ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-262/2021 от 31.05.2021 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

№ 12-262/2021

43RS0002-01-2021-000981-32

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров, ул. Московская, 70 31 мая 2021 года

Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Кожевникова И.П.,

рассмотрев жалобу Шишкина Константина Сергеевича на постановление № 043/04/14.3.1-892/2020 от 26.01.2021 руководителя УФАС по Кировской области Никоновой М.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Шишкина Константина Сергеевича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 043/04/14.3.1-892/2020 от 26.01.2021 руководителя УФАС по Кировской области Никоновой М.Л., Шишкин К.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

16.02.2021 не согласившись с указанным постановлением, Шишкин К.С. обратился в суд с жалобой, указав, что рекламные вывески им использовались незначительное количество дней, после получения определения от 06.07.2020, которое получено - 14.07.2020, на следующий день их снял; жалоб со стороны потребителей или организаций-конкурентов о введении их в заблуждение или о нарушении их прав рекламой антимонопольным органом не представлено; ранее не привлекался за нарушение Закона «О рекламе», данное привлечение было впервые; пренебрежительного отношения к положениям законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности не допустил. Просит признать постановление незаконным и отменить его, применить положение статьи 2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Шишкина К.С. Стрельникова Е.С. доводы жалобы подержала в полном объеме. Просит учесть все обстоятельства дела, применить малозначительность.

Представитель УФАС по Кировской области Наумова К.А. с жалобой не согласна по доводам изложенных в возражениях и пояснила суду, что Шишкин К.С. законно и обоснованно привлечен к административной ответственности, оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушений не имеется, т.к. состав правонарушения является формальным, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий, при этом сама общественная опасность выражается в пренебрежительном отношению к исполнении. Публично-правовых обязанностей и соблюдению требований рекламного законодательства. В данном случае несоответствие рекламы алкогольной и табачной продукции требованиям законодательства о рекламе побуждает к отказу от здорового образа жизни. Данное правонарушение не является малозначительным, поскольку представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, затрагивающих охрану жизни и здоровья населения РФ.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 4 ст. 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ "О рекламе", антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

При осуществлении государственного надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства РФ о рекламе в соответствии со статьей 33 ФЗ «О рекламе» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области было установлено, что около входа в магазин разливных напитков «ICE BEERG», расположенный по адресу: г. Киров, ул. Р. Люксембург, д. 77, содержится рекламная информация следующего содержания (акт фиксации рекламы от 23.06.2020):«ПЕННОЕ. СВЕЖИЕ разливные НАПИТКИ и закуски к ним» с изображением пивной кружки, содержащей светлый пенный напиток (закреплена на растяжке ограждения магазина «ICE BEERG» с внешней стороны); «Пиво от 69 за литр» (размещена на фасаде здания в виде панно); «25 пенных прохладительных напитков. 12 заводов производителей России» с изображением стакана и кружки, содержащих; светлый пенный напиток, и бочонка (закреплена на растяжке ограждения магазина «ICE BEERG» с внутренней стороны); «Каждый понедельник 10% на все» с изображением двух кружек, содержащих пенный напиток (размещена на фасаде здания в виде панно); «Табак. Угли. Аксессуары. ICE SMOKE» с изображением кальяна (размещена на фасаде здания в виде панно).

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация следующего содержания: «ПЕННОЕ. СВЕЖИЕ разливные НАПИТКИ и закуски к ним»; «Пиво от 69 за литр»; «25 пенных прохладительных напитков. 12 заводов производителей России»; «Каждый понедельник 10% на все»; «Табак. Угли. Аксессуары. ICE SMOKE» с изображением кальяна, содержит все юридически значимые признаки рекламы: распространена около входа в магазин разливных напитков «ICE BEERG», расположенного по адресу: г. Киров, ул. Розы Люксембург, д. 77; адресована неопределенному кругу лиц, т.е. тем лицам, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации; направлена на формирование интереса и привлечение внимания потребителя к объекту рекламирования, который был определен как реализуемая магазином «ICE BEERG» алкогольная продукция (пиво) и табачная продукция на основании следующего.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон «О государственном регулировании алкогольной продукции») под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового.. спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.

Алкогольная продукция подразделяется на спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

В соответствии с п. 13.1 ст. 2 Федерального закона «О государственном;, регулировании алкогольной продукции», пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ «Технический, регламент на табачную продукцию» (далее - Федеральный закон «Технический регламент на табачную продукцию») под табаком понимается растение рода Nicotiana семейства пасленовых видов Nicotiana Tabacum, Nicotiana Rustica, возделываемое в целях получения сырья для производства табачных изделий.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» к видам табачного изделия относятся- совокупность курительных и некурительных табачных изделий, сходных по потребительским свойствам и способу потребления. К ним относятся сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак, нюхательный, насвай и другие табачные изделия.

Информация «ПЕННОЕ. СВЕЖИЕ разливные НАПИТКИ и закуски к ним» с изображением пивной кружки, содержащей светлый пенный напиток, «25 пенных прохладительных напитков. 12 заводов производителей России» с изображением стакана и кружки, содержащих светлый пенный напиток, и бочонка, а также информация «Каждый понедельник 10% на все» с изображением двух кружек в совокупности с информацией «Пиво от 69 за литр» создает стойкую ассоциацию с алкогольным напитком - пивом.

Объектный анализ размещенной текстовой информации «Табак. Угли. Аксессуары. ICE SMOKE» в сочетании с графическим изображением кальяна ассоциируется с определенным товаром - табачной продукцией.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Статья 7 Федерального закона «О рекламе» устанавливает перечень товаров, которые не подлежат рекламированию.

В соответствии с ч. 8 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Рекламная информация: «Табак. Угли. Аксессуары. ICE SMOKE» с графическим изображением кальяна нарушает требования, установленные ч. 8 ст. 7 Федерального закона «О рекламе», поскольку рекламирует реализуемые в вышеуказанном магазине табачную продукцию и курительные принадлежности.

Таким образом, вышеприведенная рекламная информация нарушает требования ч. 8 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».

На основании вышеизложенного, реклама «Табак. Угли. Аксессуары. ICE SMOKE» с графическим изображением кальяна содержит нарушение пункта 8 статьи 7 ФЗ "О рекламе".

В соответствии с частью 6 и 7 статьи 34 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспространиетель.

Установлено, что Шишкин К.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 01.06.2020.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 21.09.2020 предприниматель снят с учета 26.08.2020.

Вместе с тем в период определения содержания и распространения ненадлежащей рекламы (23.06.2020) Шишкин К.С. являлся индивидуальным предпринимателем и осуществлял предпринимательскую деятельность. Утрата лицом статуса индивидуального предпринимателя в период рассмотрения дела не свидетельