Дело № 12-25/2017
РЕШЕНИЕ
г. Калязин 16 ноября 2017 года
Судья Калязинского районного суда Тверской области Щербинина Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» на постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора от 04 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 от 04 октября 2017 года Государственное бюджетное учреждение Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» обратился в Калязинский районный суд Тверской области с жалобой, в которой просит отменить постановление государственного инспектора, мотивируя тем, что постановление необоснованно, поскольку, учреждению вменяется нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов 3 класса опасности, в связи с эксплуатацией Автоматизированной блочно-модульной котельной «АБМК-1,18-1-1», давление газа которой на выходе из ГРУ составляет 0,03 МПа. Однако, фактически котельная на выходе из ГРУ имеет давление газа – 0,003 МПа, что подтверждается сведениями Эксплуатационного журнала пункта редуцирования газа. В силу пункта 4 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ установлен III класс опасности для производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 МПа. Таким образом, данное обстоятельство не позволяет отнести котельную, эксплуатируемую учреждением, к опасному производственному объекту III класса производственной опасности. Кроме того, газопровод, протяженностью 113 м. в соответствии с письмом Главы администрации Калязинского района от 24 октября 2016 года, должен быть передан в муниципальную собственность, что исключает обязанность учреждения по лицензированию деятельности с использованием данного опасного производственного объекта. Просит суд постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора от 04 октября 2017 года отменить.
В судебном заседании законный представитель директор Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» ФИО2, доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить, постановление отменить, производство по делу прекратить.
Защитник – адвокат Иванов А.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что в действиях Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» формально имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, однако, учреждением принимались меры по устранению выявленных проверкой нарушений, а именно, вопрос о передаче объекта недвижимости – газопровода перед Администрацией Калязинского района Тверской области в муниципальную собственность руководителем ГБУ «Спортивный ледовый комплекс» был поставлен с момента закрепления за учреждением на праве оперативного управления указанного имущества. Таким образом, учреждение не игнорировало требования законодательства в области промышленной безопасности, и не по его вине до настоящего момента недвижимое имущество не передано в муниципальную собственность. Просит также рассмотреть возможность об освобождении Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» от административной ответственности, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, либо снизить размер штрафа.
В судебное заседание представитель Центрального управления Ростехнадзора не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
При данных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Центрального управления Ростехнадзора.
Помощник прокурора Калязинского района Тверской области Пронин А.Н. в судебном заседании просил постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора от 04 октября 2017 года оставить без изменения, считая его законным и обоснованным. Указал, что совершенное учреждением административное правонарушение не может быть признано малозначительным, так как ГБУ «Спортивный ледовый комплекс «Волга» эксплуатирует опасный производственный объект, который способен причинить вред.
Суд, изучив жалобу, выслушав законного представителя ГБУ «Спортивный ледовый комплекс «Волга», защитника, помощника прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В соответствии с частями 1-4 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В ч. 1 ст. 9 названного Закона установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Из материалов дела следует, что Государственному бюджетному учреждению Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» на праве оперативного управления принадлежит Спорткомплекс с универсальным игровым залом. Газопровод, назначение: газоснабжение, протяженность ........, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый № ___, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № ___ от "__"__ __ г.; а также Спорткомплекс с универсальным игровым залом. Блочно-модульная газовая котельная, назначение: нежилое здание, площадь ....... кв.м., количество этажей: 1, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый № ___, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № ___ от "__"__ __ г..
На основании решения прокурора Калязинского района Тверской области Скобелева В.А. от "__"__ __ г.№ ___ проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации газового оборудования в отношении ГБУ «Спортивный ледовый комплекс «Волга», срок проведения проверки установлен с "__"__ __ г. по "__"__ __ г..
По результатам проведенной прокурором Калязинского районного суда Тверской области проверки установлено, что в нарушение пунктов 4, 13, 17, 20 части 1 статьи 9, статьи 10, статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пунктов 1 и 2 приложения № 1 к данному Федеральному закону, Государственное бюджетное учреждение Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта: Спорткомплекс с универсальным игровым залом. Газопровод, назначение газоснабжение, протяженность ....... м., кадастровый № ___. Блочно-модульная газовая котельная, назначение: нежилое здание, площадь ....... кв.м., количество этажей 1, кадастровый № ___, не имея лицензии на осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности; не имея заключенных договоров профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание опасного производственного объекта; не имея договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; не обеспечивая проведение экспертизы промышленной безопасности.
15 сентября 2017 года прокурором Калязинского района Тверской области Скобелевым В.А. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга», и "__"__ __ г. государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 вынесено постановление о признании Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, выразившемся в нарушении требований промышленной безопасности, предусмотренных статьями 9, 10, 11 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, предусмотренных пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Фактические обстоятельства дела и виновность Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от "__"__ __ г., в котором указаны обстоятельства совершенного Государственным бюджетным учреждением Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» административного правонарушения, и из которого видно, что права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ законному представителю учреждения директору ФИО2 разъяснены, о чем имеется его подпись в соответствующей строке постановления, при составлении постановления ФИО2 замечаний по его содержанию не выразил; копией решения прокурора Калязинского района Тверской области № 61а от 13 сентября 2017 года о проведении проверки в отношении Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга»; копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» от "__"__ __ г.; копией свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от "__"__ __ г.; копией Устава Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга»; копией свидетельства о государственной о регистрации права № ___ от "__"__ __ г.; копией свидетельства о государственной о регистрации права № ___ от "__"__ __ г.; копией акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов – газопровода от "__"__ __ г.; копией инвентарной карточкой учета нефинансовых активов № ___, дата открытия "__"__ __ г., из которой видно, что балансодержателем газопровода является Государственное бюджетное учреждение Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга»; копией проектной документации Спорткомплекса с универсальным игровым залом <адрес> (блочно-модульная котельная). Газоснабжение (внутренние устройства); копией паспорта Автоматизированной блочно-модульной котельной АБМК-1, № ___; разрешением № ___ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на применение Автоматизированных блочно-модульных котельных типа АБМК по ТУ № ___ на срок до "__"__ __ г., условия применения: соблюдение требований законодательства РФ в области промышленной безопасности.
Таким образом, действия Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела государственным инспектором на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, правильно применены положения действующего законодательства в области промышленной безопасности производственных объектов, дана надлежащая юридическая оценка действиям юридического лица - Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» и сделан обоснованный вывод о законности его привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, вменение Государственному бюджетному учреждению Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» государственным инспектором нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, предусмотренных пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», необоснованно, поскольку, как видно из материалов дела, Государственное бюджетное учреждение Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» не имеет лицензии на осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а наличие лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в отношении опасного производственного объекта в силу статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является одним из требований промышленной безопасности при его эксплуатации, в связи с чем, подлежит исключению из постановления государственного инспектора от 04 октября 2017 года.
Довод жалобы директора учреждения ФИО2 о том, что котельная, эксплуатируемая Государственным бюджетным учреждением Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга», к опасному производственному объекту III класса производственной опасности не относится, и его ссылка на сведения Эксплуатационного журнала пункта редуцирования газа, согласно которым котельная на выходе из ГРУ имеет давление газа – 0,003 МПа, необоснован.
Согласно пункту 4 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности: II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля; III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
В силу пункта 10 в случае, если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1 - 9 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» настоящего приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.
Как видно из пункта 2 паспорта Автоматизированной блочно-модульной котельной АБМК-1, № ___, давление газа (номинальное) перед горелками и на вводе в котельную составляет 0,03 МПа, температура уходящих газов при номинальной мощности составляет не более 2150С, рабочее (избыточное) давление теплоносителя (воды) составляет 0,3МПа; из технического задания на проектирование проектной документации «Спорткомплекс с универсальным игровым залом <адрес> (блочно-модульная котельная). Газоснабжение (внутренние устройства) АБМК-1,18-1-1 «Автоматизированная блочно-модульная котельная «АБМК-1,18-1-1» видно, что она подключена к существующему газопроводу высокого давления (Р=0,6 МПа); используемый вид топлива – природный газ; на входе в ГРУ давление газа составляет 0,6 МПа, на выходе из ГРУ – 0,03 МПа; максимальный расход газа – 140 нм3/ч; минимальный расход газа – 20 нм3/ч,
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
В соответствии с ч. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Данных о том, что Государственным бюджетным учреждением Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» в установленном порядке представлялись сведения об опасных производственных объектах для регистрации в государственном реестре, не имеется, и при рассмотрении жалобы таких обстоятельств не установлено.
То обстоятельство, что в настоящее время осуществляются мероприятия по передаче газопровода, протяженностью 113 метров в муниципальную собственность, не являются основанием для отмены или изменения вынесенного постановления, поскольку не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга».
При рассмотрении дела все фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. Все предъявленные доказательства оценены государственным инспектором в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Вопреки утверждениям защитника, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» от административной ответственности согласно ст. 2.9 КоАП РФ судьей не установлено, поскольку допущены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Оснований для отмены постановления государственного инспектора в отношении Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» и прекращении производства по делу об административном правонарушении, как того просит законный представитель ФИО2 не имеется.
Однако, судья приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление в отношении Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» от 04 октября 2017 года подлежит изменению.
Из постановления следует, что административное наказание назначено Государственному бюджетному учреждению Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, однако с учетом обстоятельств и характера правонарушения, который не повлек за собой каких-либо вредных последствий, имущественного и финансового положения привлекаемого к ответственности лица, которое является государственным бюджетным учреждением, владеющим имуществом на праве оперативного управления, отсутствие сведений о привлечении учреждения к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, суд находит, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, суд полагает возможным в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер административного штрафа, назначенного главным государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1, Государственному бюджетному учреждению Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» в качестве административного наказания, с двухсот тысяч рублей до ста тысяч рублей.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 № 7.2-Пс/0190-0000-2017 от 04 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» – изменить, снизив размер назначенного штрафа до 100 000 (ста тысяч) рублей.
Исключить из данного постановления указание на вменение Государственному бюджетному учреждению Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, предусмотренных пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу законного представителя – директора Государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивный ледовый комплекс «Волга» ФИО2 без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Т.Н. Щербинина