ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-25/2018 от 02.04.2018 Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

02 апреля 2018 года г. Новосибирск

Судья Советского районного суда г. Новосибирска А.И. Чиркунова

при секретаре О.В. Панариной,

рассмотрев жалобу представителя ООО ТД «Катализатор» на постановление старшего инспектора в области охраны и окружающей среды по Новосибирской области ФИО1 в отношении ООО ТД «Катализатор» по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего инспектора в области охраны и окружающей среды по Новосибирской области ФИО1 от 26.12.2017 ООО ТД «Катализатор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО ТД «Катализатор» обратился в районный суд с жалобой, согласно доводам которой постановление инспектора подлежит отмене, а производство по делу прекращению. По доводам жалобы, ООО ТД «Катализатор» не образует в процессе деятельности отходы, не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а также не относится к субъектам крупного бизнеса, в связи с чем, не может быть привлечено к административной ответственности предусмотренной

В судебном заседании представитель ООО ТД «Катализатор» доводы жалобы поддержалв полном объеме, указав на то, что организация не ведет деятельности в области обрашения с отходами и не относится к субъектам крупного бизнеса, просил постановление старшего инспектор отменить, производство по делу прекратить.

Должностное лицо, вынесшее постановление – ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что в ходе проведения проверки было установлено, что организация ведет хозяйственную деятельность, в связи с чем, образуются отходы. Также указал, что представитель общества при проведении проверки показал помещение в котором работают сотрудники, при этом инспектор не уточнял место расположения помещения, так как договор аренды ему был предоставлен позже, также пояснил, что со слов представителя общества было установлено, что отходы помещаются в контейнер, расположенный рядом со зданием по адресу: <адрес>, где арендуется помещение, который установлен арендодателем, вывоз отходов производится по договору с арендодателем.

Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В отношении ООО ТД «Катализатор» проведена плановая выездная проверка, результаты которой зафиксированы в акте от 27.11.2017 , в ходе которой установлено, что в результате хозяйственной деятельности организации образуются отходы производства и потребления практически неопасные, в том числе, мусор от офисных и бытовых помещений организации.

Согласно акту проверки в нарушение требований статей 11, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацией не разработан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не ведется учет отходов; не представлена статистическая отчетность за 2016 год об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировке и размещения отходов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола и вынесения постановления о привлечения ООО ТД «Катализатор» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

Согласно пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В силу пункта 4, 6 статьи 18 юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Из пункта 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Исходя из вышеприведенных норм обязанность по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составление отчетности возложена на юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов); обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов имеется у юридических лиц, эксплуатирующих здания, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами.

При рассмотрении настоящего дела представители ООО ТД «Катализатор» последовательно отрицали факт совершения вменяемого ему административного правонарушения, приводя доводы о том, что организация не осуществляет деятельности в области размещения с отходами, а также не относится к субъектам крупного бизнеса.

Довод представителя ООО ТД «Катализатор» о том, что организация не относится к субъектам крупного бизнеса предлежит отклонению в силу того, что организация, относящаяся к субъектам малого и среднего предпринимательства должна не только соответствовать определенным условиям, но и быть зарегистрирована в качестве таковой, что прямо установлено пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего бизнеса». Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

По смыслу закона, сбор доказательств входит в обязанности должностных лиц, уполномоченных рассматривать по существу дела об административных правонарушениях, и завершается до момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела установлено, что в отношении ООО ТД «Катализатор» на основании приказа от 13 сентября 2017 года проведена плановая проверка с целью предупреждения, выявления, пресечения нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что ООО ТД «Катализатор» арендует нежилое помещение, комнату номер на поэтажном плане 1 в административно-лабораторном корпусе площадью 9,9 кв.м.. Данное помещение расположено по адресу: <адрес>.

По результатам проверки составлен акт, в котором указано, что организация в результате хозяйственной деятельности образует отходов производства и потребления, а именно мусор от офисных и бытовых помещений организации практически неопасный, который образуется в результате жизнедеятельности сотрудников и уборке офисных и бытовых помещений.

При этом из пояснений инспектора, данных в судебном заседании, следует, что непосредственно арендуемое ООО ТД «Катализатор» он не посещал, пояснить какое именно помещение, в котором ведется хозяйственная деятельность организации, он посетил при проведении проверки, пояснить не смог, указав на то, что в момент выезда на проверку у него не имелось на руках договора аренды.

Доказательств того, что в процессе деятельности ООО ТД «Катализатор» образуются отходы I - IV класса опасности в материалах дела не имеется.

В акте проверки инспектором указано, что ООО ТД «Катализатор» осуществляет накопление мусора от офисных и бытовых помещений в металлическом контейнере, установленном арендодателем на территории, рядом с арендуемым помещением по адресу: <адрес>, вывоз данных отходов осуществляется специализированной организацией по договору с арендодателем. В связи с чем, инспектор пришел к выводу о том, что ООО ТД «Катализатор» обращается с отходами производства и потребления.

При этом информация, полученная при проверке инспектором, о том, что ООО ТД «Катализатор» осуществляет накопление мусора в металлическом контейнере и осуществляет его вывоз, не проверена, доказательств данных обстоятельств материалы дела не содержат.

Согласно же доводам ООО ТД «Катализатор» в процессе деятельности организации не образуется отходов производства, организация не осуществляет сбор и накопление отходов производства и потребления, что не опровергнуто в ходе производства по данному делу.

Из материалов дела об административном правонарушении, в частности, из сведений, содержащихся в уставе организации, договора аренды, не следует, что ООО ТД «Катализатор» осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а также эксплуатирует занимаемое помещение в связи с обращением с отходами. Деятельность организации связана с оптовой торговлей.

В материалы дела не представлены доказательства, что отраженный в акте проверки металлический контейнер принадлежит ООО ТД «Катализатор», а также того, что организация накапливает в данном контейнере отходы и осуществляет их вывоз.

Напротив, как пояснил инспектор, и данные обстоятельства нашли свое отражение в акте проверки, а также постановлении, металлический контейнер, расположенный около здания, в котором ООО ТД «Катализатор» арендует помещение, принадлежит арендодателю – АО <данные изъяты> и вывоз отходов, образовавшихся в нем, вывозит специализированная организация по договору с арендодателем.

При этом принадлежность данного контейнера, а также организация осуществляющая накопление в нем отходов и их вывоз в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении инспектором не устанавливалась. Информация о том, что такой организацией является ООО ТД «Катализатор» не подтверждена какими-либо допустимыми доказательствами.

Из пояснений инспектора, данных в судебном заседании, установлено, что указанная в акте проверки информация о принадлежности контейнера, а также о том, что ООО ТД «Катализатор» осуществляет в нем накопление отходов установлена инспектором только из пояснений представителя ООО ТД «Катализатор». При этом материалы административного дела данных объяснений представителя ООО ТД «Катализатор» не содержат.

В материалы дела приобщен ответ на запрос от арендодателя АО <данные изъяты> из которого следует, что металлический контейнер, расположенный около здания по адресу: <адрес> принадлежит АО <данные изъяты> и предназначен для сбора мусора, образованного от деятельности АО <данные изъяты>. Из данного ответа также следует, что какие-либо договорные отношения между ООО ТД «Катализатор» и АО <данные изъяты> по размещению и вывозу мусора с территории, как в 2016, так и в 2017 годах отсутствовали (л.д. 27).

Суд, исследовав материалы административного дела в их совокупности, приходит к выводу о том, что в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что ООО ТД «Катализатор» осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов).

Такие виды деятельности как сбор, накопление и транспортировка и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к уставной деятельности ООО ТД «Катализатор», бесспорных доказательств подтверждающих, что организацией в результате деятельность образуются отходы производства и потребления, ею осуществляется их сбор, накопление и транспортировка материалы дела не содержат.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

В связи с этим нельзя сделать безусловный вывод о том, что ООО ТД «Катализатор» относится к числу субъектов, на которых Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» возложены обязанности, невыполнение которых вменено организации по настоящему делу об административном правонарушении.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» – при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5. КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление от 26 декабря 2017 года, вынесенное старшим инспектором в области охраны и окружающей среды по Новосибирской области ФИО1, которым ООО ТД «Катализатор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении указанного лица подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление старшего инспектора в области охраны и окружающей среды по Новосибирской области ФИО1 от 26 декабря 2017 года в отношении ООО ТД «Катализатор», привеченного к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО ТД «Катализатор» о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях – прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.И. Чиркунова