ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-25/2017 от 06.02.2017 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 12-25/2017

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Абакан Республики Хакасия 06 февраля 2017 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Куликова Р.В.,

при секретаре Арнгольд Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, <данные изъяты> Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия Чаптыкова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, на постановление Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее – УФК по РХ) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным <данные изъяты> УФК по РХ ФИО1, <данные изъяты> Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (далее – Фонд) Чаптыкова Т.А. привлечена к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, должностное лицо Чаптыкова Т.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление УФК по РХ от ДД.ММ.ГГГГ отменить и освободить ее от административной ответственности ввиду того, что при внесении произведенных Фондом расходов ею была допущена ошибка в определении кодов бюджетной классификации, умысла направленного на совершение данного нарушения бюджетного законодательства не имелось. При обнаружении данного нарушения были произведены соответствующие исправления, в связи с чем ее действия нельзя признать действиями по нецелевому использованию бюджетных средств. Также указывает на малозначительность совершенного правонарушения.

От представителя УФК по РХ поступил отзыв на жалобу Чуптыковой Т.А., в котором он просит в удовлетворении требований отказать, поскольку факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и вина главного бухгалтера отдела отчета и отчетности Фонда Чаптыковой Т.А. подтверждается материалами дела. Фондом не было представлено в УФК по РХ уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа. Таким образом, Фондом не был соблюден порядок внесения исправленных записей в учетную запись в части изменения кодов бюджетной классификации по произведенным клиентом кассовым выплатам. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности не исключает факт нецелевого использования средств субвенций. Кроме того, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.

В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Чаптыкова Т.А. жалобу поддержала.

Представитель административного органа УФК по РХ Ульчугачева Н.В., действующая на основании доверенности, указал на законность вынесенного постановления. Просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела об административном правонарушении с учетом доводов жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

По смыслу приведенных норм права, любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом нецелевым расходование бюджетных средств считается направление бюджетных средств на иные, не предусмотренные правовым основанием выдачи этих средств, цели.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании приказа УФК по РХ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Фонда была проведена выездная проверка использования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направленных на реализацию мероприятий подпрограмм государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» в ДД.ММ.ГГГГ году.

По итогам проведенной проверки выявлено, что Фондом заявкой на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ произведены расходы по приобретению материальных ценностей у ООО (товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ) на общую сумму 58 717,01 руб., в том числе электросушилок для рук антивандальных <данные изъяты> в количестве трех единиц общей стоимостью 26 774,34 руб. (по 8 924,78 руб. каждая). Указанные материальные ценности оплачены по КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», тогда как их следовало произвести по КОСКУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

В связи с этим УФК по РХ установлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, о чем составлен акт выездной проверки (ревизии) от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному акту, в нарушение ст.ст. 38, 162 Бюджетного кодекса РФ, п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, Фондом в ДД.ММ.ГГГГ году средства субвенций в сумме 26 774,34 руб. использованы Фондом на цели, не соответствующие условиям их получения, что в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств субвенций.

ДД.ММ.ГГГГ контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по РХ составлен протокол об административном правонарушении , в котором выявленное правонарушение квалифицированно по ст. 15.14 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ врио руководителя УФК по РХ вынесено постановление о привлечении <данные изъяты> Фонда Чаптыкову Т.А. к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, поскольку в соответствии с должностной инструкцией от ДД.ММ.ГГГГ в ее должностные обязанности входит контроль за целевым и рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования.

Оспаривая вышеназванное постановление заявитель указывает на ошибочную квалификацию выявленного УФК по РХ нарушения как нецелевое использование бюджетных средств и на самостоятельное обнаружение и исправление ошибки в определении кодов бюджетной классификации до окончания финансового года.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 8 ст. 26 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Пунктом 8 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что Федеральный фонд осуществляет следующие права и обязанности по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе, согласовывает нормативы расходов на обеспечение выполнения территориальными фондами своих функций.

Согласно п. 5 ч. 5 ст. 26 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения, в том числе, выполнения функций органа управления территориального фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 387-ФЗ от 01.12.2014 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов» утверждено распределение субвенций из бюджета Фонда, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и города Байконура, возникающих при осуществлении переданных в сфере обязательного медицинского страхования полномочий (далее - субвенции), на 2015 год согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в силу которого Республике Хакасия выделено 6 378 210,8 тыс. руб.

Пунктом 1 ст. 147 Бюджетного кодекса РФ определено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Бюджет Фонда на 2015 год утвержден Законом Республики Хакасия № 103-ЗРХ от 08.12.2014 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Республики Хакасия № 103-ЗРХ от 08.12.2014 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов» утверждено распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета на 2015 год - согласно приложению 5 к настоящему Закону, в силу которого на обеспечение функционирования органов управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия установлена сумма 50 042,2 тыс. руб.

