ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-261/17 от 05.06.2017 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

дело №12-261/17

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

05 июня 2017 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Мордовиной С.Н.

при секретаре Курдаковой А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель управления Росреестра по Краснодарскому краю от 31.03.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования город Краснодар обратилась в суд с жалобой на постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель управления Росреестра по Краснодарскому краю от 31.03.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

В обоснование указала, что согласно инвестиционному соглашению от 07.05.2014г. по оборудованию и эксплуатации на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования город Краснодар, заключенного между управлением по организации дорожного движения администрации муниципального образования город Краснодар и ООО «Ланит-Юг», общество обязалось оборудовать платные парковки и парковочные места на территории муниципального образования город Краснодар путем внедрения программно-аппаратного комплекса, оснащенного программным обеспечением для организации деятельности в частности платных заездных парковок, обеспечить осуществление обслуживания оборудования парковок и парковочных мест, а также осуществлять услуги по эксплуатации парковок и парковочных мест. Сам по себе факт установки обществом паркоматов и совершения иных, предусмотренных указанным Соглашением действий, не может расцениваться не только как установление владения, поскольку при этом владение муниципального образования земельным участком не прекращается, но и как свидетельство факта пользования земельным участком, поскольку паркомат обеспечивает фиксацию факта пользования соответствующим лицом парковочным местом и внесения платы за такое пользование. Таким образом, правоотношения по поводу пользования земельным участком возникают между муниципальным образованием и лицами, эксплуатирующими транспортные средства. При этом, пользование земельным участком осуществляется лицами, эксплуатирующими транспортные средства, и помещающими их на парковку для цели обеспечения статичного местоположения транспортного средства в течении периода времени, когда физическим лицом не обеспечивается управление транспортным средством, и именно за данное извлечение полезных свойств земельного участка, лица, эксплуатирующие транспортные средства уплачивают денежные средства, а не за пользование оборудованием, установленным обществом. Администрация муниципального образования город Краснодар считает, что при вынесении постановления об административном правонарушении от 31.03.2017г., в поведении администрации муниципального образования город Краснодар не был установлен состав, вменяемого административного правонарушения и не были выяснены обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. На основании вышеизложенного просит суд отменить постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель управления Росреестра по Краснодарскому краю от 31.03.2017г. , производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования город Краснодар – ФИО3, действующий на основании доверенности, настаивал на доводах жалобы.

Представитель управления Росреестра по Краснодарскому краю – ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против доводов жалобы, по основаниям, изложенных в возражениях(л.д.12-15). Считает постановление законным и обоснованным.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель управления Росреестра по Краснодарскому краю от 31.03.2017г. муниципальное образование город Краснодар признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Данное постановление суд считает законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, государственными инспекторами в Краснодарском крае по использованию и охране земель ФИО5, ФИО6, ФИО7 в результате проведения в соответствии с распоряжением от 30.01.2017г. , внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении муниципального образования город Краснодар при использовании земельного участка, расположенного в границах кадастровых кварталов , и в границах земельного участка с кадастровым номером , в районе адреса: <адрес>, установлено и в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что указанный земельный участок используется под эксплуатацию платной парковки закрытого типа (зона парковки ), площадь проверяемого земельного участка составляет 2862 кв.м. При этом в указанных целях, муниципальным образованием город Краснодар занят и используется часть принадлежащего на праве собственности (запись регистрации от 13.07.2012г. ) земельного участка с кадастровым номером , категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации территории парка, площадью 764 кв.м. в нарушение требований ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением.

Судом установлено, что ранее указанная часть земельного участка с кадастровым номером , категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации территории парка, площадью 764 кв.м. принадлежала на праве аренды муниципальному унитарному предприятию "Парки, инвестиции, туризм" муниципального образования город Краснодар на основании договора аренды земельного участка от 14.06.2006г. , (записи регистрации от 16.08.2006г. ).

Однако, на основании распоряжения главы муниципального образования город Краснодар от 13.02.2007г. № 323-Р изъят у муниципального унитарного предприятия "Парки, инвестиции, туризм», а постановлением от 01.10.2013г. №7550 МО г. Краснодар «О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования Краснодар», был задействован для размещения автомобильной парковки ОО «Городские парковки» (ранее - ООО «Ланит ЮГ»), в рамках соглашения № 1 от 07.05.2014г.

Администрация города не представила указанные распоряжение и постановление ни в административный материал управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ни суду, в связи с чем нет сведений об изменении целевого использования данного земельного участка.

Документы, подтверждающие изменение (дополнение) вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с целями фактического использования - размещения платной парковки закрытого типа, представителем МО Краснодар не представлены и в судебное заседание.

Согласно данных Единого государственного реестра прав (ЕГРП), Государственного кадастра недвижимости (ГКН), на момент составлении протокола земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, присвоена категория земель: «земли населенных пунктов», определен вид разрешенного использования: «для эксплуатации территории парка».

По состоянию на 01.03.2017г. государственный кадастр недвижимости содержит сведения о местоположении границ земельного участка, расположенного в границах кадастровых кварталов , и в границах земельного участка с кадастровым номером в районе адреса: <адрес>. Данный земельный участок не отмежеван, на государственный кадастровый учет не поставлен.

Сведения о государственной регистрации права на данный земельный участок по состоянию на 01.03.2017г. в Едином Государственном Реестре Прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено и фотоматериалом подтверждено, что земельный участок, расположенный в границах кадастровых кварталов , и в границах земельного участка с кадастровым номером , в районе адреса: <адрес>, не огорожен, доступ на его территорию ограничен только для проезда автомобильного транспорта двумя шлагбаумами и ограничительными столбиками. На земельном участке размещена и эксплуатируется платная парковка закрытого типа (зона парковки ). На её территории размещены два терминала по оплате услуг парковки, а также специализированное оборудование по ее обслуживанию.

В результате обмера земельного участка, с применением геодезической спутниковой аппаратуры Hiper SR (свидетельство о поверке от 14.12.2016г.), установлено, и в схематическом чертеже отражено, что площадь проверяемого земельного участка, занятого под эксплуатацию платной парковки закрытого типа (зона парковки ), составляет 2862 кв.м. Из них занято и используется в указанных целях часть земельного участка с кадастровым номером , категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации территории парка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию город Краснодар (запись регистрации от 13.07.2012г. ), и на праве аренды муниципальному унитарному предприятию "Парки, инвестиции, туризм" муниципального образования город Краснодар ИНН <***>, на основании договора аренды земельного участка от 14.06.2006г. , (запись регистрации от 16.08.2006г. ), расположенного по адресу: г<адрес>, площадью 1008 кв.м., а также, земли общего пользования муниципального образования город Краснодар площадью 1854 кв.м.

Таким образом, в результате проведенной внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении муниципального образования город Краснодар по использованию земельного участка, расположенного в границах кадастровых квартал: , и в границах земельного участка с кадастровым номером ; в районе адреса: г. Краснодар, Центральный округ, ул. Колхозная,92 выявлены нарушения требований ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в использовании земельного участка с кадастровым номером , площадью 362750 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации территории парка расположенного адресу: <адрес> не в соответствии с его целевым назначением.

Данные действия квалифицируются как использование земельного участка не целевому назначению и подпадают под действие ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 74 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за использование земельного участка не целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, в т.ч. земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу под. 2 п.1 ст. 40, п. 1 ст. 41 и ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Как следует из ст. ст. 40, 41, 43 Земельного кодекса РФ и ст. ст. 262, 264 Гражданского кодекса право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимися его собственником. К таким лицам, ст. ст. 5, 41 Земельного кодекса РФ относит землепользователей, землевладельцев, арендаторов и обладателей сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).

Исходя из ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 7 и 42 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется целевым назначением земельного участка, состоящим из двух элементов: 1 - принадлежность земельного участка к определенной категории земель; 2 - принадлежность земельного участка к виду разрешенного использования применительно к соответствующей категории земель. Нарушение одного из указанных элементов влечет нецелевое использование земельного участка и нарушение его правового режима, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012г. № 13016/11, разъяснено, что изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости. Аналогичная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011г. № 12651/1 1, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.

Согласно ч. 3 ст. 1 и п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221 - «О государственном кадастре недвижимости» в результате государственно кадастрового учета сведений о виде разрешенного использования земельного участка подтверждается существование такого недвижимого имущества с характеристиками позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществлен кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.

Положение п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимое утвержденного приказом Минэкономразвития от 04.02.2010г. №42, предусматривает, что в реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных и условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствуют территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местно самоуправления.

Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении (установлении) одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитально строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.

В Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011г. по делу №А53-9684/2011 15АП-9536/2011 отмечено, что выбор правообладателем земельного участка вида его разрешенного использования из числа возможных, а также его изменение, оформляется в соответствии с законом №221-ФЗ путем внесен соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (п.14 ч. 2 ст. 7 закона № 221-ФЗ) и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц, с даты принятия органом кадастрового учета решения осуществлении кадастрового учета этих изменений.

Таким образом, в соответствии с положениями статей 7, 8, 11.1 Земельного кодек РФ, п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ государственном кадастре недвижимости» категория земель, к которой отнесен, земельный участок, и разрешенное использование земельного участка в числе других относятся к сведениям о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Действующее законодательство не предусматривает государственный кадастров учёт сведений о виде разрешенного использования части земельного участка. Статья 7 Земельного кодекса РФ, ст. 37 Градостроительного кодекса РФ определяет возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка как единого объекта недвижимого имущества. Федеральный закон от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости и Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010г. № 42, также не предусматривают внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования применительно к части земельного участка.

Следовательно, использование части площади земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования нарушает правовой режим и вид разрешенного использования всего земельного участка как единого объекта земельных отношений, то есть факт частичного или полного использования земельного участка не в целях, определенных видом разрешенного использования, не влияет на исключение нарушений требований ст. 42 Земельного законодательства РФ и наличия состава административного нарушения ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Для соблюдения действующего законодательства необходимо было использовать земельный участок в соответствии документировано-оформленным и учтенным в государственном кадастре недвижимости видом разрешенного использования либо оформить в установленном порядке изменение (дополнение) вида разрешенного использования в соответствии с целями фактического использования. Наличие у одного земельного участка более чем одного вида разрешенного использования законодательством не запрещается (аналогичная позиция сформулирована в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011г. по делу № А32-36179/2010 15АП-7837/2011). При должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей администрация муниципального образования город Краснодар должна была своевременно предпринять все необходимые меры по оформлению изменения (дополнения) существующего вида разрешенного использования в соответствии с целями фактического использования. Доказательства, объективно препятствующие исполнить требования законодательства, в материалах административного дела отсутствуют и также не предоставлены суду.

Оценивая имеющиеся доказательства в совокупности и в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд считает вину администрации муниципального образования город Краснодар в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, установленной и доказанной.

Частью 2 ст. 2.1. КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, принимая во внимание характер и обстоятельства совершенного правонарушения, а также отсутствие смягчающих обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления, поскольку оспариваемое постановление было принято в соответствии с законом в пределах полномочий административного органа. Каких-либо нарушений при его вынесении судом не установлено.

При принятии решения законность и обоснованность оспариваемого постановления судом проверены в полном объеме.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе и об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по использованию и охране земель управления Росреестра по Краснодарскому краю от 31.03.2017г. оставить без изменения, жалобу администрации муниципального образования город Краснодар – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья