ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-262/20 от 26.03.2020 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

19RS0001-02-2020-001864-07

12-262/2020

РЕШЕНИЕ

г. Абакан Республика Хакасия 26 марта 2020 года

Абаканский городской суд в составе

председательствующего судьи Кулешевской А.В.,

при секретаре Шуваевой А.Е.,

рассматривая в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица Левченко Д.А. на постановление заместителя начальника - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия от 10 октября 2019 года о привлечении юридического лица – Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия, юридический адрес: <адрес>, к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия от 10 октября 2019 года юридическое лицо – Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия (далее – Госохранинспекция, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель Левченко Д.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на принятие юридическим лицом исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа. Отмечает, что мероприятия по сохранению, популяризации и охране объектов культурного наследия на территории Республики Хакасия осуществляются в соответствии с государственной программой «Культура Республики Хакасия (2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 г. №558. Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств республиканского бюджета в пределах сумм, предусмотренных в бюджете на соответствующий финансовый год. Вместе с тем объема предоставленных субвенций недостаточно для исполнения судебных решений в полном объеме. Являясь участником бюджетного процесса, Госохранинспекция вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, сводной бюджетной росписи. Однако исходя из финансового положения юридического лица, учитывая принятие всевозможных мер к исполнению судебного решения и отсутствие достаточного финансирования из республиканского бюджета, не позволяющих своевременно его исполнить, вина юридического лица в совершении административного правонарушения отсутствует, что является обстоятельством исключающим привлечение к административной ответственности. Отмечает, что в настоящее время требования по устранению допущенных нарушений законодательства об объектах культурного наследия в отношении объектов археологического наследия федерального значения: «Большая Боярская писаница», «Малая Боярская писаница», «Оглахтинская крепость и писаница», «Петроглиф «Кизань», «Городище «Троицкое», «Братская могила борцов, погибших за Советскую власть в 1920 г.», «ФИО5Пономарева», «Бюст ФИО4», устранены частично.

В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. В связи с наличием ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие привлекаемого лица, суд полагает возможным, с учетом положений ч.ч.2,3 ст. 25.1 КоАП РФ, рассмотреть дело без участия Госохранинспекции Республики Хакасия.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.

В силу ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Основанием для привлечения административным органом юридического лица – Госохранинспекции к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ послужило неисполнение последним требований судебного пристава-исполнителя, обязывающих исполнить требование, содержащееся в исполнительном листе по проведению на объектах культурного наследия регионального значения:

- «Большая Боярская писаница», «Малая Боярская писаница», «Оглахтинская крепость и писаница», «Петроглиф «Кизань», «Городище «Троицкое» определить границы зон охраны как объекта культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия отнести к зоне особо охраняемых территорий историко-культурного назначения, оформить охранное обязательство собственника объекта культурного наследия;

- на объектах культурного наследия регионального значения «Братская могила борцов, погибших за Советскую власть в 1920 г.», «ФИО5Пономарева», «Бюст ФИО4» определить границы зон охраны как объекта культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия отнести к зоне особо охраняемых территорий историко-культурного назначения.

С такими выводами административного органа согласиться нельзя.

В соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. При этом, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам от 15.03.2013 г. на основании исполнительного листа, выданного Абаканским городским судом Республики Хакасия ФИО6.2012 г. , возбуждено исполнительное производство -ИП, предметом которого являлось возложение на Министерство культуры Республики Хакасия обязанности устранить допущенные нарушения законодательства об объектах культурного наследия народов Российской Федерации в срок до 01.01.2016 г: на объектах культурного наследия федерального значения «Большая Боярская писаница», «Малая Боярская писаница», «Оглахтинская крепость и писаница», «Петроглиф «Кизань», «Городище «Троицкое», «Братская могила борцов, погибших за Советскую власть в 1920 г.», «Могила Ф.Пономарева», «Бюст Бограда Я.Е.», названных мероприятий.

Определением Абаканского городского суда от 29.11.2016 г. исполнение указанного решения суда, постановленного по гражданскому делу, отсрочено до 28.02.2017 г.

На основании определения Абаканского городского суда от 14.04.2017 г. произведена замена должника Министерства культуры Республики Хакасия в исполнительном производстве его правопреемником Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия.

В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа, 11.07.2017 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.

Определением Абаканского городского суда от 31.07.2017 г. Госохранинспекция Республики Хакасия от взыскания исполнительского сбора освобождена.

31 августа 2018 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам должнику – Госохранинспекции выдано требование об исполнении в пятидневный срок обязанности устранить допущенные нарушения законодательства об объектах культурного наследия народов Российской Федерации на объектах культурного наследия федерального значения «Большая Боярская писаница», «Малая Боярская писаница», «Оглахтинская крепость и писаница», «Петроглиф «Кизань», «Городище «Троицкое» определить границы зон охраны как объекта культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия отнести к зоне особо охраняемых территорий историко-культурного назначения, оформить охранное обязательство собственника объекта культурного наследия;

- на объектах культурного наследия регионального значения «Братская могила борцов, погибших за Советскую власть в 1920 г.», «ФИО5Пономарева», «Бюст ФИО4» определить границы зон охраны как объекта культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия отнести к зоне особо охраняемых территорий историко-культурного назначения.

Данное требование получено должником 01 октября 2018 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.

Поскольку указанное требование не было исполнено в установленный срок, судебным приставом-исполнителем 16 мая 2019 года составлены акт об обнаружении правонарушения и протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. 10 октября 2019 года Госохранинспекция Республики Хакасия привлечена к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

Вместе с тем, привлекая данное юридическое лицо к ответственности, должностным лицом УФССП России по Республике Хакасия не учтено следующее.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.12.2016 г. № 645, государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия (Госохранинспекция) является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Республики Хакасия.

Согласно ст. 8 Закона Республики Хакасия от 08.11.2011 г. N 105-ЗРХ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Хакасия» источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Хакасия, и государственной охране объектов культурного наследия регионального значения являются республиканский бюджет Республики Хакасия и иные поступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Мероприятия по сохранению, популяризации и охране объектов культурного наследия на территории Республики Хакасия осуществляются в соответствии с государственной программой «Культура Республики Хакасия (2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 г. №558.

Из материалов дела также следует, что 26.06.2017 г. и.о. министра культуры Республики Хакасия в Министерство финансов Республики Хакасия направлялось предложение по формированию республиканского бюджета Республики Хакасия с учетом действующей программы Республики Хакасия «Культура Республики Хакасия (2016-2020 годы)», где указывалось о необходимости увеличения финансирования в очередном финансовом году и плановом периоде в том числе в рамках реализации подпрограммы «Наследие» по направлениям «Сохранение культурных ценностей», «Обеспечению сохранности объектов культурного наследия», включая обеспечение исполнения судебных решений.

Согласно сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности на 01.01.2019 г., просроченная задолженность составляет 1 852 709 руб. 30 коп.

В настоящее время юридическим лицом разработаны предложения по внесению изменений в Постановление Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 г. № 558 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Культура Республики Хакасия (2016 - 2020 годы)» с учетом предельного объема денежных средств необходимых для исполнения судебного решения, частично требования судебного пристава – исполнителя – выполнены.

Данные обстоятельства свидетельствуют о принятии юридическим лицом мер по исполнению требования судебного пристава – исполнителя и решения суда.

Об обратном, бесспорно свидетельствующем о виновном противоправном бездействии юридического лица, выразившемся в неисполнении содержащихся в названном выше исполнительном документе требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, административным органом обоснований не представлено.

При таких обстоятельствах административным органом не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено названное постановление по делу.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Постановление по делу от 10 октября 2019 года о привлечении юридического лица – Госохранинспекции к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ подлежит отмене – за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено названное постановление.

Руководствуясь пунктом 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия от 10.10.2019 г. о привлечении Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Кулешевская