ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-262/20 от 24.08.2020 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№ 12-262/2020 Р Е Ш Е Н И Е

24 августа 2020 года судья Коминтерновского районного суда г. Воронежа Курындина Е.Ю.,

с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания директора ООО УК «ПС-Сервис» - Ишмуратова А.М. – адвоката Бахлина А.В., действующего на основании ордера,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ПС-Сервис» (УК «ПС-Сервис) - Ишмуратова Александра Маратовича на постановление № 36/7-1564-20-ОБ/12-8377-И/04-226 от 25 мая 2020 г. по делу об административном правонарушении, вынесенного главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Буйленко В.А., за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Воронежской области Буйленко В.А. от 25 мая 2020 г. директор ООО «ПС-Сервис» Ишмуратов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 12-13).

Не согласившись с вынесенным постановлением, директор ООО «ПС-Сервис» Ишмуратов А.М. обратился в Коминтерновский районный суд г. Воронежа с жалобой, в которой просит постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области от 25 мая 2020 г. отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указав, что в обжалуемом постановлении и материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о рассмотрении дела в отсутствие директора ООО УК «ПС-Сервис»; в постановлении отсутствуют какие-либо сведения о разъяснении лицам, участвующим в рассмотрении дела, их прав и обязанностей (нарушение п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ); в ходе рассмотрения дела, защитником заявлено устное ходатайство, в соответствии со ст. 25.5, 24.4 КоАП РФ, которое не рассмотрено, проигнорировано (нарушение п. 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ); протокол об административном правонарушении при рассмотрении дела не оглашался, как и иные материалы дела, письменные объяснения защитника не заслушивались, иные доказательства не исследовались, сведения, содержащиеся в них игнорированы, не оценены и не учтены, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных ст. 29.7 КоАП РФ.

Постановление от 25.05.2020 г. не имеет мотивировочной части, вопреки требованию п.6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, а также сведений обо всех обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела.

Постановление не содержит доводов о необходимости назначения наказания в виде штрафа, при том, что санкция ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает назначение наказания в виде предупреждения.

21 мая 2020 г. в ГИТ, в соответствии со ст. 25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ, направлены объяснения с изложением правовой позиции с приложением 9 документов на 13 листах, подтверждающих отсутствие события административного правонарушения по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ и просьбой (ходатайством) о приобщении их к материалам дела, однако ходатайство должностным лицом разрешено не было, доводам, изложенным в объяснениях оценка не дана.

Автор жалобы указывает на то, что истек срок привлечения к административной ответственности, поскольку в постановлении дата совершения административного правонарушения указана 23 февраля 2020 года, постановление вынесено 25 мая 2020 года, по истечении двухмесячного срока.

Также Ишмуратов А.М. ссылается на то, что директор не может быть наемным работником, не может быть одновременно, и работодателем и работником в одном лице, не может сам себя принять на работу.

В материалы дела представлена справка, что директору зарплата не начислялась и не выплачивалась.

Согласно Уставу ООО УК «ПС - Сервис», директор является не работником, а единоличным органом управления.

22 февраля 2019 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о создании ОООУК «ПС - Сервис» с ОКВЭД - управление многоквартирными домами.

Деятельность УК подлежит обязательному лицензированию, в соответствии с ФЗ №99 от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

05 марта 2019г. директор Ишмуратов А.М., после сдачи квалификационного экзамена получил квалификационный аттестат, предусмотренный ст. 202 ЖК РФ, после этого им подано заявление на получение компанией лицензии по управлению многоквартирными домами, согласно нормам главы 19 ЖК РФ.

05 июня 2019 г. лицензия ООО УК «ПС - Сервис» получена, после этого сведения внесены в реестр на официальном сайте ГИС ЖКХ, заключены договоры на управление МКД.

10 октября 2019 г. в ГЖИ Воронежской области направлены заявления о внесении в реестр лицензий многоквартирных домов, управляемых ООО УК «ПС - Сервис.

05 декабря 2019 г. из ГЖИ поступили извещения об удовлетворении данных заявлений и внесении соответствующих сведений с 01 января 2020 г., в связи с чем именно с указанной даты УК имеет право начать работу, а СОУТ должна быть проведена в течение 12 месяцев – до 31 декабря 2020 г. (л.д. 2-7).

Рассмотрение указанной жалобы назначено на 16 часов 20 минут 20 августа 2020 г., затем объявлен перерыв до 16 час. 20 мин. 24 августа 2020 г.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – директор ООО УК «ПС-Сервис» о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания директора ООО УК «ПС-Сервис» Ишмуратова А.М. – адвокат Бахлин А.В., действующий на основании ордера, доводы жалобы поддержал.

Государственная инспекция труда в Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как усматривается из представленных материалов, постановление по делу об административном правонарушении вручено представителю директора ООО УК «ПС-Сервис» Ишмуратова А.М. – Бахлину А.В. 25 мая 2020 года, жалоба подана в суд 05 июня 2020 г., то есть в установленный законом 10-дневный срок со дня вручения копии постановления.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Врио Заместителя руководителя Государственной инспекции труда – зам. главного государственного инспектора труда в Воронежской области (по охране труда) от 09 апреля 2020 г. в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ПС-Сервис» проведена проверка с целью рассмотрения обращения работника о нарушении трудовых прав (л.д. 30, 40-43).

По результатам проверки составлен акт проверки от 24 апреля 2020 г. №36/7-1564-20-ОБ/12-7391-И/04-226, согласно которому факт трудовых отношений между Парфеновым С.А. и ООО УК «ПС-Сервис» не установлен.

Вместе с тем, актом проверки установлено, что специальная оценка условий труда в ООО УК «ПС-Сервис» не проведена (материалы специальной оценки условий труда у проверки не представлены) (л.д. 50-51).

13 мая 2020 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Воронежской области составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, 25 мая 2020 года вынесено постановлении о назначении административного наказания (л.д. 12-13).

Из оспариваемого постановления №36/7-1564-20-ОБ/12-8377-И/04-226 от 25 мая 2020 года следует, что в соответствии с абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

При этом согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

В отношении остальных работодателей специальная оценка условий труда должна быть проведена. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. В зависимости от класса условий труда работникам устанавливается сокращенное рабочее время, дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда не реже чем один раз в пять лет. В нарушение абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 4, ч. 4 ст. 8, ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда в обществе с ограниченной ответственностью управляющая компания "ПС-Сервис" не проведена (материалы специальной оценки условий труда к проверке не представлены) (л.д. 12-13).

Исходя из положений и смысла ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке указываются место, время совершения и событие административного правонарушения. Лицу, в отношении которого возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения и квалифицированно возражать относительно существа вменяемого деяния и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Вопреки приведенным процессуальным нормам в протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица не содержится сведений о дате, время совершения и событие административного правонарушения, а именно протокол, постановление, не содержат указания на то, когда именно специальная оценка условий труда должна быть проведена в ООО УК «ПС – Сервис», на какие должности, тогда как указанные обстоятельства являются основополагающими при разрешении данного дела об административном правонарушении.

В соответствии с абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (в редакции Федерального закона от 01 мая 2016 года N 136-ФЗ) внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления указанного случая.

Материалами дела подтверждается, что общество с ограниченной ответственностью УК «ПС – Сервис» создано 22 февраля 2019 года (л.д. 65), директором избран Ишмуратов А.М. (л.д. 66). Штатное расписание с должностью директор утверждено 22 февраля 2019 г., однако согласно справки с момента регистрации и по 30 апреля 2020 г. заработная плата Ишмуратову А.М. не начислялась и не выплачивалась (л.д. 64).

В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

06 июня 2019 года обществу с ограниченной ответственностью УК «ПС – Сервис» выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 68), с 01 января 2020 г. общество приступило к управлению МКД (л.д. 72-76).

Штатное расписание ООО УК «ПС – Сервис» утверждено 01 мая 2020 года, согласно которому в обществе имеются следующие должности: директор, главный инженер, паспортист, слесарь – сантехник (л.д. 70).

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" ООО УК «ПС – Сервис» обязано провести внеплановую специальную оценку условий труда на вновь организованном рабочем месте директор, главный инженер, паспортист, слесарь – сантехник в течение 12 месяцев с момента создания данного рабочего места (01 мая 2020 г.).

В материалах административного дела имеется договор от 06 мая 2020 г. на оказание услуг по проведению СОУТ (л.д. 18-21, 25-27), приказ от 06 мая 2020 г. о проведении специально оценки условий труда (л.д. 23), график проведения работ по специальной оценки условий труда (л.д. 24), а 29 мая 2020 г. СОУТ выполнена, материалы направлены в Государственную инспекцию труда в Воронежской области (л.д. 89).

Таким образом, в связи с тем, что установленный Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" 12-месячный срок проведения работодателем внеплановой специальной оценки условий труда рабочих мест, подлежащий исчислению с 01 мая 2020 года, не истек на момент привлечения директора ООО УК «ПС – Сервис» к административной ответственности (25 мая 2020 года), что свидетельствует об отсутствии в действиях данного должностного лица состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в непроведении указанной оценки условий труда.

С учетом неопределенности и неполноты описания события административного правонарушения факт нарушения работодателем абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 4, ч. 4 ст. 8, ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" нельзя признать безусловно установленным, в связи с чем постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области от 25 мая 2020 года N 36/7-1564-20-ОБ/12-8377-И/04-226 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО УК «ПС-Сервис» Ишмуратова А.М. подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.2–30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью УК «ПС – Сервис» Ишмуратова Александра Маратовича удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области от 25 мая 2020 года N 36/7-1564-20-ОБ/12-8377-И/04-226 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью УК «ПС – Сервис» Ишмуратова Александра Маратовича - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Е.Ю. Курындина

№ 12-262/2020 Р Е Ш Е Н И Е

24 августа 2020 года судья Коминтерновского районного суда г. Воронежа Курындина Е.Ю.,

с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания директора ООО УК «ПС-Сервис» - Ишмуратова А.М. – адвоката Бахлина А.В., действующего на основании ордера,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ПС-Сервис» (УК «ПС-Сервис) - Ишмуратова Александра Маратовича на постановление № 36/7-1564-20-ОБ/12-8377-И/04-226 от 25 мая 2020 г. по делу об административном правонарушении, вынесенного главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Буйленко В.А., за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Воронежской области Буйленко В.А. от 25 мая 2020 г. директор ООО «ПС-Сервис» Ишмуратов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 12-13).

Не согласившись с вынесенным постановлением, директор ООО «ПС-Сервис» Ишмуратов А.М. обратился в Коминтерновский районный суд г. Воронежа с жалобой, в которой просит постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области от 25 мая 2020 г. отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указав, что в обжалуемом постановлении и материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о рассмотрении дела в отсутствие директора ООО УК «ПС-Сервис»; в постановлении отсутствуют какие-либо сведения о разъяснении лицам, участвующим в рассмотрении дела, их прав и обязанностей (нарушение п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ); в ходе рассмотрения дела, защитником заявлено устное ходатайство, в соответствии со ст. 25.5, 24.4 КоАП РФ, которое не рассмотрено, проигнорировано (нарушение п. 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ); протокол об административном правонарушении при рассмотрении дела не оглашался, как и иные материалы дела, письменные объяснения защитника не заслушивались, иные доказательства не исследовались, сведения, содержащиеся в них игнорированы, не оценены и не учтены, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных ст. 29.7 КоАП РФ.

Постановление от 25.05.2020 г. не имеет мотивировочной части, вопреки требованию п.6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, а также сведений обо всех обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела.

Постановление не содержит доводов о необходимости назначения наказания в виде штрафа, при том, что санкция ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает назначение наказания в виде предупреждения.

21 мая 2020 г. в ГИТ, в соответствии со ст. 25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ, направлены объяснения с изложением правовой позиции с приложением 9 документов на 13 листах, подтверждающих отсутствие события административного правонарушения по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ и просьбой (ходатайством) о приобщении их к материалам дела, однако ходатайство должностным лицом разрешено не было, доводам, изложенным в объяснениях оценка не дана.

Автор жалобы указывает на то, что истек срок привлечения к административной ответственности, поскольку в постановлении дата совершения административного правонарушения указана 23 февраля 2020 года, постановление вынесено 25 мая 2020 года, по истечении двухмесячного срока.

Также Ишмуратов А.М. ссылается на то, что директор не может быть наемным работником, не может быть одновременно, и работодателем и работником в одном лице, не может сам себя принять на работу.

В материалы дела представлена справка, что директору зарплата не начислялась и не выплачивалась.

Согласно Уставу ООО УК «ПС - Сервис», директор является не работником, а единоличным органом управления.

22 февраля 2019 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о создании ОООУК «ПС - Сервис» с ОКВЭД - управление многоквартирными домами.

Деятельность УК подлежит обязательному лицензированию, в соответствии с ФЗ №99 от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

05 марта 2019г. директор Ишмуратов А.М., после сдачи квалификационного экзамена получил квалификационный аттестат, предусмотренный ст. 202 ЖК РФ, после этого им подано заявление на получение компанией лицензии по управлению многоквартирными домами, согласно нормам главы 19 ЖК РФ.

05 июня 2019 г. лицензия ООО УК «ПС - Сервис» получена, после этого сведения внесены в реестр на официальном сайте ГИС ЖКХ, заключены договоры на управление МКД.

10 октября 2019 г. в ГЖИ Воронежской области направлены заявления о внесении в реестр лицензий многоквартирных домов, управляемых ООО УК «ПС - Сервис.

05 декабря 2019 г. из ГЖИ поступили извещения об удовлетворении данных заявлений и внесении соответствующих сведений с 01 января 2020 г., в связи с чем именно с указанной даты УК имеет право начать работу, а СОУТ должна быть проведена в течение 12 месяцев – до 31 декабря 2020 г. (л.д. 2-7).

Рассмотрение указанной жалобы назначено на 16 часов 20 минут 20 августа 2020 г., затем объявлен перерыв до 16 час. 20 мин. 24 августа 2020 г.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – директор ООО УК «ПС-Сервис» о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания директора ООО УК «ПС-Сервис» Ишмуратова А.М. – адвокат Бахлин А.В., действующий на основании ордера, доводы жалобы поддержал.

Государственная инспекция труда в Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как усматривается из представленных материалов, постановление по делу об административном правонарушении вручено представителю директора ООО УК «ПС-Сервис» Ишмуратова А.М. – Бахлину А.В. 25 мая 2020 года, жалоба подана в суд 05 июня 2020 г., то есть в установленный законом 10-дневный срок со дня вручения копии постановления.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Врио Заместителя руководителя Государственной инспекции труда – зам. главного государственного инспектора труда в Воронежской области (по охране труда) от 09 апреля 2020 г. в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ПС-Сервис» проведена проверка с целью рассмотрения обращения работника о нарушении трудовых прав (л.д. 30, 40-43).

По результатам проверки составлен акт проверки от 24 апреля 2020 г. №36/7-1564-20-ОБ/12-7391-И/04-226, согласно которому факт трудовых отношений между Парфеновым С.А. и ООО УК «ПС-Сервис» не установлен.

Вместе с тем, актом проверки установлено, что специальная оценка условий труда в ООО УК «ПС-Сервис» не проведена (материалы специальной оценки условий труда у проверки не представлены) (л.д. 50-51).

13 мая 2020 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Воронежской области составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, 25 мая 2020 года вынесено постановлении о назначении административного наказания (л.д. 12-13).

