дело № 12-25/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
29 сентября 2021 года село Малые Дербеты
Судья Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия Бадмаева О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора на постановление руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением Республиканской службы финансово-бюджетного контроля № от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденном по постановлению прокурора <адрес> Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении главы <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Малодербетовского РМО) ФИО1 по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в связи с малозначительностью и объявлено ФИО1 устное замечание.
Не согласившись с вынесенным постановлением и.о. прокурора <адрес> Республики Калмыкия Кузьменко Н.Ш. обратилась в суд с протестом, в котором ставит вопрос об отмене принятого по делу постановления и направлении дела на новое рассмотрение в Республиканскую службу финансово-бюджетного контроля. Считает, что допущенное главой Малодербетовского РМО ФИО1 административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, посягает на установленный порядок предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере. Нарушение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства, а также нарушает права граждан. Отсутствие материальных последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты. В связи с чем оснований для применения положений статьи 2.9. КоАП РФ не имелось.
В судебном заседании заместитель прокурора Кузьменко Н.Ш. доводы протеста поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить.
В судебное заседание представитель Республиканской службы финансово-бюджетного контроля и глава администрации Малодербетовского РМО ФИО1, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения протеста прокурора, не явились, об отложении судебного разбирательства по делу не ходатайствовали.
В порядке п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ причины неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание признаны неуважительными и не препятствующими проведению судебного разбирательства по протесту прокурора.
Суд, выслушав прокурора, изучив доводы протеста, исследовав представленные материалы и административное дело №, приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно общему правилу, установленному в ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, указанные обстоятельства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Указанные требования закона руководителем Республиканской службы финансово-бюджетного контроля при рассмотрении настоящего дела не были выполнены.
В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 135 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий местным бюджетам.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 16 октября 2017 г. № 353 утвержден Порядок формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Калмыкия.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2018 г. № 416 утверждена государственная программа Республики Калмыкия «Развитие образования Республики Калмыкия», которой предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам, направленным на достижение целей соответствующей государственной программы и установлены Правила предоставления и расходования субсидий бюджетам районных муниципальных образований Республики Калмыкия и г. Элиста на осуществление мероприятий, предусмотренных регионального программой «Создание в Республике Калмыкия (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016 - 2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 января 2016 № 5.
Субсидии предоставляются бюджетам районных муниципальных образований Республики Калмыкия и г. Элисты за счет республиканского бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений, заключенных между Министерством образования и науки Республики Калмыкия и муниципальными образованиями (п. 12 Порядка формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Калмыкия).
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> Республики Калмыкия проверки исполнения бюджетного законодательства и достижения результативности национальных проектов, а также целевого характера использования предусмотренных бюджетных ассигнований в отношении администрации Малодербетовского РМО установлено, что по итогам 2020 г. администрацией Малодербетовского РМО не достигнуты показатели по созданию дополнительных мест в образовательных организациях на основании соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета бюджету Малодербетовского РМО на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках реализации Региональной программы «Создание в Республике Калмыкия (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы» № 85620000-1-2019-005, заключенного 30 апреля 2019 г. между Министерством образования и науки Республики Калмыкия и администрацией Малодербетовского РМО.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокуратурой <адрес> Республики Калмыкия дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении главы администрации Малодербетовского РМО ФИО1
К выводу о виновности главы администрации Малодербетовского РМО ФИО1 в совершении вмененного ему административного правонарушения пришел и руководитель Республиканской службы финансово-бюджетного контроля, однако, разрешая вопрос о наказании, признал совершенное деяние малозначительным и прекратил производство по делу.
Между тем, с выводом руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля о малозначительности совершенного главой администрации Малодербетовского РМО ФИО1 деяния согласиться нельзя.
Так, освобождая главу администрации Малодербетовского РМО ФИО1 от административной ответственности, руководитель Республиканской службы финансово-бюджетного контроля указал на отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и существенного вреда, причиненного охраняемым общественным правоотношениям, а также что правонарушение носит формальный характер, применение в данном случае меры административного наказания, предусмотренной санкцией ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к административной ответственности.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 ноября 2003 г. № 349-О указал, что нормы статей КоАП РФ не препятствуют судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Статья 15.15.3 КоАП РФ направлена на административно-правовую охрану установленного порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере.
Несоблюдение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства, а также нарушает права граждан.
Исходя из изложенного, имеются основания считать, что инкриминируемое главе администрации Малодербетовского РМО ФИО1 правонарушение существенным образом посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Таким образом, выводы должностного лица о малозначительности совершенного главой администрации Малодербетовского РМО ФИО1 административного правонарушения являются преждевременными.
С учетом изложенного постановление руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным.
Приведенные нарушения являются существенными, так как не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного обжалуемое постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене как постановленное с существенными нарушениями норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, составляет 2 года со дня его совершения, соответственно истекает ДД.ММ.ГГГГ
Ввиду того, что на момент рассмотрения протеста прокурора срок давности привлечения главы администрации Малодербетовского РМО ФИО1 к административной ответственности не истек, дело об административном правонарушении подлежит направлению в Республиканскую службу финансово-бюджетного контроля на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия ФИО1 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Республиканскую службу финансово-бюджетного контроля.
Протест прокурора <адрес> Республики Калмыкия удовлетворить.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии решения в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия.
Судья О.В. Бадмаева
Копия верна: О.В. Бадмаева