ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-25/2016 от 28.01.2016 Ленинскогого районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 12-25/2016

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

«28» января 2016 года г. Челябинск

Судья Ленинского районного суда г. Челябинска Яременко Ю.Б.

при секретаре судебного заседания Матвеевой Е.А.

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1

защитника Тенькова Т.М.

представителя ТУ Росфиннадзора в Челябинской области ФИО2,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Продэкспортер» ФИО1, <данные изъяты> на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области О.Л.А. в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «ПродЭкспортер» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области О.Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Продэкспортер» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Челябинска с жалобой об отмене постановления и признании данного правонарушения малозначительным в связи с отсутствием существенной угрозы общественным отношениям и тяжких последствий.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник Тенькова Т.М. доводы жалобы поддержали, признав при этом вину полностью.

Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области ФИО2 возражала против доводов жалобы, считает вынесенное постановление законным и обоснованным.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, судья приходит к выводу, что постановление отмене не подлежит по следующим основаниям.

Между ООО «ПродЭкспортер» (Продавец, РФ) и <данные изъяты> Покупатель) ДД.ММ.ГГГГ заключен Контракт , где Продавец обязуется продать и поставить товар, ассортимент, количество и цена которого указывается в Приложениях (Спецификациях) к Контракту, являющихся неотъемлемой частью, а Покупатель обязуется принять и оплатить указанный товар на условиях поставки DAP-склад Покупателя по адресу <адрес> и FCA-склад Продавца по адресу Российская Федерация, <адрес> (<данные изъяты>).

Цена и общая стоимость товара установлена в российских рублях, указывается в приложениях к Контракту и включает стоимость упаковки и маркировки. Цена является окончательной и изменению не подлежит. Общая сумма Контракта составляет 60 000 000,00 (шестьдесят миллионов) российских рублей. Оплата товара производится на условиях предоплаты в размере 100%.

Дата завершения исполнения обязательств по Контракту - ДД.ММ.ГГГГ.

На указанный Контракт в Челябинском филиале ОАО «<данные изъяты>» (<адрес>) ООО «ПродЭкспортер» ДД.ММ.ГГГГ оформлен паспорт сделки (далее - ПС) (переоформлен от ДД.ММ.ГГГГ в связи с подписанием Изменения к Уставу).

В соответствии с частями 1, 2 и 3 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом установлены единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидента.

При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:

3. общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);

4. сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета, в котором осуществляются расчеты по сделке;

Порядок внесения изменений в паспорт сделки (переоформление паспорта сделки) регламентированы главой 8 Инструкции Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".

При внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС (п. 8.1).

В заявлении резидента о переоформлении ПС должны быть указаны:

1. сведения о резиденте - полное или сокращенное фирменное наименование юридического лица (его филиала) для коммерческих организаций, наименование юридического лица (его филиала) для некоммерческих организаций или фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица - индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. В написании наименования допускается использование общепринятых сокращений;

2. реквизиты ПС (номер и дата ПС), раздел ПС, в который вносятся изменения, и содержание указанных изменений;

3. указание на документы и информацию, которые являются основанием для переоформления ПС, и их реквизиты (в случае, установленном пунктом 7.10 настоящей Инструкции, - при их наличии);

4. дата подписания резидентом заявления о переоформлении ПС и проставлена его подпись (п. 8.2).

Одновременно с заявлением о переоформлении ПС резидент представляет в банк ПС документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в ПС (в случае, установленном пунктом 7.10 настоящей Инструкции, - при их наличии), за исключением случая, установленного пунктом 8.8 настоящей Инструкции (8.3).

При изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (8.4).

Адресом места нахождения Общества в соответствии с пунктом 1.3. Устава ООО «ПродЭкспортер» (утвержден Решением учредителя от ДД.ММ.ГГГГ) является: <адрес>. Решением единственного участника ООО «ПродЭкспортер» от ДД.ММ.ГГГГ внесены Изменения в Устав Общества касательно места нахождения: «Место нахождения Общества: <адрес>

Согласно информации Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>, ООО «ПродЭкспортер»: «подало заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ДД.ММ.ГГГГ за в ИФНС по <адрес> о смене адреса организации, а ДД.ММ.ГГГГ данная Инспекция внесла запись о смене адреса организации в ИФНС России по <адрес>» (письмо ИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). Указанные изменения адреса юридического лица внесены в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером , дата внесения записи -ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные изменения в Учредительные документы затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС , поскольку Инструкцией ЦБ России от ДД.ММ.ГГГГ-И определено, что в пункте 1.2 паспорта сделки указывается адрес места нахождения юридического лица субъекта Российской Федерации в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, в пункте 1.4 паспорта сделки - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.

