№ 12-262/2021
УИД №RS0№-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2021 года город Ессентуки
Судья Ессентукского городского суда Ставропольского края Жукова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ессентукского городского суда жалобу представителя ООО «Ессентукский завод Минеральных вод на КМВ» по доверенности ФИО4 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении ООО «Ессентукский завод Минеральных вод на КМВ» об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, и представление № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КРФ об АП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. Вынесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не соглашаясь с указанным постановлением и представлением в части, считая их незаконными и необоснованными, представитель ФИО9 по доверенности ФИО4 обратилась в суд с жалобой на них, в которой указала, что не согласна с вменённым нарушением в виде не приобщения в установленном порядке к лицензии на пользование недрами № горноотводного акта от ДД.ММ.ГГГГ№, в силу следующего.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Требования к содержанию лицензии установлены в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N №.
Согласно пп. 3, пп. 6 п. 24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.
В соответствии со ст. 7 Закона О недрах, после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
В ст. 7 Закона О недрах не указано, что пользователь недрами обязан включать в неотъемлемые части лицензий какие-либо документы. Требования данной статьи детализированы в Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (№), утв. Постановлением МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N 56 и Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ N 58 (в ред. Приказа Ростехнадзора и МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N №) – утратила силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 28 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых указано, что в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы.
В соответствии с п. 29 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, составляются в трех экземплярах, подписываются руководителем органа Ростехнадзора или его заместителем и скрепляются печатью.
В пункте 30 Инструкции регламентировано, что первые экземпляры документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, передаются пользователю недр, вторые экземпляры этих документов хранятся в органе Ростехнадзора, а третьи экземпляры передаются органом Ростехнадзора в соответствующий территориальный орган МПР России.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии со статьей 7 Закона О недрах утверждены Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода. В соответствии с Правилами (п. 2) документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее соответственно документация, орган государственного горного надзора).
В соответствии с п. 16 Правил 16. Документация оформляется:
а) органом государственного горного надзора - в 3 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе государственного горного надзора, а 2 других экземпляра не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами;
б) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в 4 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а 3 других экземпляра не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами, а также в орган государственного горного надзора.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, Инструкцией определено, что материалы горноотводного акта представляются в соответствующий территориальный орган МПР России органом Ростехнадзора и соответственно горноотводный акт становится неотъемлемой частью лицензии.
Законодательством Российской Федерации не определено, кем именно документы, удостоверяющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, так же не регламентирован порядок включения. Так же законодательством не установлено, что горноотводной акт должен быть перечислен в составе приложений к лицензии на право пользования недрами.
То есть, после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.3 Закона О недрах указанные документы автоматически становятся неотъемлемой частью лицензии, и каких либо обязанностей по внесению изменений в лицензию (именно в бумажном варианте) от пользователя недр не требуется.
В этой связи обществом исполнено условие лицензионного соглашения: после утверждения эксплуатационных запасов минеральных вод разработана технологическая схема эксплуатации Бугунтинского участка, в Кавказском управлении Ростехнадзора оформлен горноотводный акт от ДД.ММ.ГГГГ№ с очерченными границами горного отвода, который в дальнейшем был направлен в орган МПР.
При предоставлении обществу лицензии в ее неотъемлемую часть входил Геологический отвод удостоверяющий передачу в пользование <адрес> участка со скважинами №№№ (приложение №).
Порядок приобщения уточненной горноотводной документации к лицензии не регламентирован. В абз. 3 ст. 7 Закона о недрах не указано, что включение в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, является обязанностью недропользователя.
Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензий на пользование недрами установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию, утвержденный приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ№. Из буквального толкования п. 37 и 38 Регламента следует, что включение горноотводного акта в лицензию не является внесением дополнений в лицензию, поскольку Регламентом установлен закрытый перечень оснований для внесения изменений и дополнений, а именно:
в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов;
при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Иного порядка для внесения изменений или дополнений в лицензию на право пользования недрами законодательством, нежели чем порядок, предусмотренный абз. 2 п. 38 Регламента, не предусмотрено. Поэтому процедура включения в лицензию горноотводной документации может быть инициирована как пользователем недр, так и Роснедрами в виде обращения к недропользователю с предложением о внесении изменений в лицензию.
Исходя из изложенного специальный порядок включения горноотводного акта в лицензию в качестве неотъемлемой части ни Законом О недрах, ни Административным регламентом Роснедр по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами не определён.
Исходя из изложенного нарушение по не приобщению горноотводного акта к лицензии, не состоятельно.
Что касается нарушения в виде не обеспечения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнения переоценки запасов минеральных подземных вод на <адрес> месторождения указала следующее.
По условиям лицензионного соглашения к лицензии № на право пользования недрами для геологического изучения с последующей добычей минеральных вод из скважин на <адрес> переоценку запасов надлежало провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (Дополнения от ДД.ММ.ГГГГ). Однако в соответствии с Дополнениями № (зарегистрировано МПР России ДД.ММ.ГГГГ.) в лицензию внесены изменения в части установления срока переоценки запасов до ДД.ММ.ГГГГ. Данному внесению изменений в лицензию предшествовало заседание Федерального агентства по недропользованию по переоценке запасов минеральных подземных вод <адрес> (протокол б\н от ДД.ММ.ГГГГ. – приложение №), на котором обсужден вопрос текущего состояния проведения работ по переоценке запасов минеральных подземных вод указанных месторождений. На заседании была установлена необходимость, вследствие объективных причин, внесение изменения сроков в условия пользования недрами. Недропользователям рекомендовано в частности (п. 3) подготовить и представить в установленном порядке комплект заявочных материалов на внесение изменений и дополнений в условия пользования недрами в части корректировки сроков проведения переоценки запасов минеральных подземных вод. Обществом направлено обращение в Роснедра по вопросу перенесения сроков переоценки запасов, что подтверждается заявкой на внесение изменений к лицензии №, на которое от Федерального агентства по недропользованию получен ответ № № от ДД.ММ.ГГГГ (приложение №), письмом исх. № отДД.ММ.ГГГГ (приложение №) в Роснедра были направлены предложения по изменениям и дополнениям к лицензиям, на которое получен ответ № № (приложение №) о нецелесообразности внесения предложенных изменений. Письмом Федерального агентства по недропользованию № от ДД.ММ.ГГГГ (приложение №) в адрес общества были направлены Дополнения к лицензии, которые были обществом рассмотрены и направлены в агентство (исх. №№ от ДД.ММ.ГГГГ и №ДД.ММ.ГГГГ – приложение №№). По итогам рассмотрения агентством ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано Дополнение № к лицензии, которым внесены изменения в Дополнение, а именно: установлен срок переоценки запасов и проведение из государственной экспертизы в срок до ДД.ММ.ГГГГ., в течение года после утверждения запасов минеральных вод подготовить дополнение к техническому проекту разработки месторождения минеральных подземных вод и представить на согласование в установленном порядке.
