ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-25/2014 от 30.07.2014 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

  Судья Хокшанова Т.А. № 7-66/14

РЕШЕНИЕ

 30 июля 2014 года г. Элиста

 Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., при секретаре Убушиевой А.В., с участием представителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Л-ва М.П., директора МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» К-вой З.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Очирова Э.Г. на постановление Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 24 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ,

установил:

 Согласно протоколу № *** от 10 июня 2014 года об административном правонарушении, составленному начальником Калмыцкого территориального отдела Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Очировым Э.Г., 10 июня 2014 года в 16 часов 00 минут при проведении плановой выездной проверки Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» по адресу: Республика Калмыкия, г. Городовиковск, ул. Ленина, д. 7, установлено, что МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» допущены нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ 2 апреля 2003 года № 4358, которые в совокупности создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 9.11 КоАП РФ.

 Постановлением судьи Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 24 июня 2014 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» прекращено в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

 В жалобе представитель Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Очиров Э.Г. просит постановление суда отменить. Указывает, что в ходе плановой выездной проверки МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» был составлен акт проверки № *** от 10 июня 2014 года и вынесено предписание № *** от 10 июня 2014 года, согласно которым МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» ввела в эксплуатацию тепловые энергоустановки с нарушением Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ 2 апреля 2003 года № 4358 (далее - ПТЭ ТЭ), в частности, с нарушением: п. 2.4.1 – новые тепловые энергоустановки приняты в эксплуатацию с нарушениями порядка, установленным ПТЭ ТЭ; п. 2.4.2 – допуск в эксплуатацию новых тепловых энергоустановок осуществлен без участия органов государственного надзора; п. 2.4.3 – отсутствуют проекты тепловых энергоустановок, п. 2.4.4 – не представлены документы приемосдаточных испытаний оборудования, п. 2.4.11 – включение в работу тепловых установок произведено без временного допуска в эксплуатацию, который устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев. В ходе проверки юридическим лицом не представлены документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию тепловых установок, в связи с чем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ. Считает, что суд, сославшись на акт о приемке законченного строительства объекта системы газоснабжения МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» и строительный паспорт внутридомового газооборудования о проведении газопровода, установке 2-х счетчиков и 3-х котлов, неверно оценил сложившуюся ситуацию, так как юридическим лицом нарушены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 2 апреля 2003 года № 4358, а не системы газоснабжения. Просит с учетом ч. 2 ст. 2.1, ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ постановление суда отменить, дело вернуть на новое судебное рассмотрение.

 В судебном заседании представитель Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Л-в М.П.поддержал доводы жалобы.

 Представитель МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» К-ва З.Б. просила оставить обжалуемое постановление Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 24 июня 2014 года без изменения, а жалобу представителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Очирова Э.Г. – без удовлетворения.

 Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу, что постановление судьи подлежит отмене ввиду существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

 В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

 В силу ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, составляют действия либо бездействие, выразившиеся в нарушении правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. При этом объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан и безопасность эксплуатации перечисленных объектов.

 Как следует из Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года № 115, тепловой энергоустановкой признается энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.

 Указанные Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения (п. 1.1. Правил). Таким образом, эксплуатировавшиеся на момент проверки 09-10 июня 2014 года в МКОУ «ГСОШ № 1 им. Г. Лазарева» котлы КЧМ-7 «Гном» (с давлением теплоносителя 0,4 МПа и с температурой воды не более 95 0С) относятся к тепловым энергоустановкам, требования по технической эксплуатации, которых содержатся в вышеуказанных Правилах.

 Пунктом 2.4.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года № 115, предусмотрено, что новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами.

 Согласно пунктам 2.4.2, 2.4.3, 2.4.4 вышеуказанных Правил допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов; монтаж, реконструкция тепловых энергоустановок выполняются по проекту, соответствующему требованиям охраны труда и природоохранным требованиям, утвержденному и согласованному в установленном порядке; перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом.

 В соответствии с п. 2.4.11 вышеуказанных Правил включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6-ти месяцев. Разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки выдается органом Ростехнадзора.

 Из материалов дела видно, что на основании распоряжений Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора от 28 мая 2014 года № * и от 9 июня 2014 года № * в период с 9 по 10 июня 2014 года должностными лицами Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева», о проведении проверки директор МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» К-ва З.Б. уведомлена 3 июня 2014 года.