Из оспариваемого постановления №36/7-1564-20-ОБ/12-8377-И/04-226 от 25 мая 2020 года следует, что в соответствии с абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

При этом согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

В отношении остальных работодателей специальная оценка условий труда должна быть проведена. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. В зависимости от класса условий труда работникам устанавливается сокращенное рабочее время, дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда не реже чем один раз в пять лет. В нарушение абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 4, ч. 4 ст. 8, ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда в обществе с ограниченной ответственностью управляющая компания "ПС-Сервис" не проведена (материалы специальной оценки условий труда к проверке не представлены) (л.д. 12-13).

Исходя из положений и смысла ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке указываются место, время совершения и событие административного правонарушения. Лицу, в отношении которого возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения и квалифицированно возражать относительно существа вменяемого деяния и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Вопреки приведенным процессуальным нормам в протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица не содержится сведений о дате, время совершения и событие административного правонарушения, а именно протокол, постановление, не содержат указания на то, когда именно специальная оценка условий труда должна быть проведена в ООО УК «ПС – Сервис», на какие должности, тогда как указанные обстоятельства являются основополагающими при разрешении данного дела об административном правонарушении.

В соответствии с абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (в редакции Федерального закона от 01 мая 2016 года N 136-ФЗ) внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления указанного случая.

Материалами дела подтверждается, что общество с ограниченной ответственностью УК «ПС – Сервис» создано 22 февраля 2019 года (л.д. 65), директором избран Ишмуратов А.М. (л.д. 66). Штатное расписание с должностью директор утверждено 22 февраля 2019 г., однако согласно справки с момента регистрации и по 30 апреля 2020 г. заработная плата Ишмуратову А.М. не начислялась и не выплачивалась (л.д. 64).

В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

06 июня 2019 года обществу с ограниченной ответственностью УК «ПС – Сервис» выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 68), с 01 января 2020 г. общество приступило к управлению МКД (л.д. 72-76).

Штатное расписание ООО УК «ПС – Сервис» утверждено 01 мая 2020 года, согласно которому в обществе имеются следующие должности: директор, главный инженер, паспортист, слесарь – сантехник (л.д. 70).

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" ООО УК «ПС – Сервис» обязано провести внеплановую специальную оценку условий труда на вновь организованном рабочем месте директор, главный инженер, паспортист, слесарь – сантехник в течение 12 месяцев с момента создания данного рабочего места (01 мая 2020 г.).

В материалах административного дела имеется договор от 06 мая 2020 г. на оказание услуг по проведению СОУТ (л.д. 18-21, 25-27), приказ от 06 мая 2020 г. о проведении специально оценки условий труда (л.д. 23), график проведения работ по специальной оценки условий труда (л.д. 24), а 29 мая 2020 г. СОУТ выполнена, материалы направлены в Государственную инспекцию труда в Воронежской области (л.д. 89).

Таким образом, в связи с тем, что установленный Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" 12-месячный срок проведения работодателем внеплановой специальной оценки условий труда рабочих мест, подлежащий исчислению с 01 мая 2020 года, не истек на момент привлечения директора ООО УК «ПС – Сервис» к административной ответственности (25 мая 2020 года), что свидетельствует об отсутствии в действиях данного должностного лица состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в непроведении указанной оценки условий труда.

С учетом неопределенности и неполноты описания события административного правонарушения факт нарушения работодателем абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 4, ч. 4 ст. 8, ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" нельзя признать безусловно установленным, в связи с чем постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области от 25 мая 2020 года N 36/7-1564-20-ОБ/12-8377-И/04-226 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО УК «ПС-Сервис» Ишмуратова А.М. подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.2–30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью УК «ПС – Сервис» Ишмуратова Александра Маратовича удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области от 25 мая 2020 года N 36/7-1564-20-ОБ/12-8377-И/04-226 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью УК «ПС – Сервис» Ишмуратова Александра Маратовича - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Е.Ю. Курындина

1версия для печатиДело № 12-262/2020 (Решение)