ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-261 от 19.10.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

УИД:04RS0024-01-2020-000785-25

5-357/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Дело № 12-261

Судья Дымпилова Э.В.

поступило 13 октября 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ 19 октября 2020 года

Судья Верховного суда Республики Бурятия Базаров В.Н., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Норвуд» Бабуева М.А. на постановление Хоринского районного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Хоринского районного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 года ООО «Норвуд» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, к нему применено наказание в виде приостановлении деятельности сроком 90 суток, за не размещение на пункте приема и отгрузки древесины ООО «Норвуд» оборудованного места (площадки) накопления отходов производства от лесопереработки древесины. Отходы производства и потребления, в том числе лесопиления размещены на несанкционированных местах навалом и кучах, произведен сброс отходов на почву, в связи с чем произошло захламление земель.

В жалобе представитель ООО «Норвуд» Бабуев М.А. просит постановление суда отменить и производство по делу прекратить. Указывает, что справка экологического обследования, составленная в ходе совместной выездной проверки пункта приема и отгрузки древесины специалистом – государственной инспектором РБ в области охраны окружающей среды Бурприроднадзора Адияновым В.С. является недопустимым доказательством. Отсутствует решение прокурора о проведении проверки в отношении ООО «Норвуд». Ни руководитель ООО «Норвуд», ни иное уполномоченный представитель с каким-либо решением прокурора о проведении проверки ознакомлен не был.

Выслушав представителя ООО «Норвуд» Дамдинова Б.В., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Цыбикову Е.Н., полагавшую постановление суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -

Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологические требования – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии с требованиями ст.3 того же закона, хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные объекты, на водосборные площади, в недра и почву.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно части 6 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» запрещается выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках, захламление земель.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Норвуд» зарегистрировано в качестве юридического лица 21.09.2017 (ОГРН 1170327010370); основным видом деятельности является лесозаготовки, дополнительными – лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность, распиловка и строгание древесины и другие.

На земельном участке по адресу: Республика Бурятия, Кижингинский район, у.Загустай, 90 «а» (кадастровый номер земельного участка 03:10:040103:39), ООО «Норвуд» разместил пункт приема и отгрузки древесины, на котором осуществляется прием, отгрузка, обработка, складирование и хранение древесины и пиломатериалов (свидетельство о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины № 002500).

Согласно справки экологического обследования, в ходе совместной выездной проверки пункта приема и отгрузки древесины специалистом – государственным инспектором Республики Бурятия в области охраны окружающей среды Бурприроднадзора Адияновым В.С. выявлены в том числе нарушения п.2 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (захламление территории); п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (захламление территории, отходы производства не вывезены); ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 М52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (площадка не оборудована); п. 6 ст. 6 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 №1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» (захламление территории, отходы производства не вывезены)

Доводы жалобы о том, что настоящая справка экологического обследования является ненадлежащим доказательством, судом первой инстанции проверены и обоснованно отклонены, поскольку данное доказательство соответствующим требованиям закона. Справка составлена и подписана должностным лицом с указанием его должности, фамилии. Отсутствие печати не является основанием для признания данной справки недопустимым доказательством, поскольку справку Адиянов В.С. составлял как специалист при проведении проверки прокуратурой района, а не как самостоятельное должностное лицо контролирующего органа.

Также приложение к справке экологического обследования, фотографии не могут быть признаны недопустимыми доказательствами, так как они составлены должностными лицами в рамках указанной проверки.

Согласно представленных доказательств, на пункте приема и отгрузке древесины ООО «Норвуд» не оборудовано место (площадка) накопления отходов переработки древесины, располагаются в большом объеме отходы производства от лесопереработки. Также за территорией пункта приема и отгрузки древесины находятся отходы производства и потребления, в том числе лесопиления, размещены на несанкционированных местах навалом и в кучах, произведен сброс отходов на почву, в связи с чем произошло захламление земель.

Опрошенный в ходе прокурорской проверки представитель ООО «Норвуд» Бабуев М.А. подтвердил указанные факты и признал нарушение законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО «Норвуд».

Вышеуказанные нарушения законодательства привели к загрязнению и захламлению земельного участка, расположенного на Байкальской природной территории, что негативно влияет на окружающую природную среду. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет образование несанкционированных свалок и захламление прилегающих территорий. Выявленные нарушения закона повлекли создание неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации.

Таким образом, установлено событие административного правонарушения.

Районный суд пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ООО «Норвуд» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

Поэтому доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в действиях ООО «Норвуд» являются не состоятельными.

По ходатайству прокурора Цыбиковой Е.Н. судом приобщены к материалам дела решение о проведении проверки прокурора Кижингинского района Республики Бурятия от 29 июля 2020 года пункта приема и отгрузки древесины ООО «Норвуд» по адресу: Республика Бурятия, Кижингинский район, улус Загустай, ул.Аюшеева,90а.

Указанное решение прокурора о проведении проверки доведено до сведения представителя ООО «Норвуд» Ван Цин Фан, действующему на основании доверенности, выданной генеральным директором Жамсараонвым В.Д.

Представитель ООО «Норвуд» Ван Цин Фан расписался об ознакомлении с данным решением.

Поэтому доводы жалобы о нарушении прав ООО «Норвуд» при проведении прокурорской проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользованию, являются не состоятельными.

Нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу не имеется.

Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Хоринского районного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Норвуд» оставить без изменения, а жалобу его представителя Бабуева М.А. - без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Бурятия В.Н.Базаров