ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-262/16 от 22.11.2016 Костромского районного суда (Костромская область)

Дело № 12-262/16

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 22 ноября 2016 года

Судья Костромского районного суда Костромской области Комарова Е.Н., рассмотрев жалобу представителя ФГБПОУ «Костромское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» (ФГБПОУ «Костромской СУВУ») ФИА на постановление мирового судьи судебного участка № 18 Костромского судебного района Костромской области от 27 октября 2016 года, которым ФГБПОУ «Костромской СУВУ» привлечено к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 26 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

ФГБПОУ «Костромское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» признано виновным в том, что в установленный срок, то есть до ДДММГГГГ не выполнило предписание ДДММГГГГ, выданное Управлением Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям, а именно не выполнило в полном объеме агротехнические мероприятия (обработку почвы) на земельных участках сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, общей площадью *****8 га, заросших древесно-кустарниковой и сорной растительностью. Так, на земельном участке, расположенном в (адрес), площадью ***** га, на площади ***** га произведена уборка картофеля, а на площади ***** га участок зарастает многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью. На земельном участке, расположенном в 10 м на северо-запад от (адрес), площадью ***** га, на площади ***** га произведено сенокошение, а на площади ***** га участок зарастает многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью. На земельном участке, расположенном в (адрес), площадью ***** га, на ***** га ведется сенокошение, а на ***** га участок зарастает многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Правонарушение совершено повторно, поскольку постановлением мирового судьи от ДДММГГГГ юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ст. 19.5 ч.25 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере 50 000 рублей.

Представитель ФГБПОУ «Костромской СУВУ» ФИА в жалобе просит отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу. Указывает, что в ходе рассмотрения было установлено, что учреждение не имеет возможности использовать земельные участки по целевому назначению и выполнить обязанности по приведению их в пригодное для такого использования состояние в связи с перепрофилированием учреждения и отсутствием финансовых средств. Учреждение инициировало процедуру прекращения прав на земельные участки, с ДДММГГГГ года принимаются меры по их передаче в муниципальную собственность, на что требуется согласие учредителя - Министерства образования и науки РФ, но пока безрезультатно. В то же время полагает, что имеет место злоупотребление правом со стороны Управления Россельхознадзора, которое, имея полномочия инициировать принудительное изъятие земель сельскохозяйственного назначения при наличии к тому предусмотренных земельным законодательством оснований, не принимает к этому никаких мер, а в течение нескольких лет осуществляет административное преследование учреждения, выдавая одни и те же предписания по одним и тем же основаниям, составляя протоколы в связи с их неисполнением.

В судебном заседании законный представитель юридического лица - и. о. директора ФГБПОУ «Костромской СУВУ» ФИО1 и представитель ФИО2 доводы жалобы поддержали, просили постановление мирового судьи отменить и прекратить производство по делу. Пояснили, что с ***** года учреждение принимает меры, направленные на изъятие у него земельного участка и передачу в муниципальную собственность в связи с невозможностью использования его по назначению. Финансирование агротехнических мероприятий не осуществляется и государственным заданием на ДДММГГГГ год не запланировано, несмотря на неоднократные обращения в Министерство образования и науки РФ. Бюджетные средства расходуются строго на цели, предусмотренные государственным заданием. Собственных денежных средств на организацию и проведение агротехнических мероприятий на земельных участках сельхозназначения учреждение не имеет. Во исполнение предписания от ДДММГГГГ в течение лета своими силами с привлечением воспитанников училища провели работы на 50% площади земельных участков (посадили и убрали картофель, провели сенокос и частично вырубили кустарники и деревья), которые продолжаются. Иной возможности исполнить предписание Россельхознадзора в полном объеме, например, путем заключения договоров со сторонними организациями или найма сельскохозяйственной техники, не имеется, поскольку это повлечет нецелевое расходование бюджетных средств. Полагают, что вины юридического лица в исполнении не в полном объеме предписания контролирующего органа нет.

Представитель Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям МАН. полагала, что ФГБПОУ «Костромской СУВУ» обоснованно привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания, совершенное повторно. В ходе внеплановой проверки было установлено, что предписание от ДДММГГГГ об устранении нарушений земельного законодательства юридическим лицом выполнено только на 50%, что является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Оснований для принудительного изъятия земельного участка у юридического лица не имелось, поскольку оно не привлекалось к ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ, кроме того, в настоящее время земельные участки юридическим лицо используются: выращивается картофель, осуществляется сенокошение.

Судья, исследовав материалы дела, выслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ влечет административную ответственность по ч. 26 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, постановлением мирового судьи судебного участка №17 Костромского судебного района Костромской области, и. о. мирового судьи судебного участка № 18 Костромского судебного района Костромской области от ДДММГГГГ ФГБПОУ «Костромской СУВУ» было привлечено к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания об устранении нарушений земельного законодательства, связанных с использованием земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью ***** га, расположенных: 1)***** на которых не проводятся агротехнические мероприятия.

ДДММГГГГ государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям ФГБПОУ «Костромской СУВУ» вынесено очередное предписание № , в соответствии с которым учреждению следовало в срок до 12 сентября 2016 года провести агротехнические мероприятия (обработку почвы) на вышеуказанных земельных участках.

Указанное предписание было вручено директору ФГБПОУ «Костромской СУВУ» ФИО1, в установленном законом порядке не обжаловалось.

ДДММГГГГ в период с 9.30 до 11.15 была проведена внеплановая выездная проверка исполнения выданного предписания, в ходе которой установлено, что: ***** зарастает многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью.

Таким образом, проверкой установлено, что предписание ДДММГГГГ об устранении нарушений земельного законодательства исполнено ФГБПОУ «Костромской СУВУ» не в полном объеме, причем повторно в течение года со дня привлечения к административной ответственности по ст. 19.5 ч.25 КоАП РФ, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.26 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФГБПОУ «Костромской СУВУ» подтвержден совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушение; предписанием от ДДММГГГГ приказом о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДДММГГГГ; актом проверки органом государственного контроля юридического лица от ДДММГГГГ; свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок; объяснением и. о. директора учреждения ФИО1, изложенным в протоколе об административном правонарушении, о том, что после получения предписания ею разработан план устранения выявленных нарушений, согласно которому засажены 2 картофельных поля, произведено сенокошение на 4 участках, начаты работы по вырубке деревьев и кустарника, и работы по целевому использованию земельных участков продолжаются.

Доводы жалобы о перепрофилировании учреждения, отсутствии финансирования деятельности по использованию земельных участков по назначению и обязательных мероприятий по улучшению земель выдвигались также и в суде первой инстанции и получили оценку в постановлении мирового судьи.

Действия (бездействие) Управления Россельхознадзора по вопросу изъятия земельных участков из пользования ФГБПОУ «Костромской СУВУ», на которые указывает заявитель жалобы, оценке не подлежат, поскольку не относятся к предмету рассмотрения.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Рассматривая дело по существу, мировой судья установил все фактические обстоятельства полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими оценку в постановлении. На основании этих доказательств мировой судья пришел к выводу о том, что ФГБПОУ «Костромской СУВУ» не приняло все необходимые, достаточные и своевременные меры, направленные на надлежащее и в полном объеме исполнение предписания контролирующего органа, и соответственно, к правильному выводу о наличии события правонарушения и виновности юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ.

Судом первой инстанции установлены исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, на основании которых мировой судья в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ счел возможным назначить наказание в размере половины административного штрафа, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, по мнению суда, имеются основания для признания деяния малозначительным и освобождения ФГБПОУ «Костромской СУВУ» от административной ответственности с прекращением производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Действительно, нарушение юридическим лицом требований земельного законодательства создает определенную угрозу охраняемым общественных интересам.

В то же время ФГБПОУ «Костромской СУВУ» является бюджетным специальным образовательным учреждением закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением. В силу своей специфики учреждение не осуществляет сельскохозяйственную деятельность, а потому ранее переданные в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью ***** га юридическим лицом по целевому назначению не используются на протяжении нескольких лет. Данный вид деятельности учреждения не финансируется, по этой же причине не осуществляются обязательные мероприятия по улучшению земель, что привело к зарастанию земельных участков сорной и древесно-кустарниковой растительностью. С ДДММГГГГ года руководством учреждения активно предпринимаются меры по передаче земель в муниципальную собственность, чему имеется подтверждение в материалах дела.

Тем не менее, ФГБПОУ «Костромской СУВУ» в меру своих возможностей частично выполнило предписание Управления Россельхознадзора от ДДММГГГГ, проведя агротехнические мероприятия на 50% общей площади земельных участков. Исполнение предписания в полном объеме при сложившихся объективных обстоятельствах затруднительно.

Учитывая характер и степень общественной опасности правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, а также отсутствие тяжести наступивших последствий, принятие мер к устранению нарушений, суд полагает, что при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения оно не причинило существенного вреда интересам общества и государства.

Принимая во внимание, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит исключений, в силу которых вышеуказанное правонарушение не может быть признано малозначительным, суд считает возможным прекратить в отношении ФГБПОУ «Костромской СУВУ» производство по делу ввиду малозначительности деяния с объявлением устного замечания.

Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 18 Костромского судебного района Костромской области от 27 октября 2016 года о привлечении ФГБПОУ «Костромское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» (ФГБПОУ «Костромской СУВУ») к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 26 КоАП РФ отменить.

Освободить ФГБПОУ «Костромской СУВУ» от административной ответственности по ст. 19.5 ч. 26 КоАП РФ, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности деяния.

Объявить ФГБПОУ «Костромской СУВУ» устное замечание.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения, может быть обжаловано в порядке надзора.

Судья ФИО5