ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-260/2021 от 14.10.2021 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

№ 12-260/2021

УИД 19RS0002-01-2021-002806-07

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

14 октября 2021 года г. Черногорск

Судья Черногорского городского суда Республики Хакасия Немков С.П.,

при секретаре Сафроновой В.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании протест прокурора города Черногорска Республики Хакасия на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Лебедевой К.А. от 26 августа 2021 года № 019/04/7.32.5-736/2021, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) в отношении Калагиной М.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Лебедевой К.А. от 26 августа 2021 года № 019/04/7.32.5-736/2021 прекращено производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении Калагиной М.В.

На указанное постановление прокурором города Черногорска Республики Хакасия принесен протест, в котором он выразил несогласие с ним, указывая на его незаконность, просил его отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании помощник прокурора Рамишвили Е.В. на удовлетворении протеста прокурора настаивал, сославшись на доводы, изложенные в нем.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Калагина М.В., должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление и представитель административного органа - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения протеста, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представили.

Руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, судья счел возможным рассмотреть протест в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участника судебного процесса, изучив доводы протеста прокурора, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, судья приходит к следующему решению.

Часть 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Согласно положениям ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В силу ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе - срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из материалов административного дела, прокуратурой города Черногорска Республики Хакасия проведена проверка по обращению индивидуального предпринимателя (далее – ИП) ФИО6 по вопросу задолженности по исполненным контрактам, заключенным образовательными учреждениями города Черногорска.

12 марта 2021 года между муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 4» (далее – МБОУ «СОШ № 4») в лице директора Калагиной М.В. и ИП ФИО6 заключен контракт № 16 на оказание услуг по обеспечению питанием обучающихся 1-4 классов.

Согласно п. 2.7 названного контракта оплата услуги производится МБОУ «СОШ № 4» на основании счета, предоставленного ИП ФИО6, в течение 15 рабочих дней со дня подписания сторонами ежемесячных актов приемки оказанных услуг.

31 мая 2021 года между МБОУ «СОШ № 4» и ИП ФИО6 подписан акт № 33 приемки выполненных услуг по обеспечению питанием обучающихся 1-4 классов на сумму 246 532 руб.

Оплата по данному контракту произведена 30 июля 2021 года вместо установленного срока – не позднее 21 июня 2021 года.

1 апреля 2021 года между МБОУ «СОШ № 4» в лице директора Калагиной М.В. и ИП ФИО6 заключен договор № 280 на оказание услуг по обеспечению питанием льготной категории детей в общеобразовательных организациях (дети из многодетных семей, дети из семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Хакасия, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья).

Согласно п. 2.5 названного договора оплата услуги производится МБОУ «СОШ № 4» на основании счета, предоставленного ИП ФИО6, в течение 30 дней со дня подписания сторонами ежемесячных актов приемки оказанных услуг.

31 мая 2021 года между МБОУ «СОШ № 4» и ИП ФИО6 подписан акт № 36 приемки выполненных услуг по обеспечению питанием льготной категории детей в общеобразовательных организациях (дети из многодетных семей, дети из семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Хакасия, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья) на сумму 37 935 руб.

Оплата по данному контракту произведена 30 июля 2021 года вместо установленного срока – не позднее 1 июля 2021 года.

1 июня 2021 года между МБОУ «СОШ № 4» в лице директора Калагиной М.В. и ИП ФИО6 заключен договор № 339 на оказание услуг по обеспечению питанием детей в лагере с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации.

Согласно п. 2.8 названного договора оплата услуги производится МБОУ «СОШ № 4» на основании счета, предоставленного ИП ФИО6, в течение 30 дней со дня подписания сторонами актов приемки оказанных услуг.

21 июня 2021 года между МБОУ «СОШ № 4» и ИП ФИО6 подписан акт № 39 приемки выполненных услуг по обеспечению питанием детей в лагере с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации на сумму 402 981 руб. 60 коп.

Оплата по данному контракту произведена 30 июля 2021 года вместо установленного срока – не позднее 22 июля 2021 года.

Калагина М.В. согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц занимает должность директора МБОУ «СОШ № 4».

Таким образом, Калагина М.В. как руководитель учреждения, выступая в качестве представителя заказчика по указанному контракту и договорам, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Принимая 26 августа 2021 года (в постановлении допущена описка, ошибочно указано 12 августа 2021 года) решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении директора МБОУ «СОШ № 4» Калагиной М.В., руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения.

Основанием для принятия такого решения послужил тот факт, что источником финансирования услуг, оказанных ИП ФИО6, являются средства республиканского бюджета, их поступление зависит от главного распорядителя бюджетных средств, в связи с чем Калагина М.В. не могла оплатить образовавшуюся задолженность ввиду блокировки счета с 18 мая 2021 года по 29 июля 2021 года, что подтверждается письмом ГУО Администрации г. Черногорска от 4 августа 2021 года № 2151, с которым заключен договор на бухгалтерское обслуживание.

С учетом установленных по делу обстоятельств руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришел к выводу об отсутствии вины Калагиной М.В., которая является необходимым элементом состава административного правонарушения.

Вместе с тем, при проведении административного разбирательства руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия не принято мер к выяснению и документальному подтверждению следующих вопросов, имеющих правовое значение и влияющих на правильность процессуального решения.

Так административным органом не установлено и документально не подтверждено, на кого из должностных лиц МБОУ «СОШ № 4» возложена обязанность по обеспечению исполнения и соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд учреждения. Из переписки между ГУО Администрации г. Черногорска и МБОУ «СОШ № 4» следует, что последнее заключило договор на бухгалтерское обслуживание централизованной бухгалтерией ГУО Администрации г. Черногорска. Договор в материалах дела отсутствует, условия бухгалтерского обслуживания, порядок оплаты оказанных услуг МБОУ «СОШ № 4» централизованной бухгалтерией, должностное лицо, обязанное направлять заявки на оплату принятых общеобразовательным учреждением услуг, административным органом не установлено.

Из ответа Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 20 августа 2021 года следует, что по решению налогового органа от 26 марта 2021 года № 429 было зарегистрировано уведомление о приостановлении операций по расходованию средств от 18 мая 2021 года, после полного погашения задолженности по данному РНО было зарегистрировано уведомление о возобновлении операций по расходованию средств от 29 июля 2021 года.

Согласно ответу ГУО Администрации г. Черногорска от 4 августа 2021 года № 2151 заявки на оплату задолженности ИП ФИО6 на сумму 687 448 руб. 60 коп. были направлены в Минобрнауки Хакасии своевременно, федеральные и республиканские денежные средства поступили в Финансовое управление администрации города Черногорска 8 июня 2021 года и 10 июня 2021 года.

Следовательно, вопреки выводам административного органа МБОУ «СОШ № 4» располагало денежными средствами для своевременной оплаты за оказанные ИП ФИО6 МБОУ «СОШ № 4» услуги по питанию детей.

Основанием для блокировки счета МБОУ «СОШ № 4» послужило наличие задолженности на сумму 2 357 931 руб. 65 коп. (страховые взносы на ФОТ, источником финансирования является республиканский бюджет).

Между тем, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия не установлено и документально не подтверждено, предпринимало ли должностное лицо – директор МБОУ «СОШ № 4» Калагина М.В. меры по разблокировке счетов учреждения в период с 18 мая 2021 года по 29 июля 2021 года, доводилась ли Управлением Федерального казначейства по Республике Хакасия данная информация до МБОУ «СОШ № 4».

Кроме того, не установлено и документально не подтверждено, предпринимались ли МБОУ «СОШ № 4» и ее директором Калагиной М.В. меры к надлежащему письменному извещению ИП ФИО6 о невозможности своевременного исполнения обязанности по расчету за оказанные последней услуги по питанию детей в связи с введенным ограничением по совершению операций по расходованию денежных средств на лицевом счете должника; принимались ли меры к внесудебному урегулированию сложившейся ситуации, в том числе путем внесения изменений в условия указанных договоров о сроках расчетов за оказанные услуги.

Согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

По мнению судьи, с учетом имеющихся в деле данных, сделать однозначный вывод о наличии либо об отсутствии в действиях (бездействии) директора МБОУ «СОШ № 4» Калагиной М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, не представляется возможным.

Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, в настоящее время не истек.

В этой связи судья считает необходимым постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, вынесенное 26 августа 2021 года руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в отношении директора МБОУ «СОШ № 4» Калагиной М.В. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Отменить постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Лебедевой К.А. от 26 августа 2021 года № 019/04/7.32.5-736/2021, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении Калагиной М.В., возвратить дело на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.П. Немков