ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-25/2016 от 24.01.2017 Демидовского районного суда (Смоленская область)

Дело № 12-4/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Демидов 24 января 2017 года

Демидовский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Лосева А.А.,

при секретаре Миненковой О.А..,

с участием защитника ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица - главы администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области ФИО4 на постановление о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области (юридический адрес: <адрес>, ИНН , ОГРН ; БИК ; ОКВЭД ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора по Смоленской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо - администрация муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Глава администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области ФИО4 обратился в суд с жалобой, в которой просит признать вышеуказанное постановление незаконным и отменить, а производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что администрация МО «<данные изъяты>» не является хозяйствующим субъектом и не специализируется на деятельности по обращению с отходами. Выявленные в действиях юридического лица нарушения являются малозначительными и не создают существенную угрозу охраняемым общественным интересам. Управлением Росприроднадзора по Смоленской области проверка в отношении администрации проводилась впервые и администрацией незамедлительно были приняты меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Также, заявитель указывает, что документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение получен, журнал по обращению с отходами оформлен. Приказом начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области. По указанному правовому акту годовые нормативы образования отходов производства и потребления - 13 наименований отходов в количестве - 11,592 т/год, лимиты на размещение отходов производства и потребления - 2 наименования отходов в количестве 11,012 т/год. Кроме того, заявитель просит учесть имущественное положение администрации и то обстоятельство, что ранее юридическое лицо к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось.

В судебном заседании защитник ФИО5 доводы жалобы поддержала в полном объеме, настаивает на ее удовлетворении, так как правонарушение не является общественно опасным, администрация не занимается хозяйственной деятельностью и не специализируется на деятельности по обращению с отходами, каких-либо последствий и вреда не наступило.

Представитель Управления Росприроднадзора по Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлял.

Выслушав доводы защитника в поддержание жалобы, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В силу ч. 1 и ч.2 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ/км в отношении администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В ходе проверки установлено, что администрация муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области, расположенная по адресу: <адрес> не соблюдает экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно: проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) на момент проверки не согласован; решение о согласовании ПНООЛР и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует; итоговый годовой отчет по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2015 год в установленный срок, а именно до ДД.ММ.ГГГГ не представлен; данные учета администрацией за истекший период в области обращения с отходами не оформлены в соответствии с приложениями к Порядку учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721) и не представлены.

По результатам данной проверки в отношении администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области составлен акт о нарушении обязательных требований Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; ст. 11, п. 3 ст. 18, п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016); Приказа Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 (л.д.).

За совершение указанных правонарушений в отношении администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.2 КоАП РФ (л.д.).

Постановлением старшего государственного инспектора Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д.6-10).

Таким образом, Управлением Росприроднадзора по Смоленской области в ходе проверки достоверно установлен факт несоблюдения администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Должностным лицом в ходе рассмотрения дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, исследованные доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты должностным лицом и положены в основу вынесенного постановления, административное правонарушение правильно квалифицировано по ст. 8.2 КоАП РФ. Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области обязанностей, возложенных на неё действующим законодательством, судом не установлено.

Наказание назначено с применением положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере половины штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.2 КоАП РФ для юридических лиц и является справедливым.

Доводы жалобы о том, что администрация не является хозяйствующим субъектом и не специализируется на деятельности по обращению с отходами, суд находит несостоятельными в силу следующего.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, имеющими признаки хозяйствующего субъекта и специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

Ссылка в жалобе на то, что выявленные в ходе проверки нарушения не создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям судом не принимается, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.

Доводы жалобы о возможности признания совершенного административного правонарушения малозначительным, суд считает несостоятельными.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Однако, в данном случае, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области не имеется, поскольку совершенное административное правонарушение относится к административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы личности и государства в данной сфере. Невыполнение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования ставит под угрозу здоровье граждан и в определенных концентрациях оказывает вредное воздействие на окружающую среду, ввиду чего отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного административного правонарушения.

Иные доводы жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств дела.

Судом не усматривается нарушений в процедуре производства по делу об административном правонарушении, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, протокол об административном правонарушении составлен в надлежащей форме уполномоченным лицом, права юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, соблюдены.

Исходя из вышеизложенного, постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Смоленской области отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Смоленской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица - главы администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Смоленской области ФИО4 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного решения, с подачей жалобы через Демидовский районный суд Смоленской области.

Судья А.А. Лосев