ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-262/19 от 11.11.2019 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

11 ноября 2019 года г. Геленджик, ул.Ленина,7

Судья Геленджикского городского суда Краснодарского края Дроздов К. В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Курортный комплекс «Надежда» на постановлениепо делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ш.Ю.В. от 29.08.2019 по части 1 статьи 8.45 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ш.Ю.В. от 29.08.2019 ООО «Курортный комплекс «Надежда» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.45 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 29.08.2019 на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.03.2019 в отношении Общества в период с 17.04.2019-14.05.2019 проведена плановая выездная проверка. В результате проверки установлено, что Общество осуществляет свою хозяйственную деятельность в границах водоохранной зоны Черного моря по адресу: 353480, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, д.3, с использованием земельных участков с кадастровыми номерами (для объектов общественно-делового значения), (для эксплуатации зданий и сооружений курортного комплекса «Надежда»), для эксплуатации зданий пансионата отдыха «Надежда»), (для эксплуатации пляжа курортного комплекса «Надежда»).

17.04.2019 в ходе проведения визуального осмотра, установлено, что данная территория, используемая Обществом, частично оборудована канализационной системой, обеспечивающей сбор загрязненных ливневых и талых вод с поверхности, имеющей твердое покрытие и дальнейший отвод их на существующие нефтеловушки-отстойники. Однако по результатам визуального осмотра установлено, что отведение ливневых вод не организовано Обществом должным образом. Не обеспечен сбор поверхностно-ливневых сточных вод в полном объеме со всей используемой территории путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока. Твердое покрытие территории граничит с верхним слоем земли (почвой), что может повлечь при выпадении осадков загрязнение верхнего слоя земли почвы, а также водного объекта Черного моря.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что часть территории, с которой ливневые сточные воды не поступают на нефтеловушки-отстойники, не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, что нарушает требования статьи 34, статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ.

ООО «Курортный комплекс «Надежда» обратилось в суд жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, производство по делу - прекратить.

В обоснование жалобы указано, что ООО «Курортный комплекс «Надежда» выполняет требования по обеспечению охраны водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Административным органом не представлено доказательств в подтверждение выявленных нарушений.

В судебное заседание представитель ООО «Курортный комплекс «Надежда» на основании доверенности Семенина Е.А. явилась, жалобу поддержала, просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Кроме того, представила следующие документы:

- свидетельство о государственной регистрации права на внутриплощадочные канализационные сети ливневые (1 очередь), протяженностью 848,2 метр погонныйпо адресу: 353480, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, д. 3;

- свидетельство о государственной регистрации права на внутриплощадочные канализационные сети ливневые (2 очередь), протяженностью 1930,08 метр погонный по адресу: 353480, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, д. 3;

- свидетельство о государственной регистрации права на внутриплощадочные сетиливневой канализации Конгресс Холла, протяженностью 567 м. по адресу: 353480, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, д. 3;

- договор на выполнение работ по очистке трубопроводов хоз-фекальной канализации и емкости для сбора водно-жировой эмульсии от 29.05.2018 (срок действия с учетом дополнительного соглашения до 31.12.2019);

- договор от 29.03.2019 на выполнение работ по прочистке трубопроводов ливневой канализации;

- разрешение от 23.03.2018 Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (действующее по 25.11.2021).

В судебное заседание представитель Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не явился, в ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителя ООО «Курортный комплекс «Надежда», изучив доводы жалобы и материалы дела, суд считает необходимым жалобу ООО «Курортный комплекс «Надежда» удовлетворить, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ш.Ю.В. от 29.08.2019 отменить, производство по делу прекратить по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 8.45 КоАП невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно положениям статьи 39Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ (в редакции в ред. Федерального закона от 21.10.2013 № 282-ФЗ) установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

По запросу судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края в рамках подготовки к рассмотрению жалобы ООО «Курортный комплекс «Надежда» Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования было представлено дело об административном правонарушении в отношенииООО «Курортный комплекс «Надежда». В материалах дела содержится:

- приказ Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.03.2019

- акт проверки от 14.05.2019;

- протокол об административном правонарушении от 19.08.2019;

- постановление по делу об административном правонарушенииот 29.08.2019

Иных документов в материалах дела об административном правонарушении не содержится.

В силу части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

При рассмотрении настоящего делауказанные требования закона выполнены не были, все обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения основаны на визуальном осмотре, а также предположениях, без привлечения соответствующих специалистов, проведения необходимых исследований, без истребования у ООО «Курортный комплекс «Надежда» документов о наличии или отсутствии необходимых сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов.

При этом ООО «Курортный комплекс «Надежда» представлены документы, подтверждающие выполнение требований по обеспечению охраны водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, а именно:

- свидетельство о государственной регистрации права на внутриплощадочные канализационные сети ливневые (1 очередь), протяженностью 848,2 метр погонный по адресу: 353480, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, д. 3;

- свидетельство о государственной регистрации права на внутриплощадочные канализационные сети ливневые (2 очередь), протяженностью 1930,08 метр погонный по адресу: 353480, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, д. 3;

- свидетельство о государственной регистрации права на внутриплощадочные сети ливневой канализации Конгресс Холла, протяженностью 567 м. по адресу: 353480, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, д. 3;

- договор на выполнение работ по очистке трубопроводов хоз-фекальной канализации и емкости для сбора водно-жировой эмульсии от 29.05.2018 (срок действия с учетом дополнительного соглашения до 31.12.2019);

- договор от 29.03.2019 на выполнение работ по прочистке трубопроводов ливневой канализации;

- разрешение от 23.03.2018 Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (действующее по 25.11.2021);

- иные документы.

Также представлены фотоматериалы о наличии приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, используемых для сбора загрязненных ливневых, дождевых и талых вод с поверхности.

Статьей 26.11 КоАП РФ предусмотрено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ООО «Курортный комплекс «Надежда»на постановление по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ш.Ю.В. от 29.08.2019 удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ш.Ю.В. от 29.08.2019 о назначении наказания ООО «Курортный комплекс «Надежда» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд через Геленджикский городской суд в порядке и сроки, установленные главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья: