ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2620/2023 от 28.09.2023 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

к делу

УИД: 23RS0-03

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

28 сентября 2023 года г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Мотько Д.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № АР-26-658/23/ДЛ/1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:

постановлением департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № АР-26-658/23/ДЛ/1 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. Краснодара, ФИО1 выражает несогласие с постановлением административного органа, просит его отменить и прекратить производство по делу.

В судебном заседании ФИО1 на доводах и требованиях жалобы настаивал.

Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Как следует из материалов дела, в департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края поступило письмо управляющего делами администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанному письму в соответствии с приказами администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана проведения аудиторских мероприятий на 2023 год» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в администрации Краснодарского края» в 2022 году проведено плановое аудиторское мероприятие «Аудит подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» в отношении государственного казенного учреждения Краснодарского края «Государственное юридическое бюро Краснодарского края» (далее – Учреждение).

В ходе аудиторского мероприятия установлено, что исполняющим обязанности руководителя Учреждения ФИО1 без согласования с учредителем путем издания приказов приняты решения о премировании себя как заместителя начальника правового отдела Учреждения на общую сумму 82 500,00 рублей.

На основании данного письма ДД.ММ.ГГГГ департаментом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В своей деятельности Учреждение руководствуется уставом, утвержденным приказом администрации Краснодарского края (далее – Администрация) от ДД.ММ.ГГГГ, согласованным приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Устав).

Согласно пунктам 1.3, 1.4 устава функции учредителя в отношении Учреждения осуществляет Администрация в лице правового департамента Администрации (далее – Правовой департамент).

Правовой департамент является структурным подразделением Администрации согласно пункту 1.1 Положения о правовом департаменте администрации Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 5.1 устава Учреждение возглавляет руководитель, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее Правовым департаментом в установленном законодательством порядке.

Согласно пункту 2.2 Положения об управляющем делами администрации Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, (далее – Положение ) полномочия представителя нанимателя в Администрации в отношении работников, замещающих в Администрации должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Краснодарского края, осуществляет управляющий делами Администрации.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения управляющий делами Администрации подписывает приказы Администрации в рамках реализации полномочий представителя нанимателя в отношении работников, замещающих в Администрации должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Краснодарского края.

Статьями 129 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии

с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края (далее – Положение ), действие которого распространяется, в том числе на работников Учреждения (пункт 145 приложения указанного постановления).

Положение об оплате труда и стимулировании труда работников государственного казенного учреждения Краснодарского края «Государственное юридическое бюро Краснодарского края», (приложение к Учетной политике, утвержденной приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ)) (далее – Положение об оплате труда) определяет общие требования к системе оплаты и стимулирования труда работников Учреждения.

Пунктом 9 Положения установлено, что руководителю государственного учреждения Краснодарского края ежемесячная надбавка за сложность и напряженность труда, премии по результатам работы устанавливаются по решению исполнительного органа Краснодарского края, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующего государственного учреждения Краснодарского края, с учетом показателей деятельности учреждения.

При этом, согласно пункту 4.10 Положения об оплате труда решение о выплате премии руководителю учреждения либо лицу, исполняющему обязанности руководителя Учреждения, оформляется приказом Администрации.

Приказом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ-л на заместителя начальника правового отдела Учреждения ФИО1 возложено исполнение обязанностей руководителя Учреждения с ДД.ММ.ГГГГ.

Предложения о размерах премии исполняющего обязанности руководителя Учреждения ФИО1 направлялись письмами в Правовой департамент. Указанные письма подписывались исполняющим обязанности руководителя ФИО1

По результатам работы за III квартал 2022 года письмом от ДД.ММ.ГГГГ внесено предложение о премировании ФИО1 в размере 91 800,00 рублей; по итогам работы за 2022 год письмом от ДД.ММ.ГГГГ в размере 125 700,00 рублей.

В рамках реализации полномочий учредителя Правовым департаментом в целях издания приказов о премировании исполняющего обязанности руководителя Учреждения ФИО1 направлялась информация управляющему делами Администрации.

По итогам работы за III квартал 2022 года размер премии установлен в сумме 55 000,00 рублей (письмо от ДД.ММ.ГГГГ); за декабрь 2022 года – в сумме 46 200,00 рублей, по итогам работы за 2022 год – в сумме 80 000,00 рублей (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с указанными письмами Правового департамента принято решение о премировании исполняющего обязанности руководителя Учреждения ФИО1 и оформлено приказами Администрации:

приказом от ДД.ММ.ГГГГ-п по итогам работы за III квартал 2022 года. в сумме 55 000,00 рублей,

приказом от ДД.ММ.ГГГГ-п за декабрь 2022 года в сумме 46 200,00 рублей и 80 000,00 рублей по итогам работы за 2022 год.

В октябре и декабре 2022 года исполняющим обязанности руководителя ФИО1 дополнительно изданы приказы о премировании себя как заместителя начальника отдела, а именно:

приказ от ДД.ММ.ГГГГ-п (премия по итогам работы за III квартал 2022 года в размере 36 800,00 рублей),

приказ от ДД.ММ.ГГГГ-п (премия по итогам работы за 2022 год в размере 45 700,00 рублей).

Согласно пояснениям руководителя учреждения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ решения об издании приказов о выплате дополнительных премий по результатам работы за 3 квартал 2022 года в размере 36 800,00 рублей и по итогам работы за 2022 год в размере 45 700,00 рублей, без согласования с правовым департаментом администрации Краснодарского края, принимались ФИО1 самостоятельно.

По данным справок за октябрь и декабрь 2022 года, подписанных главным бухгалтером Учреждения ФИО5 и руководителем Учреждения ФИО4, реестров платежных поручений, платежных поручений, ведомостей на зачисление заработной платы и иных выплат, расчетных листков объем средств бюджета Краснодарского края, направленных на выплату премии ФИО1 в соответствии с приказами Учреждения, в октябре и декабре 2022 года составил 106 352,23 рублей.

Таким образом, в октябре и декабре 2022 года начисление и выплата премии исполняющему обязанности руководителя ФИО1 по приказам Учреждения в общей сумме 106 352,23 рублей с учетом страховых взносов в сумме 23 852,23 рублей осуществлены на основании решений неуполномоченного лица.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В октябре и декабре 2022 года исполнение обязанностей руководителя Учреждения приказом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ-л возлагалось на заместителя начальника правового отдела Учреждения ФИО1. Согласие ФИО1 на исполнение обязанностей руководителя Учреждения подтверждается его заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 5.2 Устава установлено, что руководитель действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Краснодарского края, Уставом и заключенным с ним трудовым договором.

Пунктом 5.3 Устава установлены полномочия руководителя, в том числе обеспечение рационального использования имущества, в том числе финансовых средств, принадлежащих Учреждению.

Должностные обязанности и ответственность руководителя Учреждения определены должностной инструкцией, утвержденной управляющим делами Администрации ФИО6ДД.ММ.ГГГГ, (далее – Должностная инструкция).

Согласно разделу II «Должностные обязанности» Должностной инструкции основной целью деятельности руководителя является организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности учреждения.

Для достижения цели руководитель, в том числе руководит учреждением, обеспечивает (организовывает) выполнение задач и функций, возложенных на учреждение.

Также руководитель обязан, в том числе обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств, выделенных из краевого бюджета на финансовое обеспечение деятельности учреждения.

В соответствии с разделом IV Должностной инструкции руководитель несет ответственность, в том числе, за выполнение возложенных на него должностных обязанностей; организацию работы учреждения, финансовые и иные результаты его деятельности; своевременное и качественное выполнение поручений учредителя; неправомерные управленческие решения.

Таким образом, исполняющим обязанности руководителя Учреждения ФИО1, как лицом, наделенным организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 274 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 9 Положения об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, пункта 4.10 Положения об оплате труда и стимулировании труда работников государственного казенного учреждения Краснодарского края «Государственное юридическое бюро Краснодарского края», (приложение к Учетной политике, утвержденной приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ) допущено нецелевое использование средств бюджета Краснодарского края в сумме 106 352,23 рублей, выразившееся в премировании исполняющего обязанности руководителя ФИО1 в октябре и декабре 2022 года на основании решений неуполномоченного лица.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является материальным, то есть имеет соответствующие финансовые последствия для бюджета публично-правового образования – Краснодарского края.

Таким образом, совершенное правонарушение посягает на особо охраняемую законом сферу публичных отношений, и привело к материальным последствиям для бюджета публично-правового образования, выражается нецелевом расходовании бюджетных средств, что соответствующим образом влияет на квалификацию характера правонарушения, в том числе при избрании вида и конкретной меры административного наказания..

Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными административным органом в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, административный орган сделал правильный вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 названного Кодекса. Наказание назначено в пределах санкции названной нормы права и способно обеспечить достижение цели административного наказания.

Доводы жалобы не могут быть приняты судьей в качестве основания к отмене обжалуемого постановления, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения или опровергали бы выводы постановления административного органа.

Таким образом, судья вышестоящей инстанции считает обжалуемое постановление не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № АР-26-658/23/ДЛ/1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение судьи может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, установленном статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Д.Ю. Мотько