Дело № 12-29/2020
РЕШЕНИЕ
г. Облучье 23 января 2020 года
Судья Облученского районного суда Еврейской автономной области
Полежаева Ю.С.,
при участии:
главы администрации МО «Облученский муниципальный район» - Орла В.В.,
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Смирновой Т.А.,
рассмотрев дело о правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ по жалобе главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Орла В.В. на постановление начальника отдела судебных приставов по Облученскому району Управления ФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области,
установил:
Постановлением начальника отдела судебных приставов по Облученскому району Управления ФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Орел В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
На указанное постановление представителем привлекаемого к ответственности должностного лица Смирновой Т.В. подана жалоба, в которой она просит постановление начальника отдела судебных приставов по Облученскому району признать незаконным и отменить. Жалоба мотивирована тем, что по вышеуказанному исполнительному производству приняты все, зависящие от главы администрации действия для его исполнения. В связи с тем, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств согласно бюджетной смете, с учетом принятых и неисполненных обязательств, сверх лимитов бюджетных обязательств казенные учреждения не имеют право принимать бюджетные обязательства перед контрагентами. Данные работы проводятся на контрактной основе и не могут быть проведены иным способом, а при отсутствии денежных средств в соответствующем бюджете на текущий финансовый год проведение торгов невозможно. ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение администрации Облученского муниципального района №, которым утвержден план мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных организаций Облученского муниципального района, в который также включена установка системы видеонаблюдения МКДОУ «Детский сад п Лондоко-завод» на 2021 год. Администрация района периодически (регулярно) обращается в органы государственной власти правительства ЕАО по вопросам увеличения финансовой помощи бюджету района, в том числе и для выравнивания бюджета. Полученные на обращения ответы содержат отказ, либо вовсе не направляются, при этом никакие мотивированные разъяснения не даются. Управлением Федерального казначейства по ЕАО приостанавливаются операции по расходованию средств на лицевых счетах должников, что затрудняет оплату первоочередных обязательств муниципальных учреждений.
В судебном заседании глава администрации Орёл В.В. и его представитель Смирнова Т.А. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, в дополнение указав, что с ДД.ММ.ГГГГ года администрацией муниципального района решается вопрос по увеличению дотаций, выделяемых правительством области в местный бюджет с целью обеспечения решения вопросов местного значения муниципального района и уставных задач подведомственных муниципальных учреждений, включая образовательные. Ими оформлен реестр обязательств по исполнительным производствам, произведен их расчет, который наряду с другими документами прикладывался к письменным обращениям, адресованным губернатору и правительству области для обоснования увеличения размера дотаций в местный бюджет. Муниципальное образование имеет многомиллионную (114 млн. рублей) кредиторскую задолженность, казначейством периодически арестовываются счета, а поступающие на них денежные средства тут же списываются. Исходя из имеющихся финансовых возможностей муниципального района, ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы утвержден план мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в соответствии с которым приобретение и монтаж системы видеонаблюдения МКДОУ «Детский сад №<адрес>» запланирован на 2021 год.
В дополнение к изложенным доводам, главой администрации Орлом В.В. указано о лишении его права должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, на участие в рассмотрении возбужденного в его отношении дела об административном правонарушении, поскольку ранее в связи с занятостью и необходимостью выезда в г. Биробиджан на заседания в правительстве области, им было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела, которое ФИО4 оставлено без внимания.
Должностное лицо административного органа - начальник отдела судебных приставов по Облученскому району Управления ФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, либо лицро, заменяющее его, не явились, о дате рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, об отложении не просили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно представленным материалам ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Облученским районным судом ЕАО, возбуждено исполнительное производство №-ИП. Согласно исполнительному документу (листу) администрация МО «Облученский муниципальный район» ЕАО обязана при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, профинансировать установку системы видеонаблюдения в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №<адрес>».
Определениями Облученского районного суда ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в адрес администрации поселения направлено предупреждение об ответственности за неисполнение судебного решения и требование об его исполнении в пятидневный срок со дня поступления последнего. Требование судебного пристава получено администрацией муниципального района ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением в установленные сроки должником последнего требования судебного пристава, ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Орла В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение административного протокола было назначено на ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неявкой лица, в отношении которого ведется производство по делу и отсутствием сведений о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, определением начальника отдела от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение дела отложено на ДД.ММ.ГГГГ на 16.30 часов в помещении Облученского РОСП.
О рассмотрении дела, назначенном на ДД.ММ.ГГГГ глава администрации муниципального района Орёл В.В., согласно отметке и личной подписи в определении о продлении срока рассмотрения дела от ДД.ММ.ГГГГ, был извещен ДД.ММ.ГГГГ. Это же определение содержит ходатайство должностного лица о переносе рассмотрения дела в связи с невозможностью участия (личного присутствия).
Административный протокол о правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении главы администрации муниципального района Орла В.В., согласно постановлению по делу, рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При этом, начальник отдела судебных приставов по Облученскому району Управления ФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО4 пришла к выводу о возможности рассмотрения административного протокола и материалов в отсутствие Орла В.В., надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, не заявившего ходатайство об его отложении, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а так же причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание административным органом условий, необходимых для реализации права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 24.4 КоАП РФ ходатайство, заявленное лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении в письменной форме, подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности.
Уполномоченное должностное лицо при поступлении ходатайства об отложении рассмотрения дела было обязано применительно к указанным нормам права рассмотреть его на предмет обоснованности и в случае отказа в его удовлетворении принять мотивированное определение.
Вопреки изложенным требованиям закона, должностным лицом административного органа ходатайство Орла В.В. оставлено без внимания, и напротив в оспариваемом постановлении указано об отсутствии такового, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Между тем, материалы производства не содержат сведений о выяснений причин неявки привлекаемого к ответственности лица, решений (определений) об отклонении ходатайства Орла В.В. об отложении рассмотрения дела в связи с признанием положенных в основу ходатайства причин неуважительными. Не приведена оценка этому обстоятельству и в самом оспариваемом постановлении.
В то же время, согласно пояснениям в судебном заседании Орла В.В. и представленного в подтверждение заявленного им же довода плана мероприятий структурных подразделений администрации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ он находился в г. Биробиджане на заседании координационного совета и иных мероприятиях, проводимых правительством области с участием глав муниципальных районов.
Невыполнение требований КоАП РФ о создании необходимых условий для реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту, повлекло нарушение этого права Орла В.В..
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При установленных обстоятельствах, постановление начальника отдела судебных приставов по Облученскому району Управления ФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Орла В.В. подлежит отмене с возращением дела на новое рассмотрение в административный орган.
В связи с отменой постановления начальника отдела судебных приставов по Облученскому району Управления ФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ и прекращением производства по делу по вышеприведенным основаниям, иные доводы жалобы не обсуждаются, как не имеющие существенного значения для его разрешения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление начальника отдела судебных приставов по Облученскому району Управления ФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Орла В.В. к административной ответственности по ч. 1ст. 17.15 КоАП РФ отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в отдел судебных приставов по Облученскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, и вступает в силу по истечении указанного срока.
Судья Ю.С. Полежаева