ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-25/2022 от 28.07.2022 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

55RS0004-01-2021-006661-46

12-25/2022

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

на постановление по делу об административном правонарушении

28 июля 2022 года г. Омск, ул. 9-я Линия, д.232

Судья Октябрьского районного суда г. Омска Глазкова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального казенного учреждения «Колония-поселение №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» на постановление по делу об административном правонарушении № 55/12-7167-И/71-27, вынесенное 17.11.2021 старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчиным М.Е., которым Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 130 000,00 руб.,

установил:

Постановлением по делу об административном правонарушении № 55/12-7167-И/71-27, вынесенным 17.11.2021 старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчиным М.Е., Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» признано виновным в необеспечении работников полагающимися им средствами индивидуальной защиты. Административное правонарушение было выявлено по результатам плановой проверки.

ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области в лице врио начальника Кяжина Е.В. обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что обязанности по выдаче СИЗ и ведению карточек выдачи СИЗ работникам, трудоустроенных на участке Автогараж приказом № 306 от 04.07.2021, назначен главный механик Литвиненко А.В. В связи с болезнью главного механика Литвиненко А.В. с 10.08.2021 и до даты подачи жалобы его обязанности исполняет главный энергетик Битнер В.М. в соответствии с должностной инструкцией. В ходе проверки старшим инспектором труда было опрошено должностное лицо, неуполномоченное давать пояснения по вопросу отсутствия карточек учета СИЗ, так как в круг его должностных обязанностей не входит выдача СИЗ, ведение карточек СИЗ, а именно: главный инженер Смольков А.С. в силу своей некомпетентности дал неверное пояснение по вопросу отсутствия карточек учета СИЗ. Главный энергетик Битнер В.М. при проверке государственным инспектором по труду опрошен не был, как и не были опрошены непосредственно сами водители на предмет выдачи им СИЗ. В учреждении на момент проверки карточки учета СИЗ имелись в наличии и выдача СИЗ (в том числе жилетов сигнальных второго класса защиты) осуществлялась в соответствии с нормами выдачи. Карточки учета СИЗ в инспекцию труда представлены. Также при рассмотрении дела об административном правонарушении в Государственную инспекцию труда в Омской области были предоставлены необходимые документы, подтверждающие наличие СИЗ: государственные контракты, подтверждающие факт приобретения СИЗ для нужд учреждения, и соответствующие сертификаты на приобретенные СИЗ. Указывало на малозначительность совершённого правонарушения. Кроме того, о проведении Государственной инспекцией труда в Омской области в период с 06.09.2021 по 13.09.2021 плановой выездной проверки ФКУ КП-13 было уведомлено посредством заказного письма, поступившего в учреждение 02.09.2021 за входящим номером 8311, то есть менее, чем за три рабочих дня.

В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» нарушение требований, предусмотренных ч.12 ст.9 (в части срока уведомления о проведении проверки) отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля, органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене.

Впоследствии поступило дополнение к жалобе, в котором, со ссылкой на положения ч.6 ст.73, ч.1 ст. 91, п.3 ч.2 ст.91 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле (надзоре)), заявитель жалобы указывает на наличие грубого нарушения требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), поскольку копия решения о проведении проверки с внесенными корректировками дат ее проведения в адрес учреждения поступила 13.09.2022 за входящим № 2425 в день начала проверки.

В судебное заседание законный представитель ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области не явился, извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил. Об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Старший государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчин М.Е. в судебном заседании не участвовал, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Письменный отзыв по существу не представил.

Судья определил возможным рассматривать дело по жалобе при имеющейся явке.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Административное наказание для юридических лиц установлено в виде наложения административного штрафа в размере от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на основании решения врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Омской области Жданова А.С. от 24.08.2021 №55/12-3954-И/71-27, в соответствии с планом проверок на 2021 год старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчиным М.Е. проведена плановая выездная проверка деятельности ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области на предмет соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В ходе проведения плановой выездной проверки старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчиным М.Е. 23.09.2021 в 11-53 часов по адресу: г. Омск, ул. Осташковская, 23 выявлен факт необеспечения работников полагающимися им средствами индивидуальной защиты. В нарушение п. 2 приказа Минздравсоцразвития России от 22.06.2009 № 357н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" водители автомобиля Джилбаев Зейнула Садуевич, Золотарев Валерий Иванович, Орехов Дмитрий Дмитриевич, Нурписов Юрий Тулигенович не были обеспечены жилетом сигнальным 2 класса защиты.

По итогам проведения плановой выездной проверки должностным лицом Государственной инспекции труда в Омской области составлен акт проверки от 23.09.2021 №55/12-6095-И/71-27 и протоколы об административном правонарушении от 12.10.2021:

№ 55/12-6513-И/71-27 по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ;

№ 55/12-6506-И/71-27 по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ;

№ 55/12-6508-И/71-27 по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ;

№ 55/12-6510-И/71-27 по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области привлечено к административной ответственности, вынесены постановления о назначении административного наказания соответственно:

от 17.11.2021 № 55/12-7167-И/71-27 по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 130 000,00 руб.;

от 12.11.2021 № 55/12-7100-И/71-27 по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000,00 руб.;

от 15.11.2021 № 55/12-7127-И/71-27 по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000,00 руб.;

от 15.11.2021 № 55/12-7133-И/71-27 по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 110 000,00 руб.

Все постановления о назначении административного наказания обжалованы Учреждением в суд.

По результатам рассмотрения судьёй Октябрьского районного суда г. Омска жалоб на постановления по делу об административном правонарушении от 15.11.2021 № 55/12-7127-И/71-27 по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ и от 15.11.2021 № 55/12-7133-И/71-27 по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ приняты решения от 25.02.2022 об отмене постановлений по делам об административных правонарушениях и о прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В обоснование указано следующее.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 №1230 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства).

Согласно п. 49 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Закона о контроле (надзоре), за исключением случаев, указанных в части 12 статьи 66 Закона о контроле (надзоре).

Пунктом 47 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства предусмотрено, что выездная проверка проводится в соответствии с положениями статьи 73 Закона о контроле (надзоре).

В соответствии с п.6 ст. 73 Закона о контроле (надзоре) предусмотрено, что о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

Согласно п.3 ч.2 ст.91 Закона о контроле (надзоре) грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным.

В соответствии с ч.1 ст.91 Закона о контроле (надзоре) решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.

На основании решения врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Омской области Жданова А.С. от 24.08.2021 №55/12-3954-И/71-27, в соответствии с планом проверок на 2021 год старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчиным М.Е. проведена плановая выездная проверка деятельности ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области на предмет соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Срок проведения проверки определен решением врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Омской области от 24.08.2021 №55/12-3954-И/71-27 (во второй редакции) с 13.09.2021 по 24.09.2021. Проверка начата 13.09.2021.

В нарушение вышеприведенных требований п.6 ст. 73 Закона о контроле (надзоре) контролируемое лицо ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области не было уведомлено о проведении выездной проверки путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.

Решение о проведении проверки в период с 13.09.2021 по 24.09.2021 вручено представителю контролируемого юридического лица в день начала проверки – 13.09.2021, что подтверждается подписью последнего в данном документе.

Изложенное свидетельствует о грубом нарушении требований к уведомлению контролируемого лица о проведении выездной проверки. Грубое нарушение требований к уведомлению о проведении выездной проверки влечет в силу ч.1 ст.91 Закона о контроле (надзоре) признание результатов контрольного (надзорного) мероприятия недействительными.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. В рассматриваемом случае результаты проведенной в отношении ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области плановой выездной проверки неправомерно положены в основу выводов о виновности юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Решения судьи Октябрьского районного суда г. Омска от 25.02.2022 по результатам рассмотрения жалоб ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области на постановления по делам об административных правонарушениях от 15.11.2021 № 55/12-7127-И/71-27 по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ и от 15.11.2021 № 55/12-7133-И/71-27 по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ были обжалованы должностным лицом, вынесшим постановления, жалобы поданы с пропуском установленного срока, заявлены ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования, однако определениями судей Омского областного суда от 19.04.2022 в восстановлении пропущенного срока обжалования отказано.

Таким образом, вступившими в законную силу решениями судьи Октябрьского районного суда г. Омска установлено наличие грубого нарушения требований к уведомлению контролируемого лица о проведении проверки, влекущее в силу ч.1 ст.91 Закона о контроле (надзоре) признание результатов контрольного (надзорного) мероприятия недействительными.

При изложенных обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении № 55/12-7167-И/71-27, вынесенное 17.11.2021 старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчиным М.Е., которым Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 130 000,00 руб., подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление по делу об административном правонарушении № 55/12-7167-И/71-27, вынесенное 17.11.2021 старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчиным М.Е., которым Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 130 000,00 руб., отменить.

Производство по делу по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Т.Г. Глазкова