ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-25/2021 от 16.11.2021 Суровикинского районного суда (Волгоградская область)

РЕШЕНИЕ

Судья Суровикинского районного суда <адрес> Е.В. Беляевскова,

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>,

рассмотрев жалобу директора государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «<адрес>» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Директор государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «<адрес>» ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым он привлечен к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.

В обоснование жалобы ФИО1 указал, что о дате и времени судебного заседания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, он извещен не был. В судебном заседании участия он не принимал, вину в совершенном административном правонарушении он не признавал. Изначально полагал, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, составлен в отношении него неправомерно на основании следующего. Согласно п. 5.11 Устава ГБССУ СО ГПВИ «<адрес>» в учреждении создано структурное подразделение «Бухгалтерский учет и финансово-экономическая деятельность». Приказом от ДД.ММ.ГГГГ на должность главного бухгалтера назначена ФИО2, в должностные обязанности которой входит, в том числе: обеспечение представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация процесса внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности; организация ведения налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций; обеспечение своевременного и правильного оформления документов, правильного начисления и перечисления налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения. Кроме того, приказом -о от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер ФИО2 назначена ответственной за предоставление в установленные сроки налоговой отчетности о деятельности учреждения за ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период, отведенный законом для предоставления расчета по страховым взносам учреждения за 12 месяцев ДД.ММ.ГГГГ структурное подразделение «Бухгалтерский учет и финансово-экономическая деятельность» не было ликвидировано, главный бухгалтер ФИО2 находилась на своем рабочем месте и исполняла свои должностные обязанности. В связи с чем полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ.

Директор государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «<адрес>» ФИО1 просит постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым он привлечен к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ.

В судебном заседании директор государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «<адрес>» ФИО1 доводы жалобы поддержал, изложив их вышеуказанным образом. Просил постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым он привлечен к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ.

Защитник директора государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «<адрес>» ФИО1 - ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, извещенное о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.

Выслушав лицо, привлеченное к административной ответственности, его защитнтка, исследовав доводы жалобы, представленный материал, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 указанного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Примечанием к статье 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в данной статье, статьях 15.4 - 15.9, 15.11 названного Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 указанного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Судьей установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным налоговым инспектором Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> в отношении директора ГБССУ СО ГПВИ «<адрес>» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, из которого следует, что директор ГБССУ СО ГПВИ «<адрес>» ФИО1 не представил в установленный срок в Межрайонную ИФНС России по <адрес> расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2020 года, предусмотренный Налоговым кодексом РФ. Расчет по страховым взносам представлен ДД.ММ.ГГГГ при сроке его предоставления не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директор ГБССУ СО ГПВИ «<адрес>» ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Как следует из материалов дела, в ГБССУ СО ГПВИ «<адрес>» предусмотрена должность главного бухгалтера, приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принята на должность главного бухгалтера.

Из должностной инструкции, находящейся в материалах дела, следует, что в должностные обязанности главного бухгалтера ФИО2 входит, в том числе: обеспечение представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация процесса внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности; организация ведения налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций; обеспечение своевременного и правильного оформления документов, правильного начисления и перечисления налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения. Пунктом 4 указанной должностной инструкции предусмотрено, что главный бухгалтер несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете.

Согласно копии приказа -о от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер ФИО2 назначена ответственной за предоставление в установленные сроки налоговой отчетности о деятельности учреждения за ДД.ММ.ГГГГ.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной руководителем кадровой службы ГБССУ СО ГПВИ «<адрес>», подтверждается, что главный бухгалтер ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ исполняла свои должностные обязанности, в отпуске и временно нетрудоспособна в указанный период не была.

Таким образом, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судьей не было установлено, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение директором ГБССУ СО ГПВИ «<адрес>» ФИО1 своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что обжалуемое постановление и административный материал не содержат данных, подтверждающих виновность директора ГБССУ СО ГПВИ «<адрес>» ФИО1 во вменяемом ему правонарушении.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление следует отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым директор государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «<адрес>» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях директора государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Суровикинский психоневрологический интернат» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Волгоградский областной суд.

Судья Е.В. Беляевскова