Октябрьский районный суд г. Саратова Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Октябрьский районный суд г. Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 12-26/12
РЕШЕНИЕ
19 апреля 2012 года г. Саратов
Судья Октябрьского районного суда г. Саратова Бондарев Ф.Г.,
при секретаре Пантееве Д.С.,
с участием:
защитника в лице адвоката Лобызовой Т.В., действующей на основании удостоверения № и ордера №,
начальника отдела таможни Саратовской области ФИО2, действующего на основании доверенности от , и главного государственного таможенного инспектора Саратовской таможни ФИО3, действующей на основании доверенности от ,
рассмотрев жалобу ФИО4, года рождения, , зарегистрированного по адресу: на постановление № и.о. заместителя начальника Саратовской таможни ФИО1 от по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № и.о. заместителя начальника Саратовской таможни ФИО1 от ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере одной второй стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения (609957:2=304978,50), то есть 304978 (триста четыре тысячи девятьсот семьдесят восемь) рублей 50 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением заявителем подана жалоба. В обоснование своей жалобы ФИО4 ссылается на то, что при вынесении постановления Саратовской таможней были допущены нарушения норм КоАП РФ и таможенного законодательства России, а именно:
дело № об административном правонарушении и проведении административного расследования было возбуждено определением Саратовской таможни от при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 16.2 ч.1 КоАП РФ, в отсутствии самого административного правонарушения и его состава, то есть с нарушением требований статьи 2.1 и пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Составом административного правонарушения является установленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность. Элементами состава административного правонарушения являются: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. Объект административного правонарушения - это общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Субъектом в данном случае является гражданин РФ. Объективной стороной правонарушения является внешние признаки правонарушения, к которым относятся: само деяние, которое может выражаться как в качестве действия, так и бездействия; противоправность деяния; вредные последствия; наличие причинно - следственных связей, (то есть деяние должно не только предшествовать последствиям, но и быть их непосредственной причиной, а вредный результат следствием деяния). Субъективной стороной правонарушения является внутренние признаки правонарушения, характеризующие личное отношение правонарушителя к своим деяниям (последствиям). Субъективную сторону правонарушения составляют: вина, цели, мотивы.
Исходя из вышеперечисленных определений состава административного правонарушения применительно к обстоятельствам, положенным в основу привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в постановлении Саратовской таможни от отсутствуют вышеназванные элементы состава административного правонарушения (объект, объективная и субъективная стороны правонарушения), за которое предусмотрена ответственность по ст. 16.2 ч. 1 КоАП РФ. Данной нормой предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию.
Таким образом, заявитель ФИО4 и его защитник полагают, что в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения.
ФИО4, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, представил заявления с просьбой рассмотреть жалобу в его отсутствие с участием его защитника.
Защитник ФИО4 - Лобызова Т.В., действующая на основании удостоверения № и ордера № в судебном заседании просила признать недействительным постановление № и.о. заместителя начальника Саратовской таможни ФИО1 от , дав пояснения аналогичные изложенным в жалобе на постановление с приобщением их в письменном виде.
Представители таможни Саратовской области в судебном заседании представили письменные возражения на указанную жалобу заявителя, полагая, что жалобу необходимо оставить без удовлетворения, постановление № от законным и обоснованным.
Суд, с учетом позиции ст. 25.1 КоАП РФ рассмотрел дело в отсутствие лица, привлеченного к административной ответственности.
В соответствии со ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ, суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО4, суд приходит к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 16.2. КоАП РФ, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с из выпуском» от 18.06.2010 года (далее - Соглашение) автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к настоящему Соглашению, в Российской Федерации признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к настоящему Соглашению, или до 1 января 2013 года.
В соответствии с п. 4 ст. 17 вышеуказанного Соглашения, в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, указанных в п. 1 настоящей статьи, не уплачены в бюджет Республики Беларусь или Республики Казахстан в размере, указанном в абзаце втором части первой пункта 1 настоящей статьи до ввоза на территорию РФ, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются в федеральный бюджет РФ при их таможенном декларировании таможенному органу РФ.
В соответствии со ст. 1 Протокола от 05.07.2010 «Об отдельных временных изъятиях из режима функционирования Единой таможенной территории Таможенного союза» (далее - Протокол) ставки таможенных пошлин, налогов, а также размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей легковых устанавливаются законодательством Стороны, на территории которой осуществляется выпуск таких автомобилей, но не ниже ставок, аналогичных установленным в Республике Беларусь на 1 января 2010 года. Положения указанной статьи Протокола действуют до 1 июля 2011 года.
Таким образом, на территориях стран Таможенного союза до 1 июля 2011 года действовали ставки таможенных пошлин в отношении легковых автомобилей, установленные национальным законодательством стран Таможенного союза. С 1 июля 2011 года на территории всех стран Таможенного союза действуют ставки таможенных пошлин в отношении легковых автомобилей, ввозимых физическими лицами из третьих стран, установленные Приложением 5 к Соглашению.
Из вышеизложенного следует, что действия таможенного органа Республики Беларусь были законны в отношении транспортного средства ввезенного из третьей страны по уплате таможенных пошлин в соответствии с их национальным законодательством, но для пользования транспортным средством внутри самой Республики Беларусь.
Кроме того, пунктом 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза" установлено, что в целях исполнения таможенного законодательства Таможенного союза, Протокола об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза от 5 июля 2010 года (далее - Протокол об изъятиях), решений Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) при перемещении товаров через внутренние границы государств - членов Таможенного союза таможенный контроль и таможенное декларирование в отношении товаров, указанных в статье 1 Протокола об изъятиях, осуществлять в соответствии с Соглашением "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" от 18 июня 2010 года.
