РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
11 ноября 2019 года г. Геленджик, ул.Ленина,7
Судья Геленджикского городского суда Краснодарского края Дроздов К. В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Курортный комплекс «Надежда» на постановлениепо делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ш.Ю.В. от 29.08.2019 № по части 1 статьи 8.45 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ш.Ю.В. от 29.08.2019 № ООО «Курортный комплекс «Надежда» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.45 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 29.08.2019 № на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.03.2019 № в отношении Общества в период с 17.04.2019-14.05.2019 проведена плановая выездная проверка. В результате проверки установлено, что Общество осуществляет свою хозяйственную деятельность в границах водоохранной зоны Черного моря по адресу: 353480, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, д.3, с использованием земельных участков с кадастровыми номерами № (для объектов общественно-делового значения), № (для эксплуатации зданий и сооружений курортного комплекса «Надежда»), №для эксплуатации зданий пансионата отдыха «Надежда»), № (для эксплуатации пляжа курортного комплекса «Надежда»).
17.04.2019 в ходе проведения визуального осмотра, установлено, что данная территория, используемая Обществом, частично оборудована канализационной системой, обеспечивающей сбор загрязненных ливневых и талых вод с поверхности, имеющей твердое покрытие и дальнейший отвод их на существующие нефтеловушки-отстойники. Однако по результатам визуального осмотра установлено, что отведение ливневых вод не организовано Обществом должным образом. Не обеспечен сбор поверхностно-ливневых сточных вод в полном объеме со всей используемой территории путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока. Твердое покрытие территории граничит с верхним слоем земли (почвой), что может повлечь при выпадении осадков загрязнение верхнего слоя земли почвы, а также водного объекта Черного моря.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что часть территории, с которой ливневые сточные воды не поступают на нефтеловушки-отстойники, не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, что нарушает требования статьи 34, статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ.
ООО «Курортный комплекс «Надежда» обратилось в суд жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, производство по делу - прекратить.
В обоснование жалобы указано, что ООО «Курортный комплекс «Надежда» выполняет требования по обеспечению охраны водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Административным органом не представлено доказательств в подтверждение выявленных нарушений.
В судебное заседание представитель ООО «Курортный комплекс «Надежда» на основании доверенности Семенина Е.А. явилась, жалобу поддержала, просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Кроме того, представила следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации права на внутриплощадочные канализационные сети ливневые (1 очередь), протяженностью 848,2 метр погонныйпо адресу: 353480, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, д. 3;
- свидетельство о государственной регистрации права на внутриплощадочные канализационные сети ливневые (2 очередь), протяженностью 1930,08 метр погонный по адресу: 353480, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, д. 3;
- свидетельство о государственной регистрации права на внутриплощадочные сетиливневой канализации Конгресс Холла, протяженностью 567 м. по адресу: 353480, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, д. 3;
- договор № на выполнение работ по очистке трубопроводов хоз-фекальной канализации и емкости для сбора водно-жировой эмульсии от 29.05.2018 (срок действия с учетом дополнительного соглашения до 31.12.2019);
- договор № от 29.03.2019 на выполнение работ по прочистке трубопроводов ливневой канализации;
- разрешение № от 23.03.2018 Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (действующее по 25.11.2021).
В судебное заседание представитель Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не явился, в ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя ООО «Курортный комплекс «Надежда», изучив доводы жалобы и материалы дела, суд считает необходимым жалобу ООО «Курортный комплекс «Надежда» удовлетворить, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ш.Ю.В. от 29.08.2019 № отменить, производство по делу прекратить по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 8.45 КоАП невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно положениям статьи 39Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ (в редакции в ред. Федерального закона от 21.10.2013 № 282-ФЗ) установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По запросу судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края в рамках подготовки к рассмотрению жалобы ООО «Курортный комплекс «Надежда» Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования было представлено дело об административном правонарушении в отношенииООО «Курортный комплекс «Надежда». В материалах дела содержится:
- приказ Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.03.2019 №
- акт проверки № от 14.05.2019;
- протокол об административном правонарушении № от 19.08.2019;
- постановление по делу об административном правонарушенииот 29.08.2019 №
Иных документов в материалах дела об административном правонарушении не содержится.
В силу части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
При рассмотрении настоящего делауказанные требования закона выполнены не были, все обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения основаны на визуальном осмотре, а также предположениях, без привлечения соответствующих специалистов, проведения необходимых исследований, без истребования у ООО «Курортный комплекс «Надежда» документов о наличии или отсутствии необходимых сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов.
При этом ООО «Курортный комплекс «Надежда» представлены документы, подтверждающие выполнение требований по обеспечению охраны водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, а именно:
- свидетельство о государственной регистрации права на внутриплощадочные канализационные сети ливневые (1 очередь), протяженностью 848,2 метр погонный по адресу: 353480, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, д. 3;
- свидетельство о государственной регистрации права на внутриплощадочные канализационные сети ливневые (2 очередь), протяженностью 1930,08 метр погонный по адресу: 353480, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, д. 3;
- свидетельство о государственной регистрации права на внутриплощадочные сети ливневой канализации Конгресс Холла, протяженностью 567 м. по адресу: 353480, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, д. 3;
- договор № на выполнение работ по очистке трубопроводов хоз-фекальной канализации и емкости для сбора водно-жировой эмульсии от 29.05.2018 (срок действия с учетом дополнительного соглашения до 31.12.2019);
- договор № от 29.03.2019 на выполнение работ по прочистке трубопроводов ливневой канализации;
- разрешение № от 23.03.2018 Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (действующее по 25.11.2021);
- иные документы.
Также представлены фотоматериалы о наличии приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, используемых для сбора загрязненных ливневых, дождевых и талых вод с поверхности.
Статьей 26.11 КоАП РФ предусмотрено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «Курортный комплекс «Надежда»на постановление по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ш.Ю.В. от 29.08.2019 № удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ш.Ю.В. от 29.08.2019 № о назначении наказания ООО «Курортный комплекс «Надежда» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд через Геленджикский городской суд в порядке и сроки, установленные главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: