Мировой судья Серёгина Е.В. к делу № 12-260/22
61MS0201-01-2022-000404-71
Р Е Ш Е Н И Е
18 мая 2022 года г. Таганрог
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области В.В. Верещагина,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора г.Таганрога Подъяблонского Е.В. на постановление мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №2, исполняющего обязанности временно отсутствующего мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №8, от 18.03.2022г., о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.57 КоАП РФ, в отношении директора МОБУ СОШ №24 ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №2, исполняющего обязанности временно отсутствующего мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №8, от 18.03.2022г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.57 КоАП, в отношении директора МОБУ СОШ №24 ФИО2 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Прокурором г.Таганрога Подъяблонский Е.В. принесен протест, в котором ставится вопрос об отмене постановления мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №2, исполняющего обязанности временно отсутствующего мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №8, от 18.03.2022г. и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Прокурор г.Таганрога полагает, что вывод мирового судьи об отсутствии состава административного правонарушения в действиях директора МОБУ СОШ №24 ФИО2 не основан на нормах закона и материалах дела.
В судебном заседании помощник прокурора г.Таганрога Пашкова Д.М. поддержала доводы протеста, просила его удовлетворить. Полагала, что мировой судья пришел к ошибочному выводу об отсутствии в действиях должностного лица ФИО2 состава вменяемого ей правонарушения. В связи с этим просила отменить оспариваемое постановление мирового судьи и прекратить производство по делу на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании привлекаемое лицо ФИО2 просила суд постановление мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №2, исполняющего обязанности временно отсутствующего мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №8, от 18.03.2022г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.57 КоАП РФ, в отношении нее оставить без изменения, а протест прокурора г.Таганрога Подъяблонского Е.В. без удовлетворения. Полагала, что вынесенный судебный акт является законным и не подлежит отмене.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив доводы протеста, материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, прихожу к следующему.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом и законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ч.2 ст.5.57 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 13 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности относится к компетенции образовательной организации (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3).
Ч. 1 ст. 35 Федерального закона 273-Ф3 установлено, что обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Согласно ч 11 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» установлены требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения, которыми обеспечиваются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных V программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержден приказом Минпросвещения России от 20.05.2020г. № 254 (далее – федеральный Перечень).
Определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным Перечнем относится к компетенции образовательной организации (п. 9 ч. 3 Федерального закона № 273-ФЗ).
Ч.7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 г.Таганрога (далее - МОБУ СОШ № 24) является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания. Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в том числе финансовой и хозяйственной деятельности. При этом основной целью деятельности школы является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Приказом директора МОБУ СОШ № 24 от 26.08.2021г. № 428 утверждена адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4).
В соответствии с указанной программой необходимо использование специального набора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям: язык и речевая практика, математика, естествознание, человек, искусство, физическая культура, технология.
Из материалов дела усматривается, что, что ФИО1, <дата> года рождения, является ребенком с ограниченными возможностями здоровья, ему разработана специальная индивидуальная программа (СИПР), с 07.11.2017г. обучается по индивидуальному учебному плану на дому в МОБУ СОШ №24.
В соответствии с заключением психолого-медико-педагогическом комиссии от <дата> (протокол №) ФИО1 рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4), разработка специальной индивидуальной программы развития с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающегося. В вышеуказанном заключении также указано о необходимости использования специальных учебных и дидактических пособий.
Согласно формуляру читателя ФИО6 (матерью мальчика) <дата> получены необходимые для обучения ФИО1 учебники: чтение 4 класс, 2010г., ФИО3, ФИО4; мир природы и человека части 1 и 2, 4 класс 2020г., ФИО5, ФИО7; изобразительное искусство 4 класс, 2021 год, Pay М.Ю., ФИО8, технология – ручной труд 40 класс, 2021г., ФИО9, ФИО10, математика части 1 и 2, 4 класс, 2020г., ФИО11, ФИО12; русский язык части 1 и 2, 4 класс, 2020г., ФИО13, ФИО14; речевая практика 4 класс, 2021г., ФИО15
Ранее до 10.12.2021г. ФИО1 учебниками по указанным предметами обеспечен не был.
Приказом Управления образования г. Таганрога от <дата> ФИО2 назначена на должность директора МОБУ СОШ № 24 г.Таганрога. Согласно должностной инструкции директор МОБУ СОШ № 24 осуществляет общее руководство деятельностью учреждения в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований, обеспечивает соблюдение прав и свобод, обучающихся и работников школы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
По мнению прокурора г.Таганрога, образовательной организацией своевременно не организовано приобретение для учащегося 4 класса школы предусмотренных планом школы учебников, что повлекло нарушение предусмотренного законодательством об образовании права обучающегося на получение общедоступного и бесплатного образования.
В связи с выявленными нарушениями заместителем прокурора г.Таганрога Тотояном Г.М. 10.01.2022г. вынесено постановление о возбуждено дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.57 КоАП РФ, в отношении директора МОБУ СОШ №24 ФИО2 с последующей передачей дела для рассмотрения по существу мировому судье в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №8.
Постановлением мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №2, исполняющего обязанности временно отсутствующего мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №8, от 18.03.2022г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.57 КоАП, в отношении директора МОБУ СОШ №24 ФИО2 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Прекращая производство по делу, мировой судья пришел к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушения не установлено нарушений или незаконного ограничения должностным лицом ФИО2 предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушений установленного порядка реализации указанных прав и свобод.
По мнению мирового судьи, директором МОБУ СОШ №24 ФИО2 предприняты все меры по обеспечению ФИО1 соответствующими специальными учебными и дидактическими материалами (указанными выше) в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и по установленному ему варианту 8.4 СИПР, что корреспондируется с положениями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 (раздел 3 «Требования к специальным условиям реализации АООН» для варианта 2 (8.4) (обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития). Добровольная выдача 10.12.2021г. общеобразовательной организацией ФИО6 учебников за 4 класс для ФИО1 является лишь рекомендованной Управлением Образования г.Таганрога мерой по обеспечению учебниками. Перечень специальных учебников для данной категории обучающихся приказом Минпросвещения России от 20.05.2020г. № 254 не утвержден. В связи с чем для оснащения ФИО1 специальными учебными и дидактическими материалами в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и по установленному ему варианту 8.4 СИПР общеобразовательной организацией применяется специальная норма - Положение Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденное приказом Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 (раздел 3 «Требования к специальным условиям реализации АООП» для варианта 2).
Ссылаясь на положения Федерального закона № 273-ФЗ, Приказа Минпросвещения России № 254 от 20.05.2020г., мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях директора МОБУ СОШ №24 ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.
Судья городского суда соглашается с выводом мирового судьи о том, что в действиях директора МОБУ СОШ №24 ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно установлены обстоятельства дела, на основании которых принято решение о прекращении производства по делу в отношении должностного лица ФИО2
Доводы протеста не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Имеющиеся доказательства оценены на предмет относимости, допустимости и достаточности, при этом установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Доводы протеста по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования мирового судьи, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного акта.
Состоявшееся по делу судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь п.1 ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №2, исполняющего обязанности временно отсутствующего мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №8, от 18.03.2022г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.57 КоАП РФ, в отношении директора МОБУ СОШ №24 ФИО2 оставить без изменения, протест прокурора г.Таганрога Подъяблонского Е.В. - без удовлетворения.
Судья В.В. Верещагина