№12-261/2019
РЕШЕНИЕ
22 августа 2019 года г. Новочеркасск
Судья Новочеркасского городского суда Ростовской области Рыбакова М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе жалобу начальника ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РО ФИО1 на постановление Государственной инспекции труда в Ростовской области от <дата> о признании ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РО виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
установил:
постановлением Государственной инспекции труда в <адрес> от <дата> № <дата>-1/5/1 ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным Государственной инспекции труда в <адрес> постановлением, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РО в лице начальника ФИО1 обратилось с жалобой, в которой просит постановление изменить, назначить наказание в виде предупреждение, поскольку административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей назначено без учета смягчающих административную ответственность обстоятельств, таких как раскаяние лица, оказание содействия орган, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РО – ФИО2 поддержал доводы жалобы, пояснив, что места работников отдела кадров, ОКБИ и ХО действительно не оборудованы подъемно поворотными стульями (креслами). На момент проверки осужденные работники учреждения действительно не были обеспечены спецодеждой, спецобувью и СИЗ, имеющими сертификаты или декларации соответствия, однако в настоящее время заключен государственный контракт № на поставку спецодежды и средств индивидуальной защите согласно спецификации. Кроме того, осужденными работниками было пройдено обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, о чем свидетельствует представленный в материалы дела журнал. Также представитель учреждения пояснил, что проверка состояния производственных зданий и сооружений ФКУ СИЗО-3, назначены ответственные лица, проводящие проверку, о чем свидетельствуют представленные акты. Просил суд постановление Государственной инспекции труда в <адрес> от <дата> изменить, назначить ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РО административное наказание в виде предупреждения.
Государственная инспекция труда в <адрес> явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя привлекаемого лица, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление, судья проверяет законность и обоснованность постановления в полном объеме, в независимости от доводов жалобы.
Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определены обстоятельства, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении, каковыми являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 5.27.1 КРФобАП предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
Пунктом 9.6 СанПиН 2.2.2/<дата>-03 "Гигиенические требования персональным электронно-вычислительным машинам (далее - ПЭВМ) организации работы" установлено, что конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ.
Как следует из ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно п. 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от <дата> N 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим.
Как следует из п. 2.1 Постановление Госстроя СССР от <дата> N 279 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений", производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением инженерно-технических работников, ответственных за сохранность этих объектов.
В соответствии с пунктом <дата> Приказа Минэнерго Российской Федерации от <дата> N 6 "Об утверждении правил эксплуатации электроустановок потребителей" проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем - по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования.
Согласно ст. 221 Трудового кодекса на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от <дата> N 290-н (далее - Правила), установлены обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Согласно п. 4 Правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификат или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Как следует из п.5 Правил, предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
Выдача работникам СИЗ, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ, оформленных в установленном порядке (п. 8 Правил).
Согласно п. 13 Правил, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой <адрес> в соответствии со ст.ст. 21, 22, 33 ФЗ от <дата>№ «О прокуратуре Российской Федерации» во исполнение указания прокурора <адрес> от <дата>№ «Об усилении прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства» проведена проверка соблюдения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РО требований трудового законодательства, в т.ч. при привлечении к труду осужденных.
Проверкой установлено, что ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РО расположено по адресу: <адрес>. В нарушение требований ст.ст. 11, 21, 212, 221 ТК РФ, рабочие места работников отдела кадров, ОКБИ и ХО (ФИО3 и др.) не оборудованы подъемно-поворотными стульями (креслами) в соответствии с п. 9.6 СанПиН 2.2.2/<дата>-03.
В нарушение ст. 212, 221 ТК РФ, п.п. 4,5,8,13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной зашиты, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.200+ г. №н осужденным работникам (ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8), привлеченным к труду, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РО выдается спецодежда, спецобувь и СИЗ, не имеющие сертификатов или деклараций соответствия. Столбцы личных карточек выдачи СИЗ в которых необходимо заполнять № сертификата или декларации соответствия не заполнены.
Также установлено, что в нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № и Министерства образования РФ № от <дата> осужденные работники, привлеченные к труду ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес> не прошли обучение по оказанию первой помощи пострадавшим (ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО10, ФИО11 и др.).
Кроме того, установлено, что в нарушение ст. 212,219 ТК РФ, п. 2.1 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от <дата>№, п.<дата> Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от <дата>№ производственные здания и сооружения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес> в процессе эксплуатации не находятся под систематическим наблюдением инженерно-технических работников, ответственных за сохранность этих объектов. В ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РО во всех зданиях, сооружениях, не проводится проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств.
Постановлением Государственной инспекции труда в <адрес> от <дата> № <дата>-1/5/1 ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес> привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Факт совершения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес> административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность юридического лица подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, должностным лицом установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными при рассмотрении дела и получившими надлежащую оценку в постановлении.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Вместе с тем, анализируя доводы жалобы ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес>, суд находит, что состоявшееся по делу постановление подлежит изменению на основании ст. ст. 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно постановлению Государственной инспекции труда в <адрес> от <дата> № <дата>-1/5/1, осужденные работники ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО10, ФИО11 не прошли обучение по оказанию первой помощи пострадавшему.
Вместе с тем, в материалах дела об административном правонарушении представлен журнал учета обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, согласно которому осужденные работники под роспись подтверждали прохождение обучения по оказанию первой помощи пострадавшему. Так, осужденный работник ФИО9 прошел указанное обучение <дата>, ФИО4 – <дата>, ФИО5 – <дата>, ФИО10 – <дата>, ФИО11 – <дата> Указанные обстоятельства не были учтены при вынесении оспариваемого постановления.
Кроме того, в материалы дела представлены акты общего осмотра зданий и сооружений ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес> за 2018-2019 гг., согласно которым комиссия в составе председателя заместителя начальника ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РО ФИО12, членов старших инспекторов ОКБИиХО ФИО13, ФИО14, ФИО15 осуществляли осмотры строений и сооружений, их технического состояния, оборудования, элементов внешнего устройства.
В настоящее время ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РО данное административное правонарушение устранено, заключен государственный контракт № от <дата>.между ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес> и ООО «Профформ» на предоставление спецодежды и средств индивидуальной защиты согласно спецификации, а также декларации и сертификаты соответствия спецодежды, спецобуви и СИЗ.
Учитывая фактические обстоятельства настоящего дела и характер совершенного административного правонарушения, принимая во внимание представленные ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РО суду доказательства по устранению обстоятельств явившихся основанием для привлечения к административной ответственности, суд полагает возможным заменить назначенное ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес> административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,
решил:
постановление Государственной инспекции труда в <адрес> от <дата> о признании ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РО виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, изменить, назначить ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РО административное наказание в виде предупреждения, в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня получения (вручения) в порядке ст. 30.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Судья: М.И. Рыбакова