В первой инстанции
судья Истягина Н.М. Дело № 21-117/2021
№ 12-25/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Севастополь 12 мая 2021 года
Судья Севастопольского городского суда Бабич В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Департамента образования и науки города Севастополя – ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 18.01.2021 г. и постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления федерального казначейства по городу Севастополю – ФИО2 от 02.11.2020 г. №74-18-11/13 по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора Департамента образования и науки города Севастополя – ФИО1,
установил:
постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Управления федерального казначейства по г. Севастополю ФИО2 №74-18-11/13 от 02.11.2020 г., оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 18.01.2021 г., директор Департамента образования и науки города Севастополя ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанными актами, ФИО1 подала в адрес Севастопольского городского суда жалобу в которой просит постановленный судебный акт и постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что в решении суда не дана правовая оценка всем обстоятельствам дела. Соглашения (дополнительные соглашения) между Департаментом образования и государственными образовательными учреждениями города Севастополя о предоставлении субсидий на иные цели из бюджета города Севастополя, в том числе субсидии из федерального бюджета заключены в соответствии с примерной формой, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 27.03.2015 г. №225-ПП «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета города Севастополя на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания». Отчет, согласно п.4.3.7 Соглашения от 14.02.2019 г. №073-08-2019-435 своевременно предоставлялся в Министерство просвещения РФ, а обстоятельства послужившие основанием для привлечения лица к административной ответственности имели место до вступления ее в должность директора Департамента образования и науки города Севастополя, а именно 30.09.2019 г.
Настоящая жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.
В судебном заседании защитник ФИО1 - Зайцев С.В. настаивал на удовлетворении жалобы.
Представители УФК по г. Севастополю ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения жалобы.
Директор Департамента образования и науки города Севастополя ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы дела извещена.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет.
Согласно части 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная (далее- БК РФ) смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации; бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных Приказом Минфина России от 14.02.2018 г. N 26н, смета составляется на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы.
Пунктом 1.1 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Департамента образования города Севастополя и государственных казенных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Севастополя, утвержденного приказом Департамента образования и науки города Севастополя от 19.12.2018 № 1176-П «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Департамента образования города Севастополя и государственных казенных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Севастополя» предусмотрено, что данный порядок разработан в соответствии со статьями 158, 161, 162, 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.02.2018 № 26н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений».
Согласно пункту 2.5 указанного Порядка № 1176-П к сметам Департамента образования и науки города Севастополя и подведомственных учреждений, представленных на утверждение, прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании смет, являющиеся неотъемлемой частью смет.
Как следует из материалов дела Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю, в соответствии с приказом Управления от 21.01.2020 г. №14 «О назначении плановой выездной проверки в Департаменте образования и науки города Севастополя», в период с 27.01.2020 г. по 10.03.2020 г. в отношении Департамента образования и науки города Севастополя проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства, а именно отсутствие обоснования потребности в бюджетных средствах в расчетах к бюджетной смете Департамента на 2019 финансовый год и плановый период 2020 г. и 2021 г.
Итоговая Бюджетная смета на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годов утверждена директором Департамента образования и науки города Севастополя ФИО1 01.01.2020 г. в общей сумме на 2019 г. – 5 809 202 550,00 рублей, в том числе по коду бюджетной классификации 8090702082Е250970612 в сумме 19 500 200 рублей.
Врио руководителя Управления федерального казначейства по г. Севастополю в постановлении о назначении административного наказания пришел к выводу о том, что ФИО1, как директор Департамента, допустила отсутствие обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, отсутствие необходимых документов для составления бюджетной сметы, а именно: не произведены обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, используемыми при формировании бюджетной сметы, которые являются неотъемлемой частью сметы по КБК 8090702082Е250970612 в сумме 19 500 200 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета на общую сумму 18 525 200,00 рублей.
При этом, основанием привлечения к административной ответственности послужило письмо (ответ на Представление) Департамента образования и науки города Севастополя от 07.07.2020 г. № 2144/01-06-11-1-10/02/20 (пункт 1), которым, по мнению административного органа, подтверждено отсутствие обоснований (расчетов) плановых сметных показателей бюджетной сметы по КБК 8090702082Е250970612.
