№ 12-26 (УИД № 44RS0011-01-2020-000821-91)
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении.
10 августа 2021 года с. Парфеньево
Судья Нейского районного суда Костромской области Верховский А.В.,
с участием прокурора Михайлова С.А.
при секретаре Озеровой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора муниципального казённого образовательного учреждения МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области Рябининой Н.А. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 13 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым
Рябинина Н.А., <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>,
подвергнута административному наказанию - штрафу в размере 30000 рублей
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (УФАС по Костромской области) от 13 ноября 2020 г. директор муниципального казённого образовательного учреждения МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» муниципального района Костромской области Рябинина Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Нейский районный суд, директор МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» Рябинина Н. А. просит постановление должностного лица УФАС по Костромской области Исмаилова М.И. отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, приводя следующие доводы. В соответствии с Уставом МКОУ Задоринская основная общеобразовательная школа является казенной некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности (раздел 1 пункт 1.3 Устава). Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования детей и взрослых. Учредителем МКОУ Задоринская основная общеобразовательная школа и собственником имущества, переданного Учреждению, является муниципальное образование Парфеньевский муниципальный район Костромской области. Функции полномочия учредителя Учреждения осуществляет администрация Парфеньевского муниципального района Костромской области. Учреждение в своей деятельности подведомственно отделу образования администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области (пункт 1.6 Устава). Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 года № 7-ФЗ определено, что некоммерческой организацией признается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В силу статьи 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что: Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главною распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, и в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (п. 1 ст. 161 БК). Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российское Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК). Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не, установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств - (п. 5 ст. 161 БК РФ). При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).Приказом Отдела финансов администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области № 9 от 27.12.2019 года утвержден «Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образовании Парфеньевский муниципальный район Костромской области и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета муниципального образования Парфеньевский муниципальный район Костромской области и равных администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального района), распорядителей и прямых получателей средств бюджета муниципального образования Парфеньевский муниципальный район Костромской области», где пунктами 26. 27 главы 5 установлено, что:
П. 26 Главные распорядители (главные администраторы источников) доводят показатели бюджетной росписи до соответствующих подведомственных распорядителей (получателей средств бюджета района (администраторов источников) до начала очередного финансового года за исключением случаев, предусмотренных статьей 190 и 191 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, по формам согласно приложениям № 11 и № 12 к настоящему Порядку.
П. 27 Главные распорядители доводят показатели лимитов бюджетных обязательств до соответствующих подведомственных распорядителей (получателей) средств бюджета района согласно приложению № 13 к настоящему Порядку одновременно с бюджетной росписью.» Таким образом, Отдел образования администрации Парфеньевского муниципального района наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, а МКОУ Задоринская основная общеобразовательная школа является подведомственным получателем средств районного бюджета. Ежегодно Отдел образования согласовывает с подведомственными бюджетными учреждениями сметы на очередной финансовый год. После чего администрация Парфеньевского муниципального района выделяет лимиты: (согласно бюджетных смет) главному распорядителю то есть Отделу образования, а он в свою очередь распределяет доведенные лимиты между бюджетными учреждениями района. Заключение и оплата муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени администрации Парфеньевского муниципального района в пределах, доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном
-2-
правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Заявителем 15.08.2019 года в установленном порядке направлялось предложение (расчет) о выделении бюджетных лимитов на поставку электрической энергии на 2020 год на сумму 120700 рублей. Вместе с тем бюджетные лимиты на указанные цели были выделены не в полном объеме. Так бюджетной сметой на 2020 году на поставку электрической энергии предусмотрено 42000 руб. ввиду недостаточности средств в бюджете Парфеньевского муниципального района. Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в нарушении должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров при осуществлении закупок для обеспечения нужд муниципального казенного учреждения. При отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствует объективная сторона административного правонарушения, в связи с чем должностное лицо не может быть привлечено к административной ответственности. Указанные доводы содержатся в письме ФАС от 28.08.2019 года № ИА-74989/19 «О порядке возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Субъективная сторона правонарушения характеризуемся виной в форме умысла. Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В данном случае директор казенного учреждения не может нести ответственность за то, что в бюджете Парфеньевского муниципального района недостаточно денежных средств для исполнения бюджетных обязательств, т. е. должностное лицо не может быть признано виновным. Руководителем управления антимонопольной службы по Костромской области Исмаиловым М. И. в постановлении (лист № 4) указано, что: «Рябининой Н. А. не предпринят весь комплекс мер, направленных на своевременную оплату контракта, в том числе путем изыскания денежных средств из внешних источников. Кроме направленного ходатайства на имя главы администрации Парфеньевского муниципального района от 27.07.2020 года № 40 об оказании содействия по оплате образовавшейся задолженности за I полугодие 2020 года перед ПАО «КСК» за поставку энергоснабжения, до указанного выше периода обращения о выделении денежных средств для погашения задолженности по контракту перед ПАО «КСК» не направлялись». Указанные доводы не могут быть приняты во внимание, так как: МКОУ Задоринская основная общеобразовательная школа не имеет каких-либо доходов от внешних источников. Законодательство РФ не содержит понятия «внешний источник» как это указано в постановлении руководителя управления Исмаилова М.И. П. 3 ст. 161 БК РФ определено, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» не наделена таким правом. Закон не обязывает руководителя казенного учреждения направлять какие- либо письма о выделении денежных средств учредителю, в силу того, что в момент заключения договора на поставку электроэнергии сумма контракта в полном объеме ставится на бюджетные обязательства учреждения. Пунктом 1.10. Устава определено, что Учреждение обслуживается централизованной бухгалтерией отдела образования администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области. Также между МКОУ Задоринская основная общеобразовательная школа и Отделом образования администрации Парфеньевского района 01.07.2012 года заключен договор на бухгалтерское обслуживание. Согласно п. 2.8. указанного договора Централизованная бухгалтерия производит расчеты с организациями и подотчетными лицами, ведет кассовые операции по обслуживанию в казначействе. Таким образом, в случае, если лимиты бюджетных обязательств доведены до учреждения, то работа по перечислению денежных средств организациям, в том числе ПАО «КСК» осуществляется централизованной бухгалтерией, а от руководителя казенного учреждение не требуется предпринимать каких-либо дополнительных действий (заявок, писем и т.д.) для исполнения контрактных обязательств. Заявителем приняты все достаточные и зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства о контрактной системе закупок. Других доводов, подтверждающих вину, в постановлении не приводится. Считает, что руководителем управления антимонопольной службы по Костромской области Исмаиловым М.И. принято незаконное и необоснованное решение о привлечении к административной ответственности в нарушении инструктивных писем руководства ФАС и норм действующего законодательства. Полагает, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения и дело подлежит прекращению. Просит отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области № 044/04/7.32.5-632/2020 от 13 ноября 2020г. Производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора МКОУ Задоринская основная общеобразовательная школа Парфеньевского муниципального района Костромской области Рябининой Н. А. просит прекратить.
В судебном заседании Рябинина Н. А. отсутсвует, просит рассмотреть жалобу без ее участия.
Представитель заявителя Рябининой Н.А., Толстопятова Л.В. в судебном заседании отсутствует, о времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом.
Представитель Управления ФАС России по Костромской области в судебном заседании отсутствует, о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.
Прокурор Михайлов С.А. с жалобой не согласен и пояснил, что ими, действительно по обращению сбытовой компании в августе 2020 года, была проведена проверка в связи с тем, что директором Задоринской школы имелись задолженности по оплате договора энергоснабжения, заключенные со сбытовой компанией и Задоринской школой. Как показала проверка, данное учреждение является казенным учреждением, денежные лимиты бюджетных обязательств до учреждения именно на оплату договора энергоснабжения, были доведены своевременно. Также счета и акты выполненных работ в учреждение поступили своевременно, вместе с тем, директором, никаких действий на оплату указанных услуг не предпринималось. Только уже когда была организована проверка, было установлено, что директором, в июле месяце в адрес руководителя отдела образования была направлена заявка на выделение дополнительных денежных средств, для погашения образовавшейся задолженности перед сбытовой компанией. Задолженность была образована за период с февраля по июль 2020 года, которая, согласно договора должна была выплачиваться ежемесячно, не позднее 18-го числа следующего месяца, следующего за месяцем, в которм предусмотрен срок оплаты. Поэтому, считают, что директором школы не были предприняты все меры на погашение указанной задолженности. Но уже прошло у них больше года получается, что последняя задолженность должна была быть оплачена 18 июля 2020 года. Сроки давности по данной статье составляют 1 год. Уже в течение года сроки давности истекли для привлечения лиц к административной ответственности. Поэтому, считает, что возможно прекратить за истечением срока давности, 18 июля 2021 года он закончился.