Согласно п.8.4 Инструкции ЦБ России от ДД.ММ.ГГГГ-И, генеральный директор ООО «ПродЭкспортер» ФИО1 должен был в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ представить в банк заявление о переоформлении ПС, документы и информацию, которые необходимы для переоформления ПС.

Следовательно, с учетом даты внесения изменений в ЕГРЮЛ (ДД.ММ.ГГГГ) документы и сведения, необходимые для переоформления ПС, должны быть предоставлены генеральным директором ООО «ПродЭкспортер» ФИО1 в уполномоченный банк не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Фактически документы и сведения (заявление от ДД.ММ.ГГГГ о переоформлении ПС, выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, копия Изменений в Устав от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельство ИФНС от ДД.ММ.ГГГГ) представлены в уполномоченный банк ДД.ММ.ГГГГ, с нарушением установленного срока.

На основании п.8.5 Инструкции ЦБ России -И от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ банк принял решение о переоформлении паспорта сделки.

В связи с чем, ПС от ДД.ММ.ГГГГ Переоформлен ДД.ММ.ГГГГ за номером

Таким образом, генеральным директором ООО «ПродЭкспортер» ФИО1 совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обязанность по предоставлению в банк заявления о переоформлении ПС, документов и информации, которые необходимы для переоформления ПС при изменении сведений о резиденте, указанные в ранее оформленном ПС, представляются в установленный срок - не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Указанные изменения адреса юридического лица, а также КПП, внесены в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, с данного момента у Генерального директора ООО «ПродЭкспортер» ФИО1 возникла обязанность по подаче заявления о переоформлении ПС от ДД.ММ.ГГГГ.Об обязанности переоформления паспорта сделки в установленный срок, руководитель предприятия должен знать. Однако руководителем ООО «ПродЭкспортер» не была должным образом организована работа в части исполнения валютного законодательства, а именно, не произведено переоформление паспорта сделки в части внесения изменений в сведения об адресе места нахождения и КПП ООО «ПродЭкспортер».

Генеральный директор ООО «ПродЭкспортер» ФИО1 должен был и мог знать об обязанности своевременного представления в банк заявления, документов и информации для переоформления ПС в установленном порядке, закрепленном п.8.1, п.8.3 и п.8.4 Инструкции ЦБ России -И от ДД.ММ.ГГГГ.

Довод о малозначительности совершенного генеральным директором Общества ФИО1 административного правонарушения является несостоятельным по следующим основаниям.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении генерального директора ООО «ПродЭкспортер» ФИО1 к исполнению своих публично - правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Также по смыслу ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Совершенное Генеральным директором ООО «ПродЭкспортер» ФИО1 административное правонарушение влияет на осуществление государством своих функций по валютному контролю.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной валютной политики обеспечении устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Поскольку названное правонарушение носит формальный характер, посягает на установленный в сфере валютного регулирования и валютного контроля порядок общественных отношений, довод Генерального директора ООО «ПродЭкспортер» ФИО1 о малозначительности вменяемого административного правонарушения оценен критически.

Генеральный директор ООО «ПродЭкспортер» ФИО1 имел возможность предотвратить наступление неблагоприятных последствий, связанных в том числе с предпринимательскими рисками, путем своевременного представления форм учета и отчетности, контролю за исполнительской дисциплиной должностных лиц, предприняв меры к предотвращению совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Статьей 8 «Управление обществом» Устава ООО «ПродЭкспортер», утвержденного Решением учредителя от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено: «8.1. Органами управления Обществом являются:

- общее собрание участников;

- генеральный директор.

8.3. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется Генеральным директором (единоличным исполнительным органом).

Генеральный директор назначается решением собрания участников сроком на три года. В случае, если участников более одного лица, решением общего собрания участников.

8.12. Генеральный директор осуществляет текущее руководство хозяйственной деятельностью Общества. При этом он совершает любые действия, необходимые для реализации данной функции, кроме решения вопросов, отнесенных к компетенции других органов управления Общества и ревизионной комиссии Общества.

