ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-262/18 от 13.11.2018 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

<адрес> 13 ноября 2018 года

Судья Тосненского городского суда <адрес>ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.

В жалобе ФИО1 содержится просьба об отмене постановления, прекращении производства по делу по основанию ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения. В жалобе указывается об отсутствии со стороны ФИО1 нарушений, указанных в постановлении. Так, необходимости внесения изменений в план гражданской обороны и защиты населения не имелось, и поскольку уточнение или корректировка плана не производилась, не требовалось проставление в нем и подписи должностного лица. Состав эвакуационной комиссии полностью сменился 28.12.2017г., подготовка работников эвакуационных комиссий проходит поэтапно, 27.06.2018г. подана заявка на обучение членов эвакуационной приемной комиссии Красноборского городского поселения. Законом не предусмотрена обязанность по определению транспортного средства для эвакуации материальных и культурных ценностей, находящихся в ведении органа местного самоуправления, в безопасные районы. Кроме того, в ведении администрации Красноборского городского поселения отсутствуют материальные и культурные ценности. Постановлением администрации от 26.06.2018г. определен порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указывается также, что дело не было рассмотрено всесторонне, полно и объективно, мировым судьей не учтено. Что законодательством в области гражданской обороны не возложено обязанности по исполнению требований, указанных в плане мероприятий, на руководителя органа местного самоуправления, в связи с чем ФИО1 субъектом инкриминируемого ей административного правонарушения не является.

Дело рассмотрено в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ в отсутствие ФИО1, поскольку о времени и месте рассмотрения дела извещена, в суд не явилась, не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела.

В судебном заседании защитник ФИО1ФИО2 жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Главный государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору ФИО3 в судебном заседании показал, что по результатам плановой проверки администрации Красноборского городского поселения <адрес> установлено, что в план гражданской обороны муниципального образования, который является основополагающим документом в области ГО любой организации, и который, согласно п.59 «Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов ГО)», утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012г. , ежегодно должен уточняться до 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года, и его корректировка должна осуществляться при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой, не уточнялся с 12.01.2015г. по 26.06.2018г., хотя необходимость в уточнении плана, безусловно, имелась, так как в муниципальном образовании обстановка изменялась, например, изменялся состав эвакуационной комиссии. Внесенные изменения должны быть заверены подписью должностного лица, уполномоченного на это. В ведении администрации Красноборского городского поселения имеются материальные ценности, которые подлежат эвакуации транспортными средствами органов местного самоуправления в безопасные районы в соответствии с п.41 «Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.06.2004г. . К таким материальным ценностям относятся, например, запасы продовольствия, архив документов, документы с грифом «ДСП», печати. Кроме того, Красноборское городское поселение является сборным эвакуационным пунктом для всей <адрес>, в связи с чем оно должно обладать запасом материальных, в том числе, продовольственных средств, который должен быть определен и доведен до сведения соответствующих лиц. Между тем, транспортное средство для эвакуации ценностей не определено. До проведения проверки администрацией Красноборского городского поселения не были определены номенклатура и объемы запасов, созданных в целях гражданской обороны, лишь 26.06.2018г. главой администрации ФИО1 вынесено постановление , в котором только рекомендовано создать соответствующие резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и рекомендовано довести настоящее постановление до сведения всех заинтересованных лиц. Вместе с тем, соответствующий письма в организации, листки ознакомления в данным постановлением, не представлены, реальных действий не произведено, что нельзя расценивать как выполнение требований «Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000г. . ФИО1, являясь главой администрации Красноборского городского поселения, осуществляет общее руководство органом местного самоуправления, в том числе, в области гражданской обороны, следовательно, несет ответственность за выполнение им мероприятий в области ГО И ЧС.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав защитника ФИО1ФИО2, главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО3, прихожу к следующему.

Ответственность по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ наступает за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7 части 1 статьи 15); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 21 части 1 статьи 15).

Полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера также установлены в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне", ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне", руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны). Указанный Порядок в силу п.1 определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения.

Пунктами 2 и 3 указанного Порядка определено, что планы гражданской обороны и защиты населения определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводу ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.

В соответствии с п.59 указанного Порядка план гражданской обороны и защиты населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ежегодно уточняется до 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации. Корректировка плана гражданской обороны и защиты населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой. При проведении уточнения (корректировки) плана гражданской обороны и защиты населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) обеспечивается внесение соответствующих изменений во все экземпляры планов. Внесенные изменения в план заверяются подписью должностного лица, уполномоченного на внесение соответствующих изменений.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 303 утверждены "Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы".

Согласно пп. «б» п.6 указанных Правил организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образованиях - на руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления.

В силу пп. «в» п.7, п.11, п.12 указанных Правил эвакуации подлежат материальные и культурные ценности. К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:

а) государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);

б) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);

в) запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;

г) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;

д) запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:

а) культурные ценности мирового значения;

б) российский страховой фонд документов библиотечных фондов;

в) культурные ценности федерального (общероссийского) значения;

г) электронные информационные ресурсы на жестких носителях;

д) культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.

К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся, в том числе, электронные информационные ресурсы на жестких носителях.

В соответствии с п.41 указанных Правил эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется транспортными средствами, в том числе, органов местного самоуправления и организаций, в ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности.

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пунктами 5, 11, 12 которого установлено, что подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления, а в организациях - их руководители. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в муниципальных образованиях (организациях), являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны (далее - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне).

В соответствии с п.15.3 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 687 органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;

подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" определен порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее – запасы). Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, в том числе средства индивидуальной защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

В соответствии с пп. «б» п.6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 379, создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В силу п.6 (1) указанного Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 379 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.

Из материалов дела усматривается, что ОНДиПР <адрес> на основании распоряжения начальника ОНДиПР <адрес> от 25.05.2018г. в период с 04 по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка администрации Красноборского городского поселения <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>-А.

В ходе проведения проверки в администрации Красноборского городского поселения <адрес> выявлены нарушения требований в области гражданской обороны:

- план гражданской обороны муниципального образования не уточнен по состоянию на 1 января текущего года (п.59 «Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов ГО)», утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012г. );

- работники эвакуационных (эвакоприемных) комиссий не прошли подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям или (и) на курсах гражданской обороны (п.38 «Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.06.2004г. , п.15.3 «Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ;

- не определен транспорт органа местного самоуправления для эвакуации материальных и культурных ценностей, находящихся в ведении органа местного самоуправления, в безопасные районы (п.41 «Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.06.2004г. ;

- не определена номенклатура и объемы запасов, созданных в целях гражданской обороны, исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения и служб гражданской обороны (пп. «а» п.6 «Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

- не осуществляется контроль за созданием, хранением и использованием запасов, созданных в целях гражданской обороны (пп. «в» п.6 «Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Нарушения, выявленные при проверке, зафиксированы актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с выявленными нарушениями также ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы администрации Красноборского городского поселения <адрес>ФИО1 главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1, являясь главой администрации Красноборского городского поселения <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>-А, ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 00 минут не обеспечила выполнение плана мероприятий по подготовке к защиту и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, что выразилось в вышеприведенных нарушениях.

Обстоятельства дела и факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением о проведении плановой проверки соблюдения требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы администрации Красноборского городского поселения <адрес>», Уставом администрации Красноборского городского поселения <адрес>, другими доказательствами.

Проверка законности и обоснованности постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ показала, что выводы судьи основываются на достоверных доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии нарушений в области гражданской обороны со стороны ФИО1, являются несостоятельными, опровергаются материалами дела, а также показаниями главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО3, из которых следует, что план ГО администрации Красноборского городского поселения, несмотря на изменение реально складывающейся обстановки, не уточнялся (не корректировался) с ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на требование законодательства уточнять его ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года; личный состав эвакуационной комиссии не обучен, кроме председателя комиссии и одного члена комиссии, а еще семь членов комиссии должны пройти подготовку лишь в 2019-2021 годах по заявке, поданной лишь во время проведения проверки (27.06.2018г.), что нельзя расценить как подготовку работников эвакуационной (эвакоприемной) комиссии, позволяющую осуществить надлежащую организацию и ведение гражданской обороны в муниципальном образовании; транспорт органа местного самоуправления для эвакуации материальных и культурных ценностей, находящихся в ведении органа местного самоуправления, не определен, не определена номенклатура и объемы запасов, созданных в целях гражданской обороны, не осуществляется контроль за созданием, хранением и использованием запасов, созданных в целях гражданской обороны, что также нельзя расценить как надлежащее осуществление подготовки в области гражданской обороны в органе местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что устранение выявленных в ходе проверки нарушения имело место во время проверки, при окончании ее проведения, на что указывает и заявка от 27.06.2018г. в ГАУ ДПО «УМЦ ГОЧС и ПД ЛО» на обучение членов эвакуационной комиссии, и Постановление главы администрации Красноборского городского поселения от 26.06.2018г. , которым определен порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Утверждение заявителя об отсутствии материальных и культурных ценностей в ведении органа местного самоуправления является безосновательным, опровергается самим понятием таких ценностей, данным вышеприведенными положениями «Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 303.

Доводы заявителя о том, что не является субъектом инкриминируемого ей правонарушения, также являются несостоятельными, поскольку ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и вышеприведенными положениями нормативно-правовых актов в области ГО и ЧС определено, что руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Таким образом, организация и контроль за выполнением мероприятий по подготовке к защиту и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, является обязанностью руководителя органа местного самоуправления, которым в рассматриваемом случае является глава администрации Красноборского городского поселения <адрес>ФИО1

Вопреки доводам жалобы, рассматривая дело по существу, мировой судья всесторонне, полно, объективно выяснил обстоятельства дела. Оценив все обстоятельства и представленные доказательства в совокупности, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии события правонарушения и виновности ФИО1, и правильно квалифицировал ее действия (бездействие) по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.

Административное наказание в рамках санкции части 2 статьи 20.7 КоАП РФ назначено минимальное, в связи с чем доводы жалобы о том, что при назначении наказания не были в полной мере учтены характер правонарушения и обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не могут быть приняты во внимание.

Доводы жалобы не опровергают исследованных в суде доказательств, не доверять которым у суда не было оснований, и которые полно и объективно отражают событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ и вину ФИО1 в его совершении.

При вынесении постановления нарушений норм процессуального права, являющихся правовым основанием для отмены обжалуемого постановления, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 КоАП РФ, судья

Решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в порядке надзора в Ленинградский областной суд.

Судья ФИО4