 Из содержания распоряжения от 28 мая 2014 года № * следует, что проверяемому юридическому лицу рекомендовано предоставить перечень документов, необходимых для достижения целей и задач проверки, в частности, указано о предоставлении документов, подтверждающих право собственности или иного законного права владения и распоряжения тепловыми установками, сертификатов на оборудование, акта разграничения балансовой принадлежности, паспорта технического устройства (котла, трубопровода, сосуда, работающего под давлением), иных документов, свидетельствующих о соблюдении требований безопасности при эксплуатации тепловых установок.

 Согласно акту № * от 10 июня 2014 года в ходе проверки установлено, что на балансе школы находятся котлы: КЧМ-7 «Гном» - 1 ед., АОГВ – 2 ед., выявлены нарушения обязательных требований в плане теплоэнергетического надзора, в том числе:

 - в учреждении не ведется учет тепловых установок (нарушение п.1.5, Приложения № 1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 2 апреля 2003 года № 4358);

 - новые тепловые установки приняты в эксплуатацию с нарушениями порядка, установленными вышеуказанными Правилами; допуск в эксплуатацию новых тепловых энергоустановок осуществлен без участия органов государственного надзора; отсутствуют проекты тепловых энергоустановок; не представлены документы приемосдаточных испытаний оборудования; включение в работу тепловых установок произведено без временного допуска в эксплуатацию, который устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев; не разработаны программы для проведения учебных противоаварийных тренировок; не заведен журнал для записи результатов проведения противоаварийных и противопожарных тренировок; не проведена ревизия и ремонт запорной арматуры; не проведен комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению тепловых энергоустановок; не создан резерв финансовых средств и аварийный запас расходных материалов и запчастей (нарушения соответственно пунктов 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3,2.4.4, 2.4.11, 2.3.48, 5.2.12, 2.9.1, 2.7.3 вышеуказанных Правил).

 Из акта проверки № * от 10 июня 2014 года следует, что проверка проведена в присутствии директора МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» К-вой З.Б., которая с указанным актом ознакомлена.

 По результатам проверки начальником Калмыцкого территориального отдела Нижнее-Волжского управления Ростехнадзора Очировым Э.Г. составлен протокол № * от 10 июня 2014 года об административном правонарушении в отношении МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» о допущении нарушений пунктов 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ 2 апреля 2003 года № 4358, с которыми согласилась директор К-ва З.Б. При составлении протокола К-вой З.Б. разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 (25.4), 25.5., 25.6 КоАП РФ, копию протокола К-ва З.Б. получила 10 июня 2014 года.

 Принимая решение по делу, суд пришел к выводу об отсутствии каких-либо нарушений Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, руководствовался п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ и исходил из того, что с января по февраль 2004 г. в школе № 1 (МКОУ «ГСОШ № 1 им. Г. Лазарева») проведены работы по газоснабжению, рабочие проекты которых соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта; 26 января 2004 года перед сдачей объекта проводились испытания сварных стыков стального газопровода; 10 февраля 2004 года система газоснабжения, в том числе 3 котла КЧМ, была принята в эксплуатацию приемочной комиссией, в состав которой входил орган Госгортехнадзора РФ Калмыцкой районной горно-технической инспекции. В подтверждение своих выводов суд сослался на пояснения в судебном заседании директора МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» К-вой З.Б. о том, что после проведенной 9-10 июня 2014 года проверки ею были обнаружены документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию тепловых установок, отвечающие требованиям законодательства в области теплоэнергетического надзора, которые она представила в суде первой инстанции; а также на акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, строительный паспорт внутридомового газооборудования, паспорт котла КЧМ-7 «Гном», протокол № * механических испытаний сварочных стыков стального газопровода от 26 января 2004 года, проекты схем газопровода и газоснабжения топочных №№ 1,2,3, акт разграничения газопроводов по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, сертификат качества № ***, на процессуальные документы, составленные по результатам проверки.

