ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-261/18 от 24.09.2018 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 12-261/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Елизово Камчатского края 24 сентября 2018 года

Судья Елизовского районного суда Камчатского края Бондаренко С.С.,

при секретаре судебного заседания Соломка А.В.,

с участием должностного лица ФИО1,

помощника Камчатского транспортного прокурора Колошука Р.Г.,

рассмотрев протест и.о. Камчатского транспортного прокурора ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка № 20 Елизовского судебного района Камчатского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 24 Елизовского судебного района Камчатского края, от 03 августа 2018 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – и.о. генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 20 Елизовского судебного района Камчатского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 24 Елизовского судебного района Камчатского края, от 03 августа 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении должностного лица – и.о. генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО1 за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, и.о. Камчатского транспортного прокурора ФИО4 обратился в Елизовский районный суд с протестом, в котором просит постановление отменить и возвратить дело на новое рассмотрение, ссылаясь в обоснование протеста на то, что при рассмотрении дела мировым судьей неправильно применены нормы материального права, что повлекло вынесение незаконного постановления. Аэропорты (аэродромы) Манилы и Пахачи являются действующими и имеют необходимую инфраструктуру для обслуживания воздушных судов: аэродром, аэровокзал и иные объекты. В отношении них выданы сертификаты, согласно которым ФКП «Аэропорты Камчатки» обязаны осуществлять организацию и обеспечение охраны аэропорта, объектов его инфраструктуры и ВС. До настоящего времени аэропорты «Пахачи» и «Манилы» не исключены из государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации, принятие локального акта руководителем предприятия о переводе аэродромов в посадочные площадки является незаконным, безопасность филиалов должна обеспечиваться в установленном законом порядке. В нарушение требований действующего законодательства ФКП «Аэропорты Камчатки» не организована охрана границ территории аэропортов «Манилы» и «Пахачи» подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

В судебном заседании помощник Камчатского транспортного прокурора Колошук Р.Г. протест поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям, просил его удовлетворить.

Должностное лицо ФИО1 полагал постановление законным и обоснованным, филиалы «Аэропорт Манилы» и «Аэропорт Пахачи» не являются аэропортами, аэропортовая деятельность ведется предприятием отдельными составляющими, посадочные площадки Манилы и Пахачи охраняются силами сторожевой охраной ФКП «Аэропорты Камчатки». Полагает Программу авиационной безопасности устаревшей в связи с действием Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности».

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, выслушав должностное лицо ФИО1, помощника Камчатского транспортного прокурора Колошука Р.Г., суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

По результатам проверки соблюдения требований законодательства по обеспечению безопасности на воздушном транспорте в аэропортах Манилы, Пахачи, Никольское Камчатский транспортный прокурор установил нарушение ФКП «Аэропорты Камчатки» ст. 83, ч. 6 ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42, п. 53 раздела V приказа Минтранса России от 18.04.2008 № 62, выразившиеся в не обеспечении охраны границ аэропортов Манилы и Пахачи подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, в связи с чем 19 февраля 2018 года заместителем Камчатского транспортного прокурора в адрес ФКП «Аэропорты Камчатки» внесено представление №7-5/15-2018 об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности на воздушном транспорте, в соответствии с которым прокурор потребовал от предприятия: безотлагательно рассмотреть представление; принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения; о времени и месте рассмотрения преставления уведомить Камчатского транспортного прокурора; о результатах принятых мер в письменном виде сообщить в прокуратуру в установленный законом месячный срок с приложением документов, подтверждающих устранение нарушений.

Представление получено предприятием 21 февраля 2018 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.

По результатам рассмотрения представления транспортного прокурора ФКП «Аэропорты Камчатки» 20 марта 2018 года направили в адрес прокурора письменный ответ, из которого следует, что представление транспортного прокурора рассмотрено по существу и не удовлетворено, поскольку в связи с производственной необходимостью и с учетом того, что аэродромы «Манилы» и «Пахачи» не являются действующими для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, ФКП «Аэропорты Камчатки» принято решение о закрытии данных аэродромов и переводе их в посадочные площадки, обязанность по охране которых подразделениями ведомственной охраны Минтранса России законодательством не предусмотрена.

Полагая, что в нарушение требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ФКП «Аэропорты Камчатки» в течение месяца со дня внесения представления не предприняли конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, заместителем Камчатского транспортного прокурора ФИО4 в отношении должностного лица и.о. генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ.

Мировой судья, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1 пришел к выводу об отсутствии в его действиях состава правонарушения, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения, что ФКП «Аэропорты Камчатки» эксплуатируют аэропорты Манилы и Пахачи, при этом Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры определяют порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности, а обязанность обеспечения охраны границ территории аэродромов подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ законодательно не закреплена, и на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратил производство по делу.

При выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных ст. 26.1 КоАП РФ, мировой судья пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В пункте 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Установление вины должностного лица - и.о. генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО1 в совершении административного правонарушения предполагает выяснение вопроса о том, законно ли представление прокурора и имелась ли у предприятия реальная возможность выполнить требования заместителя Камчатского транспортного прокурора, содержащиеся в представлении об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности на воздушном транспорте.

Из материалов дела следует, что Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» в соответствии с Уставом создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Камчатского края, предприятие может создавать по согласованию с Федеральным агентством воздушного транспорта филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

Предприятие имеет филиалы, включая филиал «Аэропорт Манилы» и «Аэропорт Пахачи».