-3-
Выслушав прокурора Михайлова С.А., изучив материалы дела об административном правонарушении, и оценив доказательства по делу в их совокупности, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Часть 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, в виде наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услут для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части 13 устанавливает, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в часта соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пунктов 1 и 2 части 1 статьи 94 данного Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательствоми настоящим Федеральным законом, в том числе, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работ, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы(её результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» прямо установлено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и соответствующими нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области, выступающее заказчиком по контракту на поставку электрической энергии, после предоставления услуги электроснабжения и подписания актов приема-передачи электрической энергии при наступлении сроков оплаты по контракту, не исполнило обязательство перед ПАО «Костромская сбытовая компания» по оплате поставленной электрической энергии, своевременно не оплачивало предоставленные услуги, систематически нарушало сроки оплаты и по состоянию на 19 июля 2020 года обладало просроченной задолженностью по поставленной на основании контракта электрической энергии. То есть, в данном случае при выполнении поставщиком обязанностей по контракту в нарушение установленного порядка не оплатило в установленные законом и контрактом сроки поставку электрической энергии.
Данные фактические обстоятельства дела нашли свое полное подтверждение, не оспариваются директором МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области Рябининой Н.А.
В силу возложенных Законом и Уставом на директора МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области полномочий и обязательств, директора школы Рябинина Н.А. является должностным лицом, ответственным за соблюдение МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу положений Гражданского Кодекса РФ и статьи 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), всегда заключается между бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом и иным юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем).
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность для физических лиц, юридических лиц и должностных лиц, в том числе, и за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В то же время объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров при осуществлении закупок для обеспечения нужд муниципального казенного учреждения. При отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствует объективная сторона административного правонарушения, в связи с чем, должностное лицо не может быть привлечено к административной ответственности. Указанные доводы содержатся в письме ФАС от 28.08.2019 года № ИА-74989/19 «О порядке возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъективная сторона правонарушения характеризуемся виной в форме умысла. Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В данном случае директор школы не может нести ответственность за то, что в бюджете Парфеньевского муниципального района недостаточно денежных средств, для исполнения бюджетных обязательств, то есть должностное лицо не может быть признано виновным.
Руководителем управления антимонопольной службы по Костромской области Исмаиловым М. И. в постановлении указано, что директор МКОУ «Задоринская ООШ» Рябинина Н.А. не предпринят весь комплекс мер, направленных на своевременную оплату контракта, в том числе путем изыскания денежных средств из внешних источников. Кроме направленного ходатайства на имя главы администрации Парфеньевского муниципального района от 27 июля 2020 года № 40 об оказании содействия по оплате образовавшейся задолженности за I полугодие 2020 года перед ПАО «КСК» за поставку энергоснабжения, до указанного выше периода обращения о выделении денежных средств для погашения задолженности по контракту перед ПАО «КСК» не направлялись.
-4-
Указанные доводы не могут быть приняты во внимание, так как: МКОУ «Задоринская ООШ» не имеет каких-либо доходов от внешних источников.
Согласно статьи 161 Бюджетного кодекса РФ
1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные
полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
3.1. Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.
5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им:
государственных (муниципальных) контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги);
иных договоров (соглашений), казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий таких договоров (соглашений) в соответствии с общими требованиями, утвержденными Правительством Российской Федерации, а в случае недостижения согласия по новым условиям расторгнуть договор (соглашение).
Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения) вправе потребовать от казенного учреждения возмещение только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения).
6.1. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.
7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.
10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
10.1. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Как усматривается из материалов дела, приказом Отдела образования администрации Парфеньевского муниципального района от 9 августа 2004 года № 2 Рябинина Н.А. назначена директором МКОУ Матвеевская основная общеобразовательная школа.
1 июля 2012 года между МКОУ Задоринская основная общеобразовательная школа в лице директора Рябининой Н.А. и Отделом образования администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области заключен Договор на бухгалтерское обслуживание, действующий по настоящее время.
1 января 2020 года между МКОУ Задоринская основная общеобразовательная школа в лице директора Рябининой Н.А. и Публичным акционерным обществом "Костромская сбытовая компания" заключен договор энергоснабжения (для бюджетного потребителя) № 6244045 на поставку электроэнергии.
Пунктом 6.5 договора предусмотрено, что оплата за поставленную электроэнергию оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счёта-фактуры и (или) счёта, который выставляется в электронной форме.
Поставщиком электроэнергии условия договора выполнены, электроэнергия была поставлена потребителю. За потреблённую электроэнергию были выставлены счета-фактуры № 45691/24 от 31.03.2020 года на сумму 10414 рублей 40 копеек; № 65503/24 от 30.04.2020 года на сумму 3320 рублей 64 копейки; № 89787/24 от 31.05.2020 года на сумму 1507 рублей 79 копеек; № 110766/24 от 30.06.2020 года на сумму 1421 рубль 12 копеек.
Об имеющейся задолженности за 1-е полугодие 2020 года директор МКОУ Задоринская основная общеобразовательная школа Рябинина Н.А. 28 июля 2020 года,
-5-
информировала главу администрации и просила оказать содействие в погашении задолженности.
Указанный договор, являясь муниципальным контрактом, заключен от имени муниципального образования и подлежит оплате за счет бюджетных средств в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств.
Необходимый для оплаты лимит бюджетных обязательств МКОУ доведен, счета на оплату электрической энергии своевременно поступили от ПАО «Костромская сбытовая
компания» в централизованную бухгалтерию отдела образования администрации Парфеньевского района, правомерность их оплаты подтверждена директором МКОУ Рябининой Н.А..
Не смотря на это, распорядитель бюджетных средств - администрация Парфеньевского района не оплатила счета за потребленную в марте, апреле, мае, июне 2020 года электрическую энергию в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Распорядителем бюджетных средств не проводилось уменьшение лимитов бюджетных обязательств, ранее доведенных казенному учреждению как получателю бюджетных средств, что могло быть основанием для выполнения казенным учреждением мероприятий, установленных частью 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации
При таких обстоятельствах, исходя из положений части 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации об ответственности органа местной администрации, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, директор МКОУ «Задоринская основная общеобразовательная школа» Рябинина Н.А. не может нести ответственность по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено в судебном заседании, фактически задолженность за электроэнергию всегда гасилась по исполнительным документам в связи с отсутствием денежных средств, в бюджете муниципального района. Гасилась задолженность по исполнительным документам, в том числе за счёт дотаций из областного бюджета.
Выводы руководителя Управления антимонопольной службы по Костромской области Исмаилова М.И. в том, что в нарушение требований Федерального закона № 44-ФЗ и условий заключенного договора, задолженность, указанная в постановлении была погашена с нарушением срока оплаты, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, то есть событие административного правонарушения имело место быть. Однако нарушение срока оплаты со стороны МКОУ Задоринская основная общеобразовательная школа вызвано не нежеланием осуществить оплату по договору, а отсутствием денежных средств в муниципальном бюджете на оплату электроэнергии в установленный договором срок.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения директора МКОУ «Задоринская ООШ» Парфеньевского муниципального района Костромской области Рябининой Н.А. к административной ответственности по ст. 7.32.5 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководитель Управления антимонопольной службы по Костромской области Исмаилов М.И. пришел к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.32.5 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области Исмаилова М.И. о назначении административного наказания признано неисполнение Рябининой Н.А. обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного муниципальным контрактом.
В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении указанное Рябининой Н.А. не вменено, что исключает возможность рассматривать вопрос об ответственности в этой части.
С учетом того, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, доказательства вины Рябининой Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.32.5 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Сроки давности привлечения к административной ответственности установлены ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По ст.7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности установлен 1 год с момента совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Согласно материалов дела и постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, дата совершения административного правонарушения установлена 18 июля 2020 года. Срок привлечения к административной ответственности по данному делу истек 19 июля 2021 года.
Согласно ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Сроки давности привлечения к административной ответственности в один год по делу в соответствии с п. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истекли, что является основанием для прекращения производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 13 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКОУ «Задоринская общеобразовательная основная школа» Рябининой Н. А., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нейский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья: А.В. ВЕРХОВСКИЙ