 Вместе с тем, данные выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

 Так, из акта о приемке законченного строительством объекта системы газоснабжения от 10 февраля 2004 года, составленного с участием представителей отдела образования, генерального подрядчика (Городовиковский райгаз), эксплуатационной организации (Городовиковский райгаз) и Калмыцкое РГТИ (орган Госгортехнадзора РФ) следует, что строительно-монтажные работы по газификации котельных школы № 1 (с протяженностью трубы 229 м., счетчиками – 2 шт., котлами КЧМ – 3 шт., кранами – 4 шт, СИКЗ, СОУ-1) выполнены в полном объеме в соответствии с проектом, требованиями СНиП 3.05.02.88 и Правил безопасности в газовом хозяйстве Госгортехнадзора РФ. Из анализа формы и содержания данного акта следует, что он составлен в соответствии с приложением № 9 (обязательное) к приказу Минстроя РФ от 23.12.1992 г. № 273 «Об изменении СНиП 3.05.02-88 «Газоснабжение», которые Постановлением Госстроя РФ от 23 декабря 2002 г. № 163 признаны недействующими с 01 июля 2003 года на территории Российской Федерации (то есть утратили силу по состоянию на день составления акта - 10 февраля 2004 г.) в связи с принятием и введением в действие строительных норм и правил «Газораспределительные системы» (СНИП 42-01-2002).

 Кроме того, в соответствии с положениями пп. 2.4.4-2.4.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года № 115: перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом (п.2.4.4); испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем проводятся подрядчиком (генподрядчиком) по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ по сдаваемым тепловым энергоустановкам (п.2.4.5); перед пусконаладочными испытаниями проверяется выполнение проектных схем, строительных норм и правил, государственных стандартов, включая стандарты безопасности труда, правил техники безопасности и промышленной санитарии, правил взрыво и пожаробезопасности, указаний заводов-изготовителей, инструкций по монтажу оборудования и наличия временного допуска к проведению пусконаладочных работ (п.2.4.6); перед пробным пуском подготавливаются условия для надежной и безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок: укомплектовывается, обучается (с проверкой знаний) персонал; разрабатываются эксплуатационные инструкции, инструкции по охране труда, пожарной безопасности, оперативные схемы, техническая документация по учету и отчетности; подготавливаются и испытываются средства защиты, инструмент, запасные части, материалы и топливо; вводятся в действие средства связи, сигнализации и пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции; проверяется наличие актов скрытых работ и испытания; получается разрешение от надзорных органов (п.2.4.7); тепловые энергоустановки принимаются потребителем (заказчиком) от подрядной организации по акту, для проведения пусконаладочных работ и опробования оборудования тепловые энергоустановки представляются органу государственного энергетического надзора для осмотра и выдачи временного разрешения (п.2.4.8); комплексное опробование оборудования тепловых энергоустановок считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 часов на основном топливе с номинальной нагрузкой и проектными параметрами теплоносителя (комплексное опробование тепловых сетей - 24 ч.), при комплексном опробовании включаются предусмотренные проектом контрольно-измерительные приборы, блокировки, устройства сигнализации и дистанционного управления, защиты и автоматического регулирования, если комплексное опробование не может быть проведено на основном топливе или номинальная нагрузка и проектные параметры теплоносителя для тепловых энергоустановок не могут быть достигнуты по каким-либо причинам, не связанным с невыполнением работ, предусмотренных пусковым комплексом, решение провести комплексное опробование на резервном топливе, а также предельные параметры и нагрузки принимаются и устанавливаются приемочной комиссией и отражаются в акте приемки в эксплуатацию пускового комплекса (п.2.4.9).

 Представленные суду представителем МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» К-вой З.Б. материалы, в том числе протокол № * механических испытаний сварочных стыков стального газопровода от 26 января 2004 года, ее пояснения при рассмотрении судом дела об административном правонарушении, а также пояснения свидетеля А-о В.И. в судебном заседании при проверке жалобы на постановление Городовиковского районного суда от 24 июня 2014 года о присутствии при приемке законченного строительством объекта системы газоснабжения представителя органа Госгортехнадзора в РФ (Калмыцкое РГТИ) М-ва В.Я., не содержат сведений, подтверждающих выполнение необходимых процедур, предусмотренных пп. 2.4.4.-2.4.9. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, которые бы свидетельствовали о соблюдении порядка допуска в эксплуатацию и включения в работу новых тепловых энергоустановок.

 Таким образом, судом при рассмотрении дела об административном правонарушении существенно нарушены процессуальные требования Кодекса РФ об административных правонарушениях об оценке доказательств, не установлены все фактические обстоятельства по делу.

 Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

 При таких обстоятельствах, поскольку годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, постановление по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности необходимо решить вопрос о наличии или отсутствии события правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

 Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

 Постановление судьи Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 24 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. Лазарева» отменить, дело направить на новое рассмотрение в Городовиковский районный суд Республики Калмыкия.

 Жалобу представителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Очирова Э.Г. удовлетворить.

Судья С.И. Говоров