В соответствии с пунктами 1,2 ст. 8 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с из выпуском» от 18.06.2010 года. Декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в том числе транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом. Декларирование товаров для личного пользования производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Пунктом 3 ст. 8 Соглашения установлено, что декларантом может быть физическое лицо государства - члена таможенного союза или иностранное физическое лицо обладающее правом владения, пользования и (или) распоряжения в отношении транспортного средства для личного пользования, находящегося на таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем.
Согласно пункта 4 ст. 8 Соглашения при таможенном декларировании перемещаемых товаров для личного пользования в письменной форме декларант обязан:
1) представить таможенному органу документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;
2) предъявить декларируемые товары по требованию должностного лица таможенного органа;
3) уплатить причитающиеся таможенные платежи или обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, установленных Кодексом и (или) настоящим Соглашением;
4) выполнять иные требования, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.
Таким образом, вышеуказанным законодательством Таможенного союза установлено, что:
На период с до ставки таможенных пошлин, налогов, в отношении легковых автомобилей устанавливаются законодательством той страны Таможенного союза, на территории которой осуществляется выпуск таких автомобилей.
Автомобили, ввезенные после на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к настоящему Соглашению, то есть по ставкам, установленным национальным законодательством страны Таможенного союза на вышеуказанный период, в Российской Федерации признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к настоящему Соглашению. Если указанные пошлины не уплачены до ввоза на территорию РФ, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются в федеральный бюджет РФ при их таможенном декларировании таможенному органу РФ.
При перемещении товаров через внутренние границы государств - членов Таможенного союза таможенный контроль и таможенное декларирование в отношении легковых автомобилей, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным национальным законодательством страны Таможенного союза, осуществляется в соответствии с Соглашением "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" от .
Таможенное декларирование транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, в данном случае через внутреннюю границу государств-членов Таможенного союза, производится в письменном форме. При этом декларантом таможенному органу должны быть представлены документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Как установлено по делу, ФИО4 из Республики Беларусь в Российскую Федерацию ввезен легковой автомобиль, в отношении которого в Республики Беларусь были уплачены таможенные пошлины по ставкам, установленным национальным законодательством, а именно по ставке платежа 0,40 евро за кубический сантиметр, сумма уплаченных таможенных пошлин, налогов составила 1338,80 долларов США. В России декларирование указанного транспортного средства и уплата таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов по ставкам национального законодательства Республики Беларусь и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам платежа согласно разделу 4 Приложения 5 к вышеуказанному Соглашению в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, объем двигателя, которых составляет более 2300 кубических сантиметров, но не превышает 3000 кубических сантиметров ставка таможенных пошлин, налогов применяется в размере 5 Евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема, которые ФИО4 произведены не были. В Саратовскую таможню он обратился только с заявлением о получении паспорта транспортного средства.
Привлекая к административной ответственности ФИО4, и.о. заместителя начальника Саратовской таможни ФИО1, правомерно исходил из того, что ФИО4 в нарушение положений ст.ст. 8, 17 Соглашения, а также п. 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 335 при ввозе на территорию РФ автомобиля " № года выпуска, идентификационный номер (VIN) №, двигатель №, ", оформленного в Республики Беларусь , не задекларировал на Саратовском таможенном посту Саратовской таможни по адресу данное транспортное средство, с уплатой таможенных пошлин, налогов, в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению
Факт нарушения выше указанных пунктов Соглашения, а так же Решения Комиссии Таможенного союза, а так же статей Таможенного Кодекса Таможенного союза судом установлен, материалами дела подтвержден.
Суд не согласился с доводами, изложенными в жалобе заявителя ФИО4 и его защитника, об отсутствии вины заявителя в совершенном административном правонарушении, поскольку объективная сторона состава правонарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ характеризуется как бездействие - недекларирование товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному декларированию, субъективная сторона правонарушения, предусмотренная этой частью КоАП РФ, характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, являются лица, которые могут быть декларантами (ст. 210 Закона о таможенном регулировании), либо физические лица при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу (ст. 355 ТК ТС).
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из имеющихся материалов дела, можно сделать вывод о том, что данное правонарушение совершено ФИО4 по неосторожности, поскольку он, прежде чем подать заявление о выдаче ПТС на указанное транспортное средство на Саратовский таможенный пост Саратовской таможни, должен был удостовериться о том, что сведения, содержащиеся в письме Минской Центральной таможни от № соответствуют действительности, что им соответственно сделано не было.
В соответствии с ч.2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ неосторожная вина определяется применительно к материальным составам административных правонарушений и связывается исключительно с отношением нарушителя к последствиям своего действия. Неосторожная вина состоит в том, что, совершая то или иное действие, лицо, как правило, не осознает его противоправности, но должно было и могло это осознавать.
При указанных обстоятельствах Саратовской таможней ФИО4 обоснованно привлечен к административной ответственности на основании имеющихся в материалах дела доказательств, фактические обстоятельства по делу установлены правильно, необоснованных отказов в исследовании доказательств, которые могли иметь существенное значение для исхода дела, не усматривается.
Нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела в отношении ФИО4, влекущих отмену постановления, не установлено.
Наказание ФИО4 назначено в нижних пределах санкции статьи, с учетом характера совершенного правонарушения, оснований для освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью ни должностным лицом, ни судом не установлено.
Таким образом, законных оснований для отмены обжалуемого постановления у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление № и.о. заместителя начальника Саратовской таможни ФИО1 от о привлечении ФИО4 к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, а также должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление.
Судья: подпись Ф.Г. Бондарев