С указанными выводами согласилась судья первой инстанции.
Между тем, такие выводы нельзя признать обоснованными.
В указанном письме от 07.07.2020 г. указано, что при формировании проекта бюджета города Севастополя на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 годов обоснованием объема бюджетных средств на реализацию мероприятий, направленных на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом являлось письмо Минпросвещения России от 21 сентября 2018 г. №ИП-65/06 «О предоставлении в 2019 г. субсидий на создание условий для занятия физической культурой и спортом (прилагается). Иные документы отсутствуют.
Согласно письму Минпросвещения России от 21 сентября 2018 г. №ИП-65/06 им направляется прядок подготовки документов субъектами Российской Федерации на предоставление в 2019 г. субсидий из федерального бюджета.
Следовательно письмо (ответ на Представление) от 07.07.2020 г. № 2144/01-06-11-1-10/02/20 не подтверждает, что документы в обоснование объема бюджетных средств по КБК 8090702082Е250970612 Департаментом образования и науки города Севастополя вообще не составлялись.
Приведенные выше нормативные правовые акты не устанавливают конкретную форму по которой должны выполняться обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании смет, являющиеся неотъемлемой частью смет.
Между тем, при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не были истребованы и исследованы документы, которые составлялись Департаментом с целью получения субсидии из федерального бюджета в соответствии с письмом Минпросвещения России от 21 сентября 2018 г. №ИП-65/06.
Это не согласуется с положениями КоАП РФ в силу которых лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (статья 1.5).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1).
Таким образом, дело рассмотрено врио руководителя Управления Федерального казначейства по г. Севастополю с существенным нарушением указанных процессуальных требований, что не устранено судьей районного суда при проверке законности и обоснованности вынесенного постановления.
Кроме того, при рассмотрении дела не учтено, что ФИО1 не является субъектом вменяемого ей правонарушения.
Как указано выше, частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ установлена административная должностных лиц именно казенных учреждений.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Указом Губернатора города Севастополя от 31.10.2020 N 90-УГ Департамент образования и науки города Севастополя включен в структуру исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте образования и науки города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 01.09.2016 г. N 828-П, Департамент образования и науки города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере образования и науки, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (переданных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, переданных полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти), входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя, а также за счет субвенций из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Департамент образования и науки города Севастополя осуществляет свою деятельность на основании указанного Положения.
Согласно статье 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» казенное учреждение осуществляет свою деятельность на основании Устава который должен содержать указание на тип учреждения.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 г. №522 на территории города Севастополя созданы государственные бюджетные (казенные) и автономные образовательные учреждения: дошкольного и общего образования, профессионального образования, дополнительного образования. Департамент образования и науки города Севастополя наделен полномочиями по утверждению типовых форм уставов образовательных учреждений города Севастополя.
Таким образом, Департамент образования и науки города Севастополя не является казенным учреждением, является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, входит в структуру таких органов, утвержденную указом Губернатора города Севастополя от 31.10.2020 N 90-УГ, что в свою очередь исключает возможность привлечения директора Департамента образования и науки города Севастополя – ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ.
При этом факт, что Департамент образования и науки города Севастополя участвует в бюджетных отношениях, составляет, утверждает и ведет бюджетные сметы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ не имеет значения в отношении возможности привлечения к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, поскольку закон, устанавливающий административную ответственность, не может пониматься расширительно, т.е. как распространяющийся на деяния, прямо им не запрещенные. Расширительное толкование оснований административной ответственности несовместимо с юридическим равенством и с принципом соразмерности вводимых ограничений конституционно одобряемым целям, ведет к нарушению прав и свобод человека и гражданина (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2021 г. N 7-П и др.).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия события административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7, 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления (решения) и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах состоявшиеся акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене с прекращением производства по делу за отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 18.01.2021 и постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления федерального казначейства по городу Севастополю – ФИО2 от 02.11.2020 г. №74-18-11/13 отменить. Производству по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ в отношении директора Департамента образования и науки города Севастополя – ФИО1, прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 КоАП РФ.
Судья В.В. Бабич