Подрядной организацией (МГУ им. ФИО5) в соответствии с условиями договора № от ДД.ММ.ГГГГ. (приложение №) были проведены работы по переоценке запасов минеральных вод, которые были завершены в установленный срок.
Исходя из изложенного нарушение по необеспечению выполнения переоценки запасов минеральных вод на Бугунтинском участке Ессентукского месторождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанное в акте проверки, не состоятельно.
Что касается нарушения в виде не обеспечения выполнения требований Технологической схемы разработки <адрес> в части соответствия проектным решениям обвязки эксплуатационных скважин, расположение контрольно-измерительной аппаратуры и наличие линии, предназначенных для сброса и ведущих от обвязки скважин к подземным трубопроводам, указала, что кран для отбора проб минеральной воды установлен после водомера, что не нарушает технологию добычи минеральных вод и не противоречит утвержденной Технологической схеме; электронные термометры установлены для ведения непрерывного мониторинга температуры подземных вод, что не нарушает технологию добычи минеральных вод и не противоречит утвержденной Технологической схеме, поскольку в соответствии с п. 6.3. Технологической инструкции «Измерения температуры» на оголовках скважин установлен электронный датчик (электронный термометр), регистрирующий температуру воды, информация с которых по кабелям передается на электронный накопитель. Термопреобразователь этого типа предназначен для изменения температуры жидких и газообразных сред. В соответствии с Рекомендациями по оборудованию эксплуатационных участков контрольно-измерительными приборами и аппаратурой (п. 6.5. Технологической инструкции) на подающем минералопроводе в пункте налива предписано установить электромагнитный расходомер, назначением которого является усиление достоверного учета отпуска подземных вод, а также тщательный контроль объемов фактических потерь, что и было сделано; существующие линии минералопроводов от скв. №№ проложены в пункт налива, откуда разветвляются на заправку в автоцистерны, газоотделитель с мерной емкостью и в подземный резервуар для сбора техпотерь минеральных вод, что удостоверяется фото к акту проверки 17, 19, 21, 22, 23 и 24; установленный на выходе смесительного блока водосчетчик в пункте налива (фото 23 акта проверки), соответствует рекомендациям, содержащимся в Технологической схеме (стр. 67 абз 2), что позволяет повышать достоверность количества отпускаемой смеси минеральных вод скважин №№ в автоцистерны.
Исходя из изложенного следует, что административным органом не представлены доказательства о наличии в действиях Заявителя вменяемого ему правонарушения.
Что касается нарушения в виде не обеспечения разработки и утверждениея проекта округа горно-санитарной охраны Бугунтинского участка Ессентукского месторождения и получение необходимых экспертиз и согласований, указала следующее.
Эксплуатируемый заявителем <адрес> месторождения, расположены в <адрес> Воды (далее – КМВ) и находится в границах <адрес>, утвержденных приказом ГКЗ Роснедра № от ДД.ММ.ГГГГ. Округ горно-санитарной охраны курортов КМВ утвержден Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и недропользователям необходимо разработать проекты первой и второй зон участков входящих в существующий округ горно-санитарной охраны курортов КМВ.
Данное подтверждается письмом Федерального агентства по недропользованию направленным недропользователю ФИО11» исх. № № от ДД.ММ.ГГГГ (приложение №) в ответ на письмо ФИО11№ от ДД.ММ.ГГГГ. (Приложение №).
Заявителем в 2009 г. разработан Проект "Организация зоны санитарной охраны водозабора на <адрес> месторождения минеральных вод» и в 2012 году Дополнение к Проекту (Приложение № – титульные листы – ввиду большого объема документ будет представлен в судебное заседание).
Исходя из изложенного, нарушение указанное в акте проверки, по не обеспечению разработки и утверждению проекта округа горно-санитарной охраны <адрес> месторождения и получение необходимых экспертиз и согласований, не состоятельно.
Что касается нарушения в виде не обеспечения пересмотра и уточнения согласованных уровней добычи при изменении фактического уровня добычи по сравнению с согласованным более чем на 20% не менее трех лет подряд, указала, что данное нарушение было выявлено ранее, при проведении проверки Департамента Росприроднадзора по СКФО в ДД.ММ.ГГГГ г., в ходе которой выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. (приложение №) – Выполнять пункты 5.4, 5.5. и 5.6. Лицензии СТВ 01074 МР, которое не исполнено до настоящего времени ввиду выполнения Заявителем в 2018 – 2021 г.г. переоценки запасов Ессентукского месторождения. В отношении Заявителя были проведены внеплановые проверки по контролю исполнения ранее выданного предписания, в ходе которых устанавливалось неисполнение указанного предписания, выданы новые предписания: № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ г. и № от ДД.ММ.ГГГГ. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (Приложение №,18).
В настоящее время ввиду окончания проведения Заявителем переоценки запасов <адрес> месторождения, будет получен протокол ГКЗ Роснедра, утверждена новая технологическая схема, внесены изменения в лицензионное соглашение, которым п. 5.5. будет скорректирован и\или исключен.
Выявление указанного нарушения данной проверкой, в тот период, когда у Заявителя имеется предписание, срок устранения допущенных нарушений по которому не истек, создает правовую неопределенность для контролируемого лица и не согласуется с ранее выданным предписанием.
При таких обстоятельствах нарушение, указанное в акте проверки, не состоятельно.
Относительно нарушения в виде не обеспечения в соответствии с программой мониторинга подземных вод и <адрес> месторождения ведение:
- журнала мониторинга пьезометрического уровня подземных вод (согласно приложению 3 программы мониторинга, стр.64);
- журнала учета водоотбора, дебита скважины и температуры подземных вод (согласно приложению 4 программы мониторинга, стр.66);
- журнала контроля санитарного и технического состояния водозаборных сооружений; опытного выпуска из скважины (стр.75,76 программы мониторинга);
- журнала газового фактора (согласно приложению 12 программы мониторинга, стр.77)
- учета фактических потерь отработанных минеральных вод от прокачек, промывок при дезинфекциях и ремонтных работах (стр.174 Технологической схемы), указала следующее.
В соответствии с Программой ведения мониторинга подземных вод <адрес> от 2013 г. по каждой эксплуатационной скважине ведется журнал мониторинга, в котором собран весь комплекс журналов по перечисленным работам (раздел 5 ведение документации и отчетности по результатам мониторинга подземных вод, стр. 41). Ввиду чего, все перечисленные параметры (пьезометрический уровень, водоотбор, газовый фактор, технологические потери) определяются в ходе гидрогеологического мониторинга и заносятся в данный журнал, который был представлен при проведении проверки, что подтверждается актами приема-передачи документов от ДД.ММ.ГГГГ. (Приложение №№)
- журналы режимных наблюдений по каждой скважине были представлены при проведении проверки, что подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ
- между ФИО13 и ФИО14 ежегодно заключается договор на обслуживание скважин общества, результаты контроля санитарного и технического состояния водозаборных сооружений заносятся в соответствующие акты, которые подписываются представителем ФИО14 и представителем ФИО13 Данные акты были предоставлены при проведении проверки, что подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ
- журнала газового фактора, был предоставлен при проведении проверки, что подтверждается актом приема-передач от ДД.ММ.ГГГГ
- ссылка на стр. 174 Технологической схемы некорректна, поскольку не отражает зафиксированное нарушение (стр. <данные изъяты> содержит копию дополнительного соглашения к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.), в связи с чем данное нарушение подлежит исключению из акта проверки. Учет фактических потерь ведется по разнице объема добытой воды и отпущенной в автоцистерны по приборам учета и фиксируется ежемесячно.
При таких обстоятельствах нарушение, указанное в акте проверки, не состоятельно.
Относительно нарушения в виде не обеспечения на <адрес> месторождения по эксплуатационным скважинам №№ ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4. «Журнал учета водоотведения средствами измерений», указала, что на дату выявления данного нарушения Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» – утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 903 (введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ) утвержден «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» (далее – приказ Минприроды №).
В приказе Минприроды № отмечено следующее:
«Порядок разработан в соответствии с пунктом 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № и регулирует отношения, возникающие при ведении собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества и представлении сведений такого учета в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов».
Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ:
- водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;
- водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Однако, скважину – нельзя отнести к водному объекту, так как это не водоем.
Кроме того, в соответствии с п.2 Приказа Минприроды №:
- «Обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод».
В свою очередь – право пользования водным объектом предоставляется в соответствии со ст. 9 Водного кодекса РФ:
«юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах».
Часть 5 ст. 5 Водного кодекса РФ гласит:
5. К подземным водным объектам относятся:
1) бассейны подземных вод;
2) водоносные горизонты.
Заявитель в государственном водном реестре как пользователь поверхностного водного объекта не зарегистрирован, ведет работы в соответствии с условиями лицензионного соглашения. В соответствии с п. 7.3 которого, ведет учет добываемой минеральной воды и всех параметров, разрабатываемого месторождения в соответствии с существующими инструкциями и представляет данную информацию организациям, ведущим госмониторинг геологической среды (постоянно); в соответствии с п. 7.11 представляет распорядителю недр на бумажном и электронном носителях ежеквартально в течение 10 дней по окончании квартала информационный отчет о результатах мониторинга подземных вод. Распорядитель недр по взаимной договоренности с владельцем лицензии определяет формы, содержание и периодичность дополнительной отчетности, представляемой ему.
Результаты учета добываемой минеральной воды передаются ежеквартально в Департамент недропользования по СКФО. Сведения об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) ежегодно передаются в Кубанское бассейновое водное управление (приложение №, 22, 23).
Вместе с тем, лицензионным соглашением ведение учета журналов по формам 1.2. и 1.4. не предусмотрено.
Исходя из изложенного следует, что административным органом не представлены доказательства о наличии в действиях Заявителя вменяемого ему правонарушения.
Что касается нарушения в виде не обеспечения в установленном порядке предоставления эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации, указала, что представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О недрах», приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ и приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, подлежит интерпретированная и первичная геологическая информация о недрах, отражающая конкретные результаты, полученные в итоге завершенных работ на участке недр или их самостоятельного этапа.
Паспорт скважины не входит в перечень первичной и интерпретированной геологической информации о недрах, предусмотренный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 555 "Об утверждении перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых.
Пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.
В протоколе об административном правонарушении не указано, в какой период Заявителем не предоставлен паспорт скважины в территориальный фонд геологической информации. При таком положении вывод административного органа о том, что Заявитель должен был представить паспорт скважины и в какой период, материалами дела не подтвержден.
На основании лицензионных соглашений и дополнений к ним, лицензий на недропользование №, в срок до ДД.ММ.ГГГГ по данным ведения мониторинга необходимо выполнить переоценку запасов поземных минеральных вод на Ессентукском месторождении и провести их государственную экспертизу. Интерпретированная геологическая информация, полученная в результате этих работ, и подлежит сдаче в федеральный и территориальный фонд геологической информации в соответствии с приказом Минприроды № от ДД.ММ.ГГГГ совестно с первичной геологической информацией (информация о режимных наблюдениях, материалы лабораторных исследований, документация скважинных исследований и испытаний и т.д.).