В соответствии с сертификатом ФАВТ.АБ.12-004 от 29/01/2016 г. в сферу деятельности филиала «Аэропорт Пахачи» входит организация и обеспечение авиационной безопасности; организация и проведение предполетного и послеполетного досмотра ВС, его бортовых запасов, членов экипажей, пассажиров и багажа, в том числе, вещей, находящихся при пассажирах, лиц из числа авиационного персонала ГА, грузов и почты; организация и обеспечение охраны аэропорта, объектов его инфраструктуры и ВС; организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов.

Аналогичная сфера деятельности определена и в отношении филиала «Аэропорт Манилы», что подтверждается сертификатом ФАВТ.АБ.12-001 от 29.01.2016 г.

В Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации внесены сведениях об аэродромах Манилы и Пахачи, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации аэродрома № 6 от 30.03.2016 и № 7 от 28.11.2014 соответственно.

В соответствии с распоряжениями генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» от 16.02.2018 № 10 на ФИО1 возложено временное исполнение обязанностей генерального директора.

09 октября 2017 года приказом генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» № 358 в связи с техническими условиями, не обеспечивающими эксплуатационное содержание аэродромов, включая «Манилы» и «Пахачи», в рамках требований к сертификационным гражданским аэродромам, с 09 часов 00 минут местного времени 04 января 2018 года принято решение о прекращении эксплуатации вышеуказанных аэродромов, и с этого же времени ввести в эксплуатацию посадочные площадки «Манилы» и «Пахачи».

Кроме того, в результате проверки комиссией Камчатского МТУ Росавиации установлен отказ держателя сертификата от обеспечения эквивалентного уровня безопасности полетов.

В соответствии со статьей 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 84 ВК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

На основании ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2011 года № 42 утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры (далее – Правила № 42), определяющие порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности.

Согласно пунктам 3, 4 Правил № 42, организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, эксплуатирующих аэропорты и объекты их инфраструктуры.

Охрана границ территории (периметра) аэропорта осуществляется на основании возмездного договора: в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Согласно п. 53 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № 62, охрана аэропортов, аэродромов (вертодромов), объектов их инфраструктуры и объектов Единой системы организации воздушного движения, а также объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, не относящихся к объектам Единой системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом охрана международных аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а охрана иных аэропортов, аэродромов (вертодромов) и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 41 ВК РФ аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации с приложением документа, подтверждающего соответствие такого аэродрома, такого вертодрома требованиям, предусмотренным статьей 48 настоящего Кодекса.

В силу ст. 50 ВК РФ обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах должно обеспечиваться на единообразных условиях, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации.

Таким образом, ФКП «Аэропорты Камчатки» имеет обособленные структурные подразделения – филиалы «Аэропорт Манилы» и «Аэропорт Пахачи», предприятию выданы свидетельства о государственной регистрации данных аэродромов № 6 от 30.03.2016 (Манилы) и № 7 от 28.11.2014 (Пахачи), а также сертификаты соответствия, действие которых по решению Камчатского МТУ Росавиации от 25.12.2017 приостановлено до устранения выявленных в ходе проверки нарушений, в отношении аэродрома «Манилы» 16.06.2017 г. предприятию был выдан сертификат оператора аэродрома, который решением Камчатского МТУ Росавиации с 04.01.2018 аннулирован, в отношении аэродрома «Пахачи» сертификат оператора предприятием не оформлялся. Принимая во внимание, что на законодательном уровне не урегулирован порядок перевода аэродромов в посадочные площадки, а также то, что решение единоличного исполнительного органа ФКП «Аэропорты Камчатки» в установленном порядке не отменено и незаконным не признано, а также то, что с 04 января 2018 года предприятие не является оператором вышеуказанных аэродромов, то есть не осуществляет их эксплуатацию и, в силу ч. 2 ст. 49 ВК РФ, не обязано обеспечивать их соответствие требованиям федеральных авиационных правил, у предприятия отсутствует обязанность обеспечения охраны границ территории филиалов подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. С учетом того, что предприятие не является лицом, эксплуатирующим аэродромы «Пахачи» и «Манилы», действительная возможность исполнить представление транспортного прокурора при изложенных выше обстоятельствах отсутствует.

При таких обстоятельствах, требование прокурора о заключении договоров с ФГУП «УВО Минтранса России» об оказании услуг по охране периметра аэропортов Манилы и Пахачи не основано на законе, соответственно, в действиях должностного лица и.о. генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Довод протеста о необоснованности выводов мирового судьи, что обязанность обеспечения границ территории аэродромов подразделением вневедомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации законодательно не предусмотрена, заслуживает внимания, однако не влечет отмену опротестованного постановления, поскольку приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о незаконности требований транспортного прокурора и неисполнимости внесенного им представления в адрес предприятия.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи судебного участка № 20 Елизовского судебного района Камчатского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 24 Елизовского судебного района Камчатского края, от 03 августа 2018 года не имеется, следовательно, протест прокурора удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 20 Елизовского судебного района Камчатского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 24 Елизовского судебного района Камчатского края, от 03 августа 2018 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – и.о. генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО1 - оставить без изменения, а протест и.о. Камчатского транспортного прокурора ФИО4 - без удовлетворения.

Решение судьи вступает в законную силу с момента его оглашения.

Пересмотр вступившего в законную силу решения по результатам рассмотрения жалобы возможен в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья подпись С.С. Бондаренко

Копия верна Судья С.С. Бондаренко