ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26(1 от 10.06.2021 Ртищевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-26(1)/2021

64RS0030-01-2021-000670-23

РЕШЕНИЕ

10 июня 2021 года г. Ртищево Саратовской области

Судья Ртищевского районного суда Саратовской области Шаронова Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спициной Т.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Тимофеевой В.В. и её защитника Савина А.П.,

рассмотрев жалобу Тимофеевой Валентины Вячеславовны на постановление начальника Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 19 марта 2021 года № 55,

установил:

постановлением начальника Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 19 марта 2021 года № 55 Тимофеева В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе Тимофеевой В.В., поданной в Ртищевский районный суд Саратовской области, ставится вопрос об отмене вынесенного по делу постановления и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

В обоснование жалобы указано, что обжалуемое постановление является незаконным и необоснованным, поскольку в ходе рассмотрения дела Тимофеева В.В. себя виновной в совершении правонарушения не признавала, продажу сигарет несовершеннолетнему ФИО5 не осуществляла, доказательств, подтверждающих факт реализации ею табачного изделия несовершеннолетнему, материалы дела не содержат, фотографии, видеозапись, свидетели отсутствуют. Оплата товара произведена с банковской карты, принадлежащей законному представителю (матери) ФИО5, в связи с чем, имеются сомнения в том, кем именно были приобретены сигареты.

В судебном заседании Тимофеева В.В. и её защитник Савин А.П. доводы жалобы поддержали и просили её удовлетворить по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснили, что имеются основания для возвращения дела на новое рассмотрение в административный орган в связи с необходимостью проведения административного расследования для установления всех обстоятельств дела.

Выслушав доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и защитника, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

На основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения, наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

В части 3 статьи 14.53 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее также Закон № 15-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Из части 1 статьи 19 Закона № 15-ФЗ следует, что розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

Частью 1 статьи 20 Закона № 15-ФЗ установлен запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Потребление табака несовершеннолетними не допускается (часть 4 статьи 20 Закона № 15-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 20 Закона № 15-ФЗ в случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 3 статьи 20 Закона № 15-ФЗ установлено, что продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исходя из содержания части 3 статьи 14.53 КоАП РФ и статьи 20 Закона № 15-ФЗ за продажу несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции предусматривается административная ответственность продавца.

Согласно пункту 11 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст), продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, гражданин (физическое лицо), реализующие товары и оказывающие услуги по договору купли-продажи или иному аналогичному договору.

Таким образом, административную ответственность за продажу несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, могут нести организация независимо от ее организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, гражданин (физическое лицо), реализующие товары и оказывающие услуги по договору купли-продажи или иному аналогичному договору.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 18 марта 2021 года № 55 и из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении от 19 марта 2021 года № 55, к административной ответственности Тимофеева В.В. привлечена в качестве продавца, как физическое лицо.

Вместе с тем, административным органом трудовой договор, заключенный между ИП ФИО7 и Тимофеевой В.В., не исследовался в качестве доказательства, свидетельствующего о том, что 19 февраля 2021 года в магазине «Вика», расположенном по адресу: <адрес>, Тимофеева В.В являлась продавцом и нарушила запрет, установленный статьей 20 Закона № 15-ФЗ.

По запросу суда представлен трудовой договор от 17 февраля 2020 года, из которого следует, что он не содержит положений об обязанности продавца обеспечивать соблюдение установленных законодательством запретов в сфере торговли, а также положений об ответственности работника за нарушения действующих запретов и ограничений в сфере торговли.

В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 указанного трудового договора работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим трудовым договором и должностной инструкцией, соблюдать правила трудового распорядка, действующие у работодателя, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, иные локальные нормативные акты работодателя, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника, с которыми работник был ознакомлен под роспись до подписания настоящего трудового договора.

Должностная инструкция продавца, лист ознакомления Тимофеевой В.В. с локальными нормативными актами работодателя в материалах дела отсутствуют, индивидуальный предприниматель ФИО7 по существу выявленных нарушений по делу об административном правонарушении не опрошена.

Кроме того, как установлено статьей 21 Закона № 15-ФЗ, государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного надзора в сфере рекламы, а также таможенного контроля.

В силу части 1 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23.49 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.53 КоАП РФ, отнесено к компетенции Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

Таким образом, в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области наделено полномочиями по проведению осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Вместе с тем, протокол осмотра торгового помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не составлялся, контрольно-кассовый чек, накладные, свидетельствующие о наличии в продаже табачной продукции, а именно сигарет «Филипп Моррис», административным органом не запрашивались.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления об административном правонарушении являются существенные нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.10.2013 № 1696-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав положениями пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса).

Таким образом, указанная норма направлена на реализацию задач производства по делам об административных правонарушениях по правильному, своевременному и единообразному рассмотрению указанных дел в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, должностным лицом Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области соблюдены не были.

Вынесенное должностным лицом Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области постановление по делу об административном правонарушении от 19 марта 2021 года № 55, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же административный орган, поскольку не истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление по делу об административном правонарушении от 19 марта 2021 года № 5, предусмотренном частью 3 статьи 14.53 КоАП РФ, в отношении Тимофеевой Валентины Вячеславовны отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Западный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд непосредственно или через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья