дело № 12-262/2017 РЕШЕНИЕ
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Прохорчук О.В., с участием защитника – Майстренко И.Е., заместителя начальника Главного управления – начальника УДН и ПР Главного управления МЧС России по г. Севастополю подполковника внутренней службы ФИО1, представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю ФИО2, рассмотрев в судебном заседании жалобу Департамента общественной безопасности города Севастополя на постановление о назначении административного наказания заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору полковника внутренней службы ФИО1 от 21.07.2017 и решение главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору – начальника Главного управления МЧС России по г. Севастополю полковника внутренней службы ФИО3 от 09.08.2017 по делу об административном правонарушении о привлечении Департамента общественной безопасности города Севастополя к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, установил: 21.08.2017 Департамент общественной безопасности города Севастополя подал в Ленинский районный суд города Севастополя жалобу на постановление о назначении административного наказания заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору полковника внутренней службы ФИО1 от 21.07.2017 и решение главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору – начальника Главного управления МЧС России по г. Севастополю полковника внутренней службы ФИО3 от 09.08.2017 по делу об административном правонарушении о привлечении Департамента общественной безопасности города Севастополя к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. В своей жалобе заявитель просит суд отменить вышеуказанное постановление от 21.07.2017 и решение от 09.08.2017, а производство по делу об административном правонарушении прекратить. Жалоба мотивирована следующими обстоятельствами. Распоряжением УПД и ПP ГУ МЧС России по г. Севастополю от 20.04.2017 года № 87 принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Департамента общественной безопасности города Севастополя с целью проверки ранее выданных предписаний Департаментам Балаклавского и Нахимовского районов города Севастополя об устранении выявленных нарушений, которые в настоящее время ликвидированы в установленном законом порядке. При этом Департамент общественной безопасности города Севастополя не является правопреемником Департаментов районов и соответственно не может нести ответственность за невыполнение ими предписаний об устранении выявленных нарушений. Кроме того в распоряжении УПД и ПP ГУ МЧС России по г. Севастополю от 20.04.2017 года № 87 о проведении внеплановой выездной проверки не указано ни одно из оснований, предусмотренных требованиями действующего законодательства для проведения внеплановой проверки. Таким образом, по мнению Департамента общественной безопасности города Севастополя, нарушен порядок проведения внеплановой проверки, поэтому результаты проверки, проведенной с нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований. Также, установив наличие объективной стороны вменяемого административного правонарушения в действиях (бездействии) Департамента общественной безопасности города Севастополя, административный орган ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности не отразил наличие в действиях (бездействии) Департамента субъективной стороны вменяемого правонарушения. В частности, не указал, имелась ли у Департамента возможность по соблюдению соответствующих правил и норм пожарной безопасности. Кроме того, полномочия по обеспечению первичных мер противопожарной безопасности были возложены на Департамент общественной безопасности города Севастополя только в ноябре 2016 года, при утверждении бюджета города Севастополя на 2017 год на финансирование данных мероприятий средства не были предусмотрены. После внесения изменений в Закон города Севастополя «О бюджете города Севастополя на 2017 год» финансирование было доведено до Департамента только 19.06.2017. В жалобе указано, что административным органом обстоятельства наличия в действиях (бездействии) Департамента вины во вменяемом правонарушении и возможности соблюдения правил и норм не устанавливались, в связи с чем отсутствует состав административного правонарушения. В ходе рассмотрения жалобы защитник поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить по изложенным в жалобе основаниям. Заместитель начальника Главного управления – начальника УДН и ПР Главного управления МЧС России по г. Севастополю подполковник внутренней службы ФИО1 и представителя Главного управления Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на то, что обжалуемые постановление и решение являются законными и обоснованными, в связи с чем оснований для их отмены не имеется. Заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему. Постановлением о назначении административного наказания № 51 от 21.07.2017 заместителя начальника Главного управления – начальника УДН и ПР Главного управления МЧС России по г. Севастополю подполковника внутренней службы ФИО1 по делу об административном правонарушении Департамент общественной безопасности города Севастополя признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения. Не согласившись с указанным постановлением, Департамент общественной безопасности города Севастополя подал на него жалобу, по результатам рассмотрения которой главный государственный инспектор по пожарному надзору г. Севастополя – начальник Главного управления МЧС России по г. Севастополю ФИО3 принял решение об оставлении обжалуемого постановления от 21.07.2017 без изменения, а жалобы без удовлетворения. Из представленных материалов дела следует, что 02.05.2017 в 10 час. 00 мин. при проведении внеплановой выездной проверки соблюдения первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов: с. Гончарное, с. Оборонное, с. Черноречье, с. Хмельницкое, с. Родное, с. Терновка. с. Кизиловое, с. Новобобровское, с. Передовое, с. Резервное, с. Тыловое, с. Орлиное, с. Павловка, с. Колхозное, с. Широкое, г. Инкерман, с. Штурмовое, с. Сахарная Головка, с. Верхнесадовое, с. Поворотное, с. Дальнее выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», а именно: установлено, что указанные населенные пункты в нарушение требований п. 16 ППР в РФ и ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» не обеспечены звуковой сигнализацией для оповещения населения и подразделений Государственной противопожарной службы при пожаре, не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а также принятия мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, территории общего пользования указанных населенных пунктов не обеспечены первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем, в ряде сел в нарушение требований п. 55 ППР в РФ отсутствуют указатели направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, в нарушение требований п. 16 ППР в РФ в г. Инкерман (район ФИО4 балки), в с. Поворотное, в с. Дальнее не создан запас воды для целей пожаротушения. Наличие указанных фактов подтверждается актом проверки № 87 от 02.05.2017 и Департаментом общественной безопасности города Севастополя не оспариваются. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения. Согласно пунктам 1.1, 1.4 Положения «О Департаменте общественной безопасности города Севастополя», утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 13.09.2016 № 859-ПП, Департамент общественной безопасности города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя, а в части осуществления отдельных федеральных полномочий за счет средств федерального бюджета. В силу пункта 2.10 указанного Положения Департаментом осуществляется реализация государственной политики в области противодействия коррупции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности, государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Полномочия Департамента в области пожарной безопасности определены п. 2.1.75 указанного Положения. К ним в частности относятся: - осуществление нормативно правового регулирования в пределах компетенции; - организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности; - организация обучения и осуществление информирования населения мерам пожарной безопасности; - разработка, организация выполнения и финансирования государственных программ по пожарной безопасности. Изложенное свидетельствует о том, что ответственность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города Севастополя возложена на Департамент общественной безопасности города Севастополя. Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны: разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. В соответствии со статьей 38 указанного закона ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; липа, уполномоченные владеть, пользоваться и или распоряжаться имуществом. в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Учитывая изложенное, прихожу к выводу о наличии в действиях Департамента общественной безопасности города Севастополя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи. На момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения Департамента общественной безопасности города Севастополя к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ и составляющий один год со дня совершения административного правонарушения, не истек. При этом не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что отсутствовали основания для проведения Главным управлением МЧС России по г. Севастополю внеплановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности, в связи с чем нарушен порядок ее проведения, поскольку основанием для проведения проверки послужило истечение срока исполнения выданных органом государственного пожарного надзора г. Севастополя в 2016 году предписаний № 196/1/1 и № 197/1/1. Указанные предписания были направлены на устранение нарушений требований пожарной безопасности, на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов. По результатам проведения проверки 02.05.2017 был составлен акт проверки № 87 и выдано новое предписание № 87/1/1 с новыми сроками для устранения нарушений требований пожарной безопасности. При этом вопрос о привлечении Департамента общественной безопасности города Севастополя к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ, т.е. за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, не рассматривался. Таким образом, доводы Департамента общественной безопасности города Севастополя о том, что он не является правопреемником Департаментов районов и соответственно не может нести ответственность за невыполнение ими предписаний об устранении выявленных нарушений, не могут быть приняты во внимание, поскольку Департамент привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, т.е. за нарушение требований пожарной безопасности, а не по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор). При таких обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору полковника внутренней службы ФИО1 от 21.07.2017 и решение главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору – начальника Главного управления МЧС России по г. Севастополю полковника внутренней службы ФИО3 от 09.08.2017 по делу об административном правонарушении о привлечении Департамента общественной безопасности города Севастополя к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ следует оставить без изменения, а жалобу Департамента общественной безопасности города Севастополя без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10, 30.7 КоАП РФ, суд решил: постановление о назначении административного наказания заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору полковника внутренней службы ФИО1 от 21.07.2017 и решение главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору – начальника Главного управления МЧС России по г. Севастополю полковника внутренней службы ФИО3 от 09.08.2017 по делу об административном правонарушении о привлечении Департамента общественной безопасности города Севастополя к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Департамента общественной безопасности города Севастополя без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии. Судья |