обезличена> в Прокуратуру г.Сыктывкара явился представитель ООО "Информационное агентство "Север-Медиа" П., однако был не допущен к составлению постановления об административном правонарушении в связи с ненадлежащее оформленной доверенностью на представление интересов Общества.
<Дата обезличена> в Прокуратурой г.Сыктывкара в отношении ООО "Информационное агентство "Север-Медиа" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ.
<Дата обезличена> в адрес ООО "Информационное агентство "Север-Медиа" направлена копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. В тот же день дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
Рассматривая дело, суд признал, что порядок привлечения ООО "Информационное агентство "Север-Медиа" к административной ответственности соблюден, Обществу направлялось уведомление о возбуждении дела об административном правонарушении, явившийся представитель правомерно не был допущен к участию в данной процедуре, поскольку имеющаяся у него доверенность не наделяла его специальным правом на участие по делу об административном правонарушении.
С выводом судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
В соответствии с статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В частности, составление протокола об административном правонарушении производится в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения, ему должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе, а также предоставлена возможность ознакомления с постановлением, он вправе представить объяснения и замечания по содержанию постановления.
Таким образом, право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, как основной принцип института административной ответственности направлено на обеспечение справедливого и правильного установления всех обстоятельств предполагаемого административного правонарушения в состязательной форме в целях реализации задач производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушение данного права ведет к нарушению принципа оценки доказательств, установленного статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отсутствие законного представителя юридического лица протокол об административном правонарушении (в рассматриваемом случае - постановление) может быть составлен лишь при условии неявки такого законного представителя к должностному лицу, уполномоченному для составления протокола, при условии надлежащего извещения законного представителя о соответствующем процессуальном действии.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела судом установлено, что о дате и времени вынесения настоящего постановления ООО "Информационное агентство "Север-Медиа" направлено уведомление о возбуждении дела об административном правонарушении.
<Дата обезличена> в Прокуратуру г.Сыктывкара явился представитель ООО "Информационное агентство "Север-Медиа" П., однако не был допущен к составлению постановления об административном правонарушении в связи с ненадлежащее оформленной доверенностью на представление интересов Общества.
В соответствии с положениями статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Между тем, и прокурором и судом не учтено то обстоятельство, что права законным представителем юридического лица на основании статьи 28.2 КоАП РФ могут осуществляться им как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной законным представителем юридического лица.
В материалах дела имеется доверенность на имя П., подписанная генеральным директором Общества М., являющегося законным представителем юридического лица, в которой перечислены правомочия, в том числе, на представление интересов Доверителя при привлечении Доверителя к административной ответственности.
При таких обстоятельствах недопущение данного представителя в связи с отсутствием полномочий на представление интересов Общества, возбуждение производства по делу об административном правонарушении в отсутствие представителя привлекаемого юридического лица не может быть признано законным.
Полагаю, что несоблюдение прокурором при возбуждении производства по административному делу требований статьи 28.2 КоАП РФ повлекло нарушение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть материалы административного дела, в частности, установить конкретные обстоятельства, имеющие существенное значение для установления его вины, из чего следует, что заявитель был лишен прав, предоставленных ему частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ - возможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, устранение их не представляется возможным.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы в Верховном суде Республики Коми срок давности привлечения ООО "Информационное агентство "Север-Медиа" к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, производство по данному делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 января 2014 года, по которому Общество с ограниченной ответственностью "Информационное агентство "Север-Медиа" (<Номер обезличен>), место нахождения и почтовый адрес: <Адрес обезличен>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... (...) рублей с конфискацией предметов административного правонарушения, отменить.
Производство по данному делу прекратить в соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.А.Суслова