Генеральный директор Общества осуществляет следующие полномочия:

- без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

- подписывает финансовые и иные документы Общества;

- открывает в банках расчетный и другие счета, распоряжается имуществом и финансовыми средствами Общества в пределах своей компетенции;

- обеспечивает подготовку и представляет общему собранию участников годовой отчет, годовой бухгалтерский баланс, предложения о распределении чистой прибыли между участниками, информирует указанные органы о текущей финансовой и хозяйственной деятельности, организует выполнение решений общего собрания и совета директоров;

- руководит исполнительным персоналом Общества, утверждает организационную структуру и штатное расписание, организует учет и обеспечивает составление и своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности Общества в налоговые органы, социальные фонды и органы государственной статистики;

- издает приказы (распоряжения), обязательные для персонала Общества, в том числе приказы о назначении на должность работников Общества, об их переводе и увольнении, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания».

Следовательно, в соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генеральный директор Общества, как единоличный исполнительный орган Общества осуществляет текущее руководство и выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Решением единственного Участника ООО «ПродЭкспортер» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначен на должность Генерального директора Общества (приказ о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ). Приказом от ДД.ММ.ГГГГ обязанности по ведению бухгалтерского учета возложены на ФИО1, в связи с отсутствием в штате главного бухгалтера.

Следовательно, Генеральный директор ООО «ПродЭкспортер» ФИО1 является должностным лицом ООО «ПродЭкспортер», совершившим правонарушение, выразившееся в несвоевременном представления в банк заявления, документов и информации для переоформления паспорта сделки.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 21 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.ч.2 и 3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.6, 6.3 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются формальными, следовательно, существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается не в наступлении вредных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя по исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Совершенное генеральным директором ООО «ПродЭкспортер» ФИО1 правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования, обеспечивающего устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка, в связи с этим правонарушение не может быть признано малозначительным.

Каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушений административным органом не установлено.

Следовательно, генеральным директором ООО «ПродЭкспортер» ФИО1 не были предприняты все необходимые меры по соблюдению требований валютного законодательства.

По мнению суда, несвоевременное переоформление паспорта сделки нарушало целостность системы валютного контроля и валютного регулирования, т.к. приводило к искажению реальной информации о фактически переданных нерезидентам товарах, выполненных работах, оказанных услугах, а также причитавшейся за них валютной выручки, что в конечном счете влияло на объективность данных, представляемых ЦБ РФ и Правительству РФ, необходимых им для осуществления контроля за процессами, происходящими во внешнеэкономическом секторе экономики, проведения взвешенной внешнеторговой, денежно-кредитной, финансовой и валютной политики государства, определения стратегии в области валютного регулирования.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правоотношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля, а именно - установленные сроки предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям. По мнению суда, в силу формальной природы состава указанного правонарушения административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда, в связи с чем, при оценке деяния с точки зрения ст. 2.9 КоАП РФ необходимо учитывать лишь характер угрозы охраняемым общественным отношениям (является ли угроза существенной, непосредственной), а не наличие или отсутствие материально выраженных последствий.

Состав правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям и социальная опасность деяния состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих обязанностей. В рассматриваемом случае вмененное обществу правонарушение само по себе содержало угрозу интересам государства в сфере валютного регулирования и затрудняло контроль за соблюдением гражданами и юридическими лицами валютного законодательства РФ. По мнению суда, такого рода правонарушение может быть оценено как малозначительное лишь при наличии со стороны нарушителя позитивных действий, направленных на исполнение им своих публично-правовых обязанностей на условиях и в сроки, максимально приближенные к установленным законодательством.

Нарушение валютного законодательства РФ считается наиболее общественно опасным, поскольку это следует из установленного законодательством повышенного размера штрафа за правонарушения в названной сфере (ч.3 ст.3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также более продолжительного срока давности привлечения к административной ответственности за их совершение (ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Объектом административного правонарушения, установленного ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правоотношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. О высокой степени общественной опасности посягательств на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, обеспечения устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка, свидетельствуют значительный размер штрафа, годичный срок давности привлечения к административной ответственности и проведение административного расследования. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом вмененное обществу правонарушение само по себе содержало угрозу интересам государства в сфере валютного регулирования и затрудняло контроль за соблюдением гражданами и юридическими лицами валютного законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области О.Л.А. в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «ПродЭкспортер» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «ПродЭкспортер» ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись

Копия верна.

Судья Ю.Б. Яременко