Обращает внимание суда, что административным органом не представлены доказательства о наличии задолженности за обществом по сдаче паспорта скважин в качестве геологической информации в территориальный фонд геологической информации - ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу». Паспорта скважин неоднократно предоставлялись в геологические фонды в составе проектных и отчетных материалов геологоразведочных организаций, проводивших бурение скважин и соответствующие геологоразведочные работы.
Что касается нарушения в виде не обеспечения согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, указала, что указанные потери относятся не к технологическим потерям, нормы которых утверждены технологической схемой, а к гидрогеологическим (добыча минеральных вод), возникшим в результате проведения переоценки запасов минеральных вод, с которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ уплачен налог на добычу полезных ископаемых.
Относительно нарушения в виде не обеспечения в установленный законном срок предоставления в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по <адрес> месторождения, указала, что в соответствии с Указаниями по заполнению формы № "Сведения о выполнении геологоразведочных работ" и № "Сведения о выполнении геологоразведочных работ по их видам и группам полезных ископаемых", предусмотренными приказом Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию Федерального статистического наблюдения за выполнением геологоразведочных работ», при проведении геологоразведочных работ подрядным способом первичные статистические данные по форме предоставляет организация, являющаяся заказчиком этих работ. В случае, когда заказчик (юридическое лицо) не является геологоразведочной организацией, первичные статистические данные формы по выполненному объему работ предоставляет подрядная организация, показывая эти работы как выполненные собственными силами.
При таком положении вывод административного органа о том, что Заявителем не обеспечено в установленный законом срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по <адрес> месторождения, материалами дела не подтвержден.
В судебном заседании представитель ФИО9 по доверенности ФИО4 доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным.
Просит суд:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении ФИО9 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, и представление № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными в части вывода о том, что ФИО9 допущены следующие нарушения:
- не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами № горноотводной акт от ДД.ММ.ГГГГ№;
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод на <адрес> месторождения;
- не обеспечено выполнение требований Технологической схемы разработки <адрес> месторождения минеральных вод в части соответствия проектным решениям обвязки эксплуатационных скважин, расположение контрольно-измерительной аппаратуры и наличие линии, предназначенных для сброса и ведущих от обвязки скважин к подземным трубопроводам;
- не обеспечена разработка и утверждение проекта округа горно-санитарной охраны Бугунтинского участка Ессентукского месторождения и получение необходимых экспертиз и согласований;
- не обеспечен пересмотр и уточнение согласованных уровней добычи при изменении фактического уровня добычи по сравнению с согласованным более чем на 20% не менее трех лет подряд;
- не обеспечено в соответствии с программой мониторинга подземных вод и Технологической схемой на <адрес> месторождения ведение (журнала мониторинга пьезометрического уровня подземных вод (согласно приложению 3 программы мониторинга, стр.64);журнала учета водоотбора, дебита скважины и температуры подземных вод (согласно приложению 4 программы мониторинга, стр.66);журнала контроля санитарного и технического состояния водозаборных сооружений; опытного выпуска из скважины (<данные изъяты> программы мониторинга); журнала газового фактора (согласно приложению 12 программы мониторинга, стр<данные изъяты>); учета фактических потерь отработанных минеральных вод от прокачек, промывок при дезинфекциях и ремонтных работах (стр.<данные изъяты> Технологической схемы),
- не обеспечено на <адрес> месторождения по эксплуатационным скважинам № ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4. «Журнал учета водоотведения средствами измерений»;
- не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации;
- не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;
- не обеспечено в установленный законном срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Бугунтинскому участку Ессентукского месторождения.
Представитель ФС по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о рассмотрении жалобы на постановление. Сведений относительно уважительности причин не явки суду нее сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. Суд считает возможным рассмотреть жалобу на постановление в отсутствие представителя административного органа.
Выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, изучив материалы дела по жалобе, приняв к обозрению и исследовав административный материал в отношении ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ», судья приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 29.11 КРФ об АП, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КРФ об АП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 КРФ об АП, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3№ вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Копия указанного постановления получена обществом ДД.ММ.ГГГГ. Жалоба подана в суд ДД.ММ.ГГГГ (штемпель на почтовом конвенте) и зарегистрирована в канцелярии суда ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок на подачу настоящей жалобы не пропущен.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КРФ об АП, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 1.6 КРФ об АП, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 24.1 КРФ об АП, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КРФ об АП, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.11 КРФ об АП, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КРФ об АП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Как следует из материалов дела, во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № № Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО9, осуществляющего деятельность в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Согласно Уставу (новая редакция), утверждённому протоколом собрания участников от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО13» является юридическим лицом, предметом деятельности которого является хозяйственная деятельность посредством объединения финансовых ресурсов участников Общества с целью удовлетворения общественных потребностей в товарах народного потребления и производственно-технического назначения (в первую очередь – в продуктах питания, молочных продуктах, соках и напитках), получения прибыли в интересах участников, достижения положительного социального эффекта и удовлетворения социальных потребностей работников Общества.
Право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи минеральных подземных вод на <адрес> месторождения предоставлено ФИО13 на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции Дополнения №, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Управлении по недропользованию по Ставропольскому краю (приложение 9 к лицензии) и Дополнения №, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Федеральном агентстве по недропользованию (приложение 12 к лицензии).
Первоначально право пользования недрами с целью геологического изучения и последующей добычи минеральных вод было предоставлено ФИО23 по итогам открытого конкурса (лицензия №, со сроком действия от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ). В 2004 году лицензия № была переоформлена на ФИО24 в связи с приобретением им имущества предприятия-банкрота пользования недр ФИО25 (лицензия № со сроком действия от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ). Лицензия № в 2010 году переоформлена с ФИО24 на ООО «КМВ-ВОДА» (лицензия №).
Лицензия № выдана Управлением по недропользованию по Ставропольскому краю, дата окончания действия лицензии – ДД.ММ.ГГГГ.
Добыча минеральных вод осуществляется двумя эксплуатационными скважинами: №-бис.
Продуктивными на минеральные воды являются нижнемеловой водоносный горизонт (скважина №), глубина залегания №. и титон-валанжинский водоносный горизонт (скважина №), глубина залегания № м.
Согласно представленным паспортам скважины № пробурены в 1986 году.
По результатам проведения проверки, должностным лицом установлено, что ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ» допущено нарушение требований: ст. 7, п. 1, п.2, п.3, п.4, п. 10 ч. 2. ст. 22, ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 23, ст. 23.2, ст.27 Закона Российской Федерации «О недрах» от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 5, п. 12, п. 33 Приказа Минприроды России «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод» от ДД.ММ.ГГГГ№; пп. «в», «з» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№; Приказ Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением геолого-разведочных работ»; п. 7, 8 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ (действующий до ДД.ММ.ГГГГ), п. 3, п. 5, п. 6 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» от ДД.ММ.ГГГГ№.
ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ», являясь юридическим лицом, допустило пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами №, а именно допущены следующие нарушения:
- не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами № горноотводной акт от ДД.ММ.ГГГГ№;
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод на <адрес>;
- не обеспечено выполнение требований Технологической схемы разработки <адрес> месторождения минеральных вод в части соответствия проектным решениям обвязки эксплуатационных скважин, расположение контрольно-измерительной аппаратуры и наличие линии, предназначенных для сброса и ведущих от обвязки скважин к подземным трубопроводам;
- не обеспечено в соответствии с Технологической схемой сбор всей документации по наблюдательной скважине №, расположенной в пределах первого пояса ЗСО и обращение в территориальный орган Росприроднадзора по вопросу проведения обследования в целях определения ее технического состояния для последующих выводов о ее использовании, консервации или ликвидации;
- не обеспечена разработка и утверждение проекта округа горно-санитарной охраны <адрес> месторождения и получение необходимых экспертиз и согласований;
- не обеспечен пересмотр и уточнение согласованных уровней добычи при изменении фактического уровня добычи по сравнению с согласованным более чем на 20% не менее трех лет подряд;
- не обеспечено в соответствии с программой мониторинга подземных вод и Технологической схемой на <адрес> месторождения ведение (журнала мониторинга пьезометрического уровня подземных вод (согласно приложению 3 программы мониторинга, стр.64);журнала учета водоотбора, дебита скважины и температуры подземных вод (согласно приложению 4 программы мониторинга, стр.66);журнала контроля санитарного и технического состояния водозаборных сооружений; опытного выпуска из скважины (стр.75,76 программы мониторинга); журнала газового фактора (согласно приложению 12 программы мониторинга, стр.77); учета фактических потерь отработанных минеральных вод от прокачек, промывок при дезинфекциях и ремонтных работах (стр.174 Технологической схемы),
- не обеспечено в соответствии с программой мониторинга подземных вод и Технологической схемой на <адрес> месторождения: исследование минеральных вод на содержание следующих показателей: литий, гидросульфид, карбонат, органический углерод, стронций, карбонат, сероводород общий, мышьяк, общая жесткость в рамках сокращенного анализа вод;в рамках полного химического анализа воды исследование минеральных вод по содержанию бериллия. Кроме того, привлекаются организации, не аккредитованные на выполнение исследований воды по показателям калий и натрий (АО «Кавминкурортресурсы») и карбонат (ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России);
- не обеспечено на <адрес> месторождения по эксплуатационным скважинам №, №-бис ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4. «Журнал учета водоотведения средствами измерений»;
- не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации;
- не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;
- не обеспечено в установленный законном срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Бугунтинскому участку Ессентукского месторождения.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО28» был составлен протокол об административном правонарушении № по ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Требования к содержанию лицензии установлены в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 315.
Согласно пп. 3, пп. 6 п. 24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.
В соответствии со ст. 7 Закона «О недрах», после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
В ст. 7 Закона О недрах не указано, что пользователь недрами обязан включать в неотъемлемые части лицензий какие-либо документы. Требования нормы данной статьи детализированы в Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых №), утв. Постановлением МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N 56 и Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ N 58 (в ред. Приказа Ростехнадзора и МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N №) – утратила силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 4 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (утв. Министерством природных ресурсов Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 56, Госгортехнадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ N №, шифр №) при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора.
В предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки и геологического изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геологоразведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.
Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Согласно п. 28 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых указано, что в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы.
В соответствии с п. 29 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, составляются в трех экземплярах, подписываются руководителем органа Ростехнадзора или его заместителем и скрепляются печатью.
В пункте 30 Инструкции регламентировано, что первые экземпляры документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, передаются пользователю недр, вторые экземпляры этих документов хранятся в органе Ростехнадзора, а третьи экземпляры передаются органом Ростехнадзора в соответствующий территориальный орган МИР России.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, Инструкцией определено, что материалы горноотводного акта представляются в соответствующий территориальный орган МПР России (в рассматриваемом случае это Кавказнедра) органом Ростехнадзора.
Законодательством Российской Федерации не определено, кем именно документы, удостоверяющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, так же не регламентирован порядок включения. Так же законодательством не установлено, что горноотводной акт должен быть перечислен в составе приложений к лицензии на право пользования недрами.
Таким образом, нарушение, вмененное в постановлении, в виде не приобщения в установленном порядке к лицензии на пользование недрами № горноотводного акта от ДД.ММ.ГГГГ№, является необоснованным и подлежит исключению.
Что касается не обеспечения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнения переоценки запасов минеральных подземных вод на Бугунтинском участке Ессентукского месторождения, прихожу к следующему.
По условиям лицензионного соглашения к лицензии № на право пользования недрами для геологического изучения с последующей добычей минеральных вод из скважин на Бугунтинском участке переоценку запасов надлежало провести в срок до 01.06.2020г. (Дополнения от ДД.ММ.ГГГГ).
Однако, в соответствии с Дополнениями № (зарегистрировано МПР России ДД.ММ.ГГГГ.) в лицензию внесены изменения в части установления срока переоценки запасов до 01.06.2021г. Данному внесению изменений в лицензию предшествовало заседание Федерального агентства по недропользованию по переоценке запасов минеральных подземных вод <адрес> (протокол б\н от ДД.ММ.ГГГГ – приложение №), на котором обсужден вопрос текущего состояния проведения работ по переоценке запасов минеральных подземных вод указанных месторождений. На заседании была установлена необходимость, вследствие объективных причин, внесение изменения сроков в условия пользования недрами. Недропользователям рекомендовано в частности (п. 3) подготовить и представить в установленном порядке комплект заявочных материалов на внесение изменений и дополнений в условия пользования недрами в части корректировки сроков проведения переоценки запасов минеральных подземных вод.
Обществом направлено обращение в Роснедра по вопросу перенесения сроков переоценки запасов, что подтверждается заявкой на внесение изменений к лицензии №, на которое от Федерального агентства по недропользованию получен ответ № № от ДД.ММ.ГГГГ (приложение №), письмом исх. № отДД.ММ.ГГГГ (приложение №) в Роснедра были направлены предложения по изменениям и дополнениям к лицензиям, на которое получен ответ № № (приложение №) о нецелесообразности внесения предложенных изменений.
Письмом Федерального агентства по недропользованию № от ДД.ММ.ГГГГ (приложение №) в адрес общества были направлены Дополнения к лицензии, которые были обществом рассмотрены и направлены в агентство (исх. №№ от ДД.ММ.ГГГГ и 259 от ДД.ММ.ГГГГ – приложение №№).
По итогам рассмотрения агентством ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано Дополнение № к лицензии, которым внесены изменения в Дополнение, а именно: установлен срок переоценки запасов и проведение из государственной экспертизы в срок до 01.06.2021г., в течение года после утверждения запасов минеральных вод подготовить дополнение к техническому проекту разработки месторождения минеральных подземных вод и представить на согласование в установленном порядке.
Подрядной организацией (МГУ им. ФИО5) в соответствии с условиями договора № от ДД.ММ.ГГГГ. (приложение №) были проведены работы по переоценке запасов минеральных вод, которые были завершены в установленный срок.
Следовательно, судья соглашается с доводами жалобы в указанной части, данное нарушение подлежит исключению.
Что касается нарушения в виде не обеспечения выполнения требований Технологической схемы разработки Бугунтинского участка Ессентукского месторождения минеральных вод в части соответствия проектным решениям обвязки эксплуатационных скважин, расположение контрольно-измерительной аппаратуры и наличие линии, предназначенных для сброса и ведущих от обвязки скважин к подземным трубопроводам, прихожу к следующему.
Во исполнение п.7.21 лицензии № (дополнение к лицензии от ДД.ММ.ГГГГ) владельцем лицензии разработана, утверждена ДД.ММ.ГГГГ Технологическая схема разработки <адрес> месторождения минеральных вод, которая согласована протоколом заседания ЦКР Роснедр по МПВ и ПС (секции подземных вод) от ДД.ММ.ГГГГ№.
Утвержденная и согласованная в установленном порядке Технологическая схема является нормативным документом, обязательным к исполнению для ФИО13», эксплуатирующим участок месторождения (стр. 12 Технологической схемы).
В рамках натурного обследования проведенного ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение Технологической схемы разработки <адрес> месторождения минеральных вод обвязка эксплуатационных скважин, расположение контрольно-измерительной аппаратуры не соответствует проектным решениям:
Скважина №. В соответствии с технологической схемой (<данные изъяты>) «крестовина» оснащается манометром и датчиком давления, задвижкой на которой устанавливается шаровый кран для дезинфекции оголовка скважины. При фактическом осмотре узел задвижка-кран отсутствует, также на обвязки установлен электронный термометр, отсутствующей в технологической схеме (фото 19).
Кроме того, в технологической схеме (стр. 87 и перспективной схемой прил. 11, прил. 1) указано, что воды, используемые в промывке оголовка скважины и минералопровода должны отводится из надкаптажных сооружений посредством подземного трубопровода. При визуальном осмотре линия, предназначенная для сброса и ведущая от обвязки скважины №-бис к подземному трубопроводу отсутствует (фото 17, 19, 22).
Скважина №. В соответствии с технологической схемой (<данные изъяты>) «крестовина» оснащается манометром и датчиком давления, задвижкой на которой устанавливается шаровой кран для дезинфекции оголовка скважины. При фактическом осмотре узел задвижка-кран отсутствует, также на месте указанном в Технологической схеме отсутствует кран шаровой для отвода сточных вод. В дополнение на обвязки установлен электронный термометр, отсутствующий в технологической схеме (фото 21).
Кроме того, в технологической схеме (<данные изъяты>) указано, что воды, используемые в промывке оголовка скважины и минералопровода должны отводится из надкаптажных сооружений посредством подземного трубопровода. При визуальном осмотре линия, предназначенная для сброса и ведущая от обвязки скважины № к подземному трубопроводу отсутствует (фото 17,21, 22).
Пункт со смесительным блоком. Схема смесительного блока в технологической схеме приведена на стр. <данные изъяты>). При фактическом осмотре установлено, что на выходе смесительного блока установлен водосчетчик, отсутствующий на указанной схеме (фото 23).
Таким образом, данное нарушение правомерно вменено обществу и не подлежит исключению.
Что касается нарушения в виде не обеспечения разработки и утверждения проекта округа горно-санитарной охраны Бугунтинского участка Ессентукского месторождения и получение необходимых экспертиз и согласований, оно подлежит исключению, поскольку эксплуатируемый обществом <адрес>, расположены в пределах <адрес>, утвержденных приказом ГКЗ Роснедра № от ДД.ММ.ГГГГ. Округ горно-санитарной охраны курортов КМВ утвержден Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и недропользователям необходимо разработать проекты первой и второй зон участков входящих в существующий округ горно-санитарной охраны курортов КМВ.
Данное обстоятельство подтверждается письмом Федерального агентства по недропользованию направленным недропользователю ООО «Холод-розлив» исх. № №. (приложение №) в ответ на письмо ООО «Холод-розлив» № от ДД.ММ.ГГГГ. (Приложение №).
Заявителем в 2009 г. разработан Проект "Организация зоны санитарной охраны водозабора на <адрес> месторождения минеральных вод» и в 2012 году Дополнение к Проекту (приобщен к материалам дела).
Относительно не обеспечения пересмотра и уточнения согласованных уровней добычи при изменении фактического уровня добычи по сравнению с согласованным более чем на 20% не менее трех лет подряд, судья соглашается с доводами жалобы по следующим основаниям.
Действительно, данное нарушение было выявлено ранее, при проведении проверки Департаментом Росприроднадзора по СКФО в 2018 г., в ходе которой выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ (приложение №) – Выполнять пункты 5.4, 5.5. и 5.6. Лицензии №, которое не исполнено до настоящего времени, ввиду выполнения Заявителем в 2018 – 2021 г.г. переоценки запасов Ессентукского месторождения. В отношении общества были проведены внеплановые проверки по контролю исполнения ранее выданного предписания, в ходе которых устанавливалось неисполнение указанного предписания, выданы новые предписания: № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ г. и № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (Приложение №
В настоящее время ввиду окончания проведения обществом переоценки запасов <адрес> месторождения, будет получен протокол ГКЗ Роснедра, утверждена новая технологическая схема, внесены изменения в лицензионное соглашение, которым п. 5.5. будет скорректирован и\или исключен.
Выявление указанного нарушения данной проверкой, в тот период, когда у заявителя имеется предписание, срок устранения допущенных нарушений по которому не истек, создает правовую неопределенность для контролируемого лица и не согласуется с ранее выданным предписанием.
Таким образом, указанное нарушение вменено должностному лицу необоснованно и подлежит исключению.
Что касается нарушения в виде не обеспечения в соответствии с программой мониторинга подземных вод и Технологической схемой на <адрес> месторождения ведения (журнала мониторинга пьезометрического уровня подземных вод (согласно приложению 3 программы мониторинга, стр.64); журнала учета водоотбора, дебита скважины и температуры подземных вод (согласно приложению 4 программы мониторинга, стр.66); журнала контроля санитарного и технического состояния водозаборных сооружений; опытного выпуска из скважины (стр.75,76 программы мониторинга); журнала газового фактора (согласно приложению 12 программы мониторинга, стр.77); учета фактических потерь отработанных минеральных вод от прокачек, промывок при дезинфекциях и ремонтных работах (стр.174 Технологической схемы), оно подлежит исключению в силу следующего.
В соответствии с Программой ведения мониторинга подземных вод <адрес> участка от ДД.ММ.ГГГГ г. по каждой эксплуатационной скважине ведется журнал мониторинга, в котором собран весь комплекс журналов по перечисленным работам (раздел 5 ведение документации и отчетности по результатам мониторинга подземных вод, стр. 41). Ввиду чего, все перечисленные параметры (пьезометрический уровень, водоотбор, газовый фактор, технологические потери) определяются в ходе гидрогеологического мониторинга и заносятся в данный журнал, который был представлен при проведении проверки, что подтверждается актами приема-передачи документов от ДД.ММ.ГГГГ. (Приложение №№
- журналы режимных наблюдений по каждой скважине были представлены при проведении проверки, что подтверждается актом приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ
- между ООО «КМВ-вода» и ООО «Буровая техника» ежегодно заключается договор на обслуживание скважин общества, результаты контроля санитарного и технического состояния водозаборных сооружений заносятся в соответствующие акты, которые подписываются представителем ООО «Буровая техника» и представителем ООО «КМВ-вода». Данные акты были предоставлены при проведении проверки, что подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ
- журнала газового фактора, был предоставлен при проведении проверки, что подтверждается актом приема-передач от ДД.ММ.ГГГГ
- ссылка на стр. 174 Технологической схемы некорректна, поскольку не отражает зафиксированное нарушение (стр. 174 содержит копию дополнительного соглашения к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.), в связи с чем данное нарушение подлежит исключению из акта проверки. Учет фактических потерь ведется по разнице объема добытой воды и отпущенной в автоцистерны по приборам учета и фиксируется ежемесячно.
Что касается нарушения в виде не обеспечения на <адрес> месторождения по эксплуатационным скважинам № ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4. «Журнал учета водоотведения средствами измерений», оно также подлежит исключению в силу следующего.
На дату выявления данного нарушения Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» – утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 903 (введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ) утвержден «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» (далее – приказ Минприроды №).
В приказе Минприроды № отмечено следующее: «Порядок разработан в соответствии с пунктом 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 219, и регулирует отношения, возникающие при ведении собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества и представлении сведений такого учета в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов».
Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ: водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Однако, скважину – нельзя отнести к водному объекту, так как это не водоем.
Кроме того, в соответствии с п.2 Приказа Минприроды №: «Обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод».
В свою очередь – право пользования водным объектом предоставляется в соответствии со ст. 9 Водного кодекса РФ: «юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах».
Часть 5 ст. 5 Водного кодекса РФ гласит: К подземным водным объектам относятся:1) бассейны подземных вод; 2) водоносные горизонты.
Общество в государственном водном реестре как пользователь поверхностного водного объекта не зарегистрирован, ведет работы в соответствии с условиями лицензионного соглашения. В соответствии с п. 7.3 которого, ведет учет добываемой минеральной воды и всех параметров, разрабатываемого месторождения в соответствии с существующими инструкциями и представляет данную информацию организациям, ведущим госмониторинг геологической среды (постоянно); в соответствии с п. 7.11 представляет распорядителю недр на бумажном и электронном носителях ежеквартально в течение 10 дней по окончании квартала информационный отчет о результатах мониторинга подземных вод. Распорядитель недр по взаимной договоренности с владельцем лицензии определяет формы, содержание и периодичность дополнительной отчетности, представляемой ему.
Результаты учета добываемой минеральной воды передаются ежеквартально в Департамент недропользования по СКФО. Сведения об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) ежегодно передаются в Кубанское бассейновое водное управление (приложение №, 22, 23).
Вместе с тем, лицензионным соглашением ведение учета журналов по формам 1.2. и 1.4. не предусмотрено.
Относительно не обеспечения в установленном порядке предоставления эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации, судья соглашается с доводами жалобы.
Представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О недрах», приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ и приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, подлежит интерпретированная и первичная геологическая информация о недрах, отражающая конкретные результаты, полученные в итоге завершенных работ на участке недр или их самостоятельного этапа.
Паспорт скважины не входит в перечень первичной и интерпретированной геологической информации о недрах, предусмотренный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 555 "Об утверждении перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых.
Пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.
На основании лицензионных соглашений и дополнений к ним, лицензий на недропользование №, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. по данным ведения мониторинга необходимо выполнить переоценку запасов поземных минеральных вод на Ессентукском месторождении и провести их государственную экспертизу. Интерпретированная геологическая информация, полученная в результате этих работ, и подлежит сдаче в федеральный и территориальный фонд геологической информации в соответствии с приказом Минприроды № от ДД.ММ.ГГГГ. совестно с первичной геологической информацией (информация о режимных наблюдениях, материалы лабораторных исследований, документация скважинных исследований и испытаний и т.д.).
Данное нарушение подлежит исключению.
Что касается не обеспечения согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, оно также подлежит исключению.
Указанные потери относятся не к технологическим потерям, нормы которых утверждены технологической схемой, а к гидрогеологическим (добыча минеральных вод), возникшим в результате проведения переоценки запасов минеральных вод, с которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ уплачен налог на добычу полезных ископаемых.
Что касается не обеспечения в установленный законном срок предоставления в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Бугунтинскому участку Ессентукского месторождения, судья соглашается с доводами жалобы.
В соответствии с Указаниями по заполнению формы № "Сведения о выполнении геологоразведочных работ" и №Сведения о выполнении геологоразведочных работ по их видам и группам полезных ископаемых", предусмотренными приказом Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию Федерального статистического наблюдения за выполнением геологоразведочных работ», при проведении геологоразведочных работ подрядным способом первичные статистические данные по форме предоставляет организация, являющаяся заказчиком этих работ. В случае, когда заказчик (юридическое лицо) не является геологоразведочной организацией, первичные статистические данные формы по выполненному объему работ предоставляет подрядная организация, показывая эти работы как выполненные собственными силами.
При таком положении вывод административного органа о том, что заявителем не обеспечено в установленный законом срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по <адрес> месторождения, материалами дела не подтвержден. Данное нарушение подлежит исключению.
Согласно ст. 23.22 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 КРФ об АП.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе: главные, старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители; главные, старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители.
В соответствие с ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, судья приходит к выводу, что в действиях ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, за исключением тех нарушений, которым судьей дана оценка и они исключены.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. При рассмотрении настоящего дела не допущено нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено уполномоченным должностным лицом.
В соответствие с п.2 ч.1 ст. 30.7 КРФ об АП, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Согласно с ч. 2.2 ст. 4.1 КРФ об АП, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При указанных обстоятельствах, судья приходит к выводу, что назначение обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав лица и общего интереса, состоящего в защите общества и государства от административных правонарушений.
Следовательно необходимо снизить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КРФ об АП, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении ООО «Ессентукский завод Минеральных вод на КМВ» об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, и представление № от ДД.ММ.ГГГГ, изменить, признав незаконными и подлежащими исключению выводы о том, что ООО «Ессентукский завод Минеральных вод на КМВ» допущены следующие нарушения:
- не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами № горноотводной акт от ДД.ММ.ГГГГ№;
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод на Бугунтинском участке Ессентукского месторождения;
- не обеспечена разработка и утверждение проекта округа горно-санитарной охраны <адрес> месторождения и получение необходимых экспертиз и согласований;
- не обеспечен пересмотр и уточнение согласованных уровней добычи при изменении фактического уровня добычи по сравнению с согласованным более чем на 20% не менее трех лет подряд;
- не обеспечено в соответствии с программой мониторинга подземных вод и Технологической схемой на <адрес> месторождения ведение (журнала мониторинга пьезометрического уровня подземных вод (согласно приложению 3 программы мониторинга, стр.64);журнала учета водоотбора, дебита скважины и температуры подземных вод (согласно приложению 4 программы мониторинга, стр.66);журнала контроля санитарного и технического состояния водозаборных сооружений; опытного выпуска из скважины (стр.75,76 программы мониторинга); журнала газового фактора (согласно приложению 12 программы мониторинга, стр.77); учета фактических потерь отработанных минеральных вод от прокачек, промывок при дезинфекциях и ремонтных работах (стр.174 Технологической схемы),
- не обеспечено на <адрес> месторождения по эксплуатационным скважинам №, №-бис ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4. «Журнал учета водоотведения средствами измерений»;
- не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации;
- не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;
- не обеспечено в установленный законном срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Бугунтинскому участку Ессентукского месторождения.
Изменить наказание, назначенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 при вынесении постановления№ от ДД.ММ.ГГГГ, снизив размере административного штрафа до <данные изъяты> рублей.
Жалобу представителя ООО «Ессентукский завод Минеральных вод на КМВ» по доверенности ФИО4 – удовлетворить частично.
В остальной части старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении ООО «Ессентукский завод Минеральных вод на КМВ» об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, и представление № от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья В.В. Жукова