Указанная выше сумма выделена Фонду по целевой статье расходов - 81 0 0000, согласно которой на целевую статью расходов 81 1 5093, в том числе выделено по виду расходов 200 (иные закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд) – 9 123,0 тыс. руб. Конкретные статьи КОСГУ, на которые выделены денежные средства субвенции, в приложении № 5 не обозначены.

При этом в силу положений примечаний №№ 1 и 2 к указанному выше Закону главным администратором доходов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия и главным администратором источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия является Фонд (код бюджетной классификации администратора доходов 395).

Правовое положение Фонда определено ст. 34 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия № 435 от 14.07.2011 (далее – Положение).

В соответствии с разделом 3 названного Положения Фонд осуществляет ряд полномочий, в том числе управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Республики Хакасия (п. 3.1).

Согласно п. 4.2.5 Положения расходы бюджета Территориального фонда осуществляются в целях финансового обеспечения выполнения функций органа управления Территориального фонда.

Выполнение функций органа управления Территориального фонда осуществляется за счет средств бюджета Территориального фонда, утвержденного Верховным Советом Республики Хакасия (п. 4.6 Положения).

В силу раздела 5 Положения управление Территориальным фондом осуществляется директором. Директор Территориального фонда издает приказы, распоряжения административно-хозяйственного и организационно-распорядительного характера, дает указания по вопросам деятельности Территориального фонда, обязательные для исполнения всеми работниками Территориального фонда.

Контроль за исполнением бюджета Территориального фонда осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 6.2 Положения).

Из анализа вышеприведенных правовых положений Фонд является главным администратором доходов и источников финансирования бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, самостоятельно распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между получателями бюджетных средств.

Фонд, как получатель бюджетных средств, исполняет бюджетные обязательства за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на очередной год в соответствии со сметой по конкретным статьям КОСГУ.

Согласно представленной в материалы дела смете расходов Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на выполнение управленческих функций на ДД.ММ.ГГГГ гг., Фондом расходы самостоятельно распределены по конкретным статьям КОСГУ, в том числе по спорным 310 и 340. При этом в течение ДД.ММ.ГГГГ года Фонд корректировал свои бюджетные обязательства в пределах выделенных лимитов.

Согласно Приложению № 3 к Закону Республики Хакасия № 56-ЗРХ от 04.07.2016 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия за 2015 год» на обеспечение функционирования органов управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия принята сумма исполнения – 49 442,6 тыс. руб., то есть в пределах суммы, утвержденной бюджетом Фонда, а, следовательно, и в пределах выделенной суммы субвенций на указанный вид расходов.

В соответствии со ст. 148 Бюджетного кодекса РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.

Пунктом 2.5.3 Приказа Казначейства России № 8н от 10.10.2008 «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» клиент вправе в пределах текущего финансового года уточнить операции по кассовым выплатам и (или) коды бюджетной классификации, по которым данные операции были отражены на лицевом счете клиента. Для уточнения указанных операций и кодов бюджетной классификации по операциям клиент представляет в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа согласно приложению № 8 к настоящему Порядку (код формы по КФД 0531809).

Внесение в установленном порядке изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации по произведенным клиентом кассовым выплатам возможно, в том числе, при ошибочном указании получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в Заявке или финансовым органом в расчетном документе кода бюджетной классификации, на основании которого была отражена кассовая выплата на его лицевом счете, в случае если указанная ошибка не влечет создания нового бюджетного обязательства.

Орган Федерального казначейства обрабатывает Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа. Указанное Уведомление является основанием для отражения органом Федерального казначейства операции по уточнению кода бюджетной классификации в бюджетном учете.

Учитывая изложенное, суд считает, что самостоятельное обнаружение ошибки и исправление статьи КОСГУ в бухгалтерском учете и отчетности при наличии соответствующих полномочий правомерно произведено Фондом до окончания финансового года.

Довод УФК по РХ о том, что Фондом не был соблюден порядок внесения исправленных записей в учетную запись в части изменения кодов бюджетной классификации по произведенным клиентом кассовым выплатам не свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств, поскольку произведено Фондом в пределах доверенных до него в установленном порядке без указания конкретных статей КОСГУ лимитов бюджетных обязательств.

Спорные расходы Фонда соответствуют их предметно-целевому назначению, определенному экономической классификацией расходов бюджетов, размеру и целевому назначению средств, не нарушают принцип адресности и целевого использования средств.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный орган не доказал в действиях Фонда как событие так и состав рассматриваемого административного правонарушения.

В силу частей 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие события административного правонарушения и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

В связи с вышеизложенным суд полагает, что требования <данные изъяты> Фонда Чаптыковой Т.А. являются обоснованными, оспариваемое постановление в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении <данные изъяты> Территориального фонда обязательного страхования Республики Хакасия Чаптыкова Т.А. к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> Территориального фонда обязательного страхования Республики Хакасия Чаптыкова Т.А. прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней, через Абаканский городской суд.

Судья Р.В. Куликов