ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-25/2022 от 13.04.2022 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Савельева Е.В. № 7-42/2022

№ 12-25/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Элиста 13 апреля 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,

при секретаре Хониновой С.С.,

с участием защитников Доржи-Горяевой Э.В., Хактаева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Калмыцкого УФАС России Сангаджиевой М.В. на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 февраля 2022 года по делу № АП 12-25/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия Сангаджиевой М.В. № 008/04/14.9-332/2021 от 6 декабря 2021 года Глава Администрации города Элиста Трапезников Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 февраля 2022 г. вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья указал на отсутствие в действиях Главы Администрации г.Элисты состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, посчитав, что Глава Администрации г.Элисты Трапезников Д.В. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения. При этом судья исходил из того, что функции по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства, строительства и транспорта Администрации г.Элисты, деятельность которого координирует и контролирует первый заместитель Главы Администрации г.Элисты, который также и курирует вопросы, относящиеся к деятельности указанного Управления. Кроме того, суд указал на предусмотренные должностной инструкцией должностные обязанности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г.Элисты, в число которых, помимо прочего, входит контроль за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства и природных ресурсов, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, область профессиональной служебной деятельности – регулирование в антимонопольной сфере, регулирование жилищно-коммунального хозяйства и строительства и т.п.

В жалобе, поступившей в Верховный суд Республики Калмыкия руководитель Калмыцкого УФАС России Сангаджиева М.В. просит отменить судебный акт, направить дело на новое рассмотрение в Элистинский городской суд Республики Калмыкия. Не соглашается с выводом суда об отсутствии в бездействии Главы Администрации г.Элиста состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ. Ссылается на ответ Администрации г.Элисты от 22 марта 2021 года № КШ-850/01-28, согласно которому, за период с 1 апреля 2019 года по 16 марта 2021 года конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами не проводились. Указывает на то, что именно постановлениями Главы Администрации г.Элисты без проведения конкурса определялись управляющие компании для управления многоквартирными домами. В силу п. 6 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, ч. 4 ст. 161, ч. 5 ст. 200 Жилищного Кодекса РФ, ст. ст. 32, 35, 44 Устава г.Элисты полномочиями по принятию решения о проведении открытого конкурса путем издания правового акта по вопросам местного значения, к которым относится и проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами обладает Глава Администрации г.Элисты, а не начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства и транспорта Администрации. Неисполнение Администрацией г.Элисты – исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления г.Элисты возложенной Жилищным кодексом Российской Федерации обязанности, может привести к ущемлению прав хозяйствующих субъектов, создавая для них препятствия доступу на товарный рынок, при том, что такое право доступа через конкурентную процедуру закреплено в действующем законодательстве. Решения о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом, о формировании комиссии, об утверждении конкурсной документации, принимаются исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г.Элисты – Администрацией г.Элисты путем издания соответствующего правового акта. Считает, что в действиях должностного лица – Главы Администрации г.Элисты Трапезникова Д.В. содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

В судебном заседании защитники Доржи-Горяева Э.В., Хактаев С.В. в судебном заседании возражали против доводов жалобы, просили оставить решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 февраля 2021 года без изменения.

Представитель УФАС по Республике Калмыкия, Трапезников Д.В., привлеченный к административной ответственности как должностное лицо – Глава Администрации г.Элисты Республики Калмыкия, в судебное заседание не явились, о причинах неявки в суд не сообщили.

Учитывая надлежащее извещение участников производства по делу об административном правонарушении о месте и времени рассмотрения жалобы, полагаю возможным рассмотрение жалобы при данной явке.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы производства по жалобе № 12-25/2022, дела № 008/04/14.9-332/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении Главы Администрации г.Элисты Трапезникова Д.В., прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из постановления руководителя УФАС по Республике Калмыкия от 6 декабря 2021 года в отношении Главы Администрации г.Элиста Трапезникова Д.В. следует, что нарушение антимонопольного законодательства выразилось в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории г.Элиста, которое приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе в г.Элиста.

Отменяя постановление должностного лица контролирующего органа и прекращая производство по делу, судья исходил из того, что Глава Администрации г.Элисты Трапезников Д.В. не является субъектом вменяемого ему правонарушения, в бездействии Главы Администрации г.Элисты отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Вывод судьи о наличии по делу оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.

Так, согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В пункте 1 статьи 32 Устава г.Элиста указано, что Администрация г.Элисты является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г.Элисты, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г.Элисты федеральными законами и законами Республики Калмыкия.

Администрацией г.Элисты руководит Глава Администрации г.Элисты на принципах единоначалия (п. 2 ст. 32 Устава г.Элиста).

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 35 Устава г.Элиста к полномочиям Администрации г.Элисты относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст. 44 Устава г.Элисты глава Администрации г.Элисты в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Калмыкия, Уставом г.Элисты, нормативными правовыми актами Элистинского городского собрания, издает постановления Администрации г.Элисты по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г.Элисты федеральными законами и законами Республики Калмыкия, а также распоряжения Администрации г.Элисты по вопросам организации работы Администрации г.Элисты.

Положения части 4 статьи 161, части 5 статьи 200 Жилищного кодекса РФ предусматривают действия органа местного самоуправления по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации и проведению конкурса.

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Таким образом, глава администрации муниципального образования является должностным лицом, ответственным за действия (бездействие) администрации, противоречащие нормам антимонопольного законодательства.

Приведенные нормы права и положения Устава г.Элисты не были учтены судьей при вынесении решения.

Ссылка в решении судьи на распоряжения Администрации г.Элисты, Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, строительства и транспорта г.Элисты, должностную инструкцию начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г.Элисты является несостоятельной, поскольку указанные документы не свидетельствуют об отсутствии у Главы Администрации г.Элисты обязанности и полномочий по выполнению требований антимонопольного законодательства.

Такое разрешение в порядке, предусмотренном статьями 30.6 - 30.8 названного КоАП, жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не отвечает установленным статьей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 30.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление, решение по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

При таких обстоятельствах решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 февраля 2022 г. подлежит отмене, дело возвращению на новое рассмотрение в Элистинский городской суд РК.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

р е ш и л :

Жалобу руководителя Калмыцкого УФАС России Сангаджиевой М.В. удовлетворить.

Решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении Главы Администрации г.Элисты Трапезникова Д.В. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Судья Л.М.Кутланова