ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-25/2017 от 31.01.2017 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

31 января 2017 года город Орел

Судья Советского районного суда города Орла Щербина И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу администрации г. Орла на постановление о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГ№***-АП по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

администрация г.Орла обратилась в суд с жалобой на постановление о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГ№***-АП по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В обоснование жалобы указав, что принятое постановление является незаконным и подлежащим отмене. Решением суда на администрацию г.Орла возложена обязанность предоставить Б.С.В. жилое помещение, как лицу, являющемуся сиротой. Судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство. Добровольно требования, содержащиеся в исполнительном документе, администрацией г.Орла не исполнены. Постановлением от ДД.ММ.ГГ№***-АП администрация г.Орла привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. Процедура приобретения жилого помещения - объявление торгов, оформление сделки, регистрация прав является длительной, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ в ред. от 28.12.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с соблюдением сроков, установленных Законом. В настоящее время не имеется финансирования для исполнения решения суда. Администрацией г.Орла предпринимаются меры для приобретения квартир для указанной категории граждан. Полагает, что со стороны администрации отсутствует бездействие, и вина в совершении административного правонарушения. В связи с чем, просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ№***-АП и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель администрации г.Орла по доверенности ФИО1 поддержала доводы жалобы и просила суд ее удовлетворить и отменить оспариваемое постановление по основаниям, указанным в жалобе.

В судебное заседание начальник отдела – старший судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП по Орловской области ФИО2, надлежаще извещенная о рассмотрении жалобы, не явилась, о причинах неявки суду не сообщила

Представитель начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Орловской области ФИО2 по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы администрации г. Орла, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что решением <данные изъяты> районного суда г.Орла от ДД.ММ.ГГ по гражданскому делу по иску Б.С.В. к администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда – требования удовлетворены. На администрацию г.Орла возложена обязанность предоставить Б.С.В. благоустроенное жилое помещение в г.Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения, общей площадью по норме предоставления в соответствии с законом.

ДД.ММ.ГГ межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области возбуждено исполнительное производство №***-ИП, на основании исполнительного листа ФС №*** от ДД.ММ.ГГ выданного <данные изъяты> районным судом г.Орла.

ДД.ММ.ГГ администрацией г.Орла подано в <данные изъяты> районный суд г.Орла заявление об отсрочке исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГ. Определением суда от ДД.ММ.ГГ администрации города Орла отказано в предоставлении отсрочки. ДД.ММ.ГГ администрацией города Орла подана частная жалоба на указанное определение суда об отказе в отсрочке, в удовлетворении которой отказано.

ДД.ММ.ГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Орловской области вынесено постановление о взыскании с администрации г.Орла исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГ администрация г.Орла обратилась в <данные изъяты> районный суд г.Орла с исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

Решением <данные изъяты> районного суда г.Орла от ДД.ММ.ГГ удовлетворено исковое заявление администрации г.Орла об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с ч.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, в связи с чем финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Администрация города Орла действует в рамках переданных государственных полномочий на основании Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».

ДД.ММ.ГГ уведомлением о бюджетных ассигнованиях на ДД.ММ.ГГ год №***-л от ДД.ММ.ГГ доведены лимиты бюджетных обязательств для муниципального образования «Город Орел» в размере <данные изъяты> рубля. С учетом предусмотренного из бюджета области финансирования администрацией города Орла принято постановление от 13.03.2015 № 837 «О приобретении жилья для детей-сирот».

В соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств администрацией города Орла заключены:

1) ДД.ММ.ГГ с МКУ «Управление капитального строительства г.Орла» муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья №*** на строительство <данные изъяты> квартиры по адресу: <...>;

2) ДД.ММ.ГГ с ОАО «Орелстрой» заключен муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья №*** на строительство <данные изъяты> квартир по адресу: <...>, согласно которым во исполнение <данные изъяты> судебных решений <данные изъяты> районного суда <...>, принятых в ДД.ММ.ГГ году, администрацией г.Орла поданы заявления об отсрочках исполнения решений.

Вместе с тем, решения суда, постановленные в <данные изъяты> году, в том числе решение по иску Б.С.В., в их число не вошли ввиду отсутствия финансирования из бюджета Орловской области на исполнение переданных администрации г.Орла государственных полномочий.

Поскольку выделенных денежных средств из бюджета Орловской области в ДД.ММ.ГГ году недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией г.Орла переданных государственных полномочий по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, администрацией города Орла ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ направлены обращения Губернатору Орловской области В.В. Потомскому о выделении дополнительного финансирования на приобретение жилых помещений для исполнения решений вынесенных Советским районным судом города Орла, в том числе по иску Б.С.В., а также для лиц указанной категории, состоявших на учете в администрации г.Орла.

ДД.ММ.ГГ до муниципального образования «Город Орел» доведены лимиты бюджетных обязательств на ДД.ММ.ГГ год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в размере <данные изъяты> тыс. руб.

Согласно письму Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от ДД.ММ.ГГ<...>ю было осуществлено погашение кредиторской задолженности для исполнения муниципального контракта <данные изъяты> г. на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот за счет лимитов, доведенных на <данные изъяты> г.

На оставшиеся денежные средства в размере <данные изъяты> рублей ДД.ММ.ГГ на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла размещен электронный аукцион №*** на определение поставщика для осуществления закупки <данные изъяты> жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ на официальном сайте <данные изъяты> администрацией г.Орла повторно был размещен электронный аукцион №*** на определение поставщика для осуществления закупки <данные изъяты> жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ на официальном сайте <данные изъяты> администрацией г.Орла был размещен электронный аукцион №*** на определение поставщика для осуществления закупки <данные изъяты> жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ на официальном сайте <данные изъяты> администрацией г.Орла был размещен электронный аукцион №*** на определение поставщика для осуществления закупки <данные изъяты> жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

ДД.ММ.ГГ на официальном сайте <данные изъяты> администрацией г.Орла размещены <данные изъяты> электронных аукционов на определение поставщика для осуществления закупки <данные изъяты> жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион №*** признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от ДД.ММ.ГГ.

По результатам одного из <данные изъяты> аукционов от ДД.ММ.ГГ заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГ на приобретение одной квартиры.

ДД.ММ.ГГ на официальном сайте <данные изъяты> администрацией г.Орла размещены <данные изъяты> электронных аукционов на определение поставщика для осуществления закупки <данные изъяты> жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Срок подачи заявок на участие в электронных аукционах истекает ДД.ММ.ГГ.

Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГ№***-АП администрация г.Орла признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение администрацией г. Орла содержащегося в исполнительном документе требования об обязании администрации г.Орла предоставить Б.С.В. благоустроенное жилое помещение в г. Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения, общей площадью по норме предоставления в соответствии положениями ч.3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ.

В оспариваемом постановлении от ДД.ММ.ГГ указано, что с момента возбуждения исполнительного производства администрацией г. Орла не были предприняты надлежащие меры для исполнения решения суда, требования, изложенные в исполнительном документе, не исполнены, уважительных причин неисполнения решения суда судебному приставу-исполнителю не представлено.

В настоящее время решение суда администрацией г. Орла не исполнено, в материалах исполнительного производства отсутствуют документы, подтверждающие принятие должником мер, направленных на исполнение решения суда.

Постановлением от ДД.ММ.ГГ «О назначении нового срока исполнения» должнику был установлен новый срок для исполнения до ДД.ММ.ГГ.

Из материалов дела следует, что в установленный срок до ДД.ММ.ГГ требования судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа должником не исполнены.

Поскольку в указанный срок должник требования не исполнил, судебный пристав-исполнитель уведомлением от ДД.ММ.ГГ№*** известил должника о том, что ДД.ММ.ГГ в отношении администрации г.Орла будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

В связи с неисполнением требования судебным приставом-исполнителем в отношении администрации г.Орла был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ№***-АП по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

В результате действия администрации г. Орла были квалифицированы по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 105 указанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).

В силу статьи 113 Закона «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исполнительский сбор взыскивается за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоначально установленный срок для добровольного исполнения. При этом часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.

Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 данного Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.

Установив обстоятельства по делу, судья полагает, что имелись обстоятельства, препятствующие исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя.

Установлено, что поскольку выделенных денежных средств из бюджета Орловской области недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией г. Орла переданных государственных полномочий по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей жилыми помещениями, администрацией г.Орла были направлены письма о выделении денежных средств, проведены электронные торги, которые по объективным причинам не состоялись.

Кроме того, установлено, что в настоящее время администрацией г.Орла предпринимаются действия по заключению государственного контракта, в том числе, проводятся электронные торги по закупке квартир для указанной категории граждан. Судья полагает, что решение суда не исполнено администрацией г.Орла по независящим от них обстоятельств, при этом, ею предпринимались меры для исполнения решения суда.

В судебное заседание участниками процесса не представлено доказательств, которые позволили судье сделать вывод о бездействии администрации г. Орла, которая осуществляет деятельность исходя из размера доведенных лимитов финансирования.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: в том числе и при отсутствии в действиях состава административного правонарушения.

Принимая во внимание вышеизложенное, судья не находит оснований для привлечения администрации г. Орла к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в связи с чем, оспариваемое постановление необходимо отменить и производство по делу в отношении администрации г.Орла необходимо прекратить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу администрации г. Орла на постановление о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГ№***-АП по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ№***-АП – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации г. Орла прекратить, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение 10 дней с момента вручения копии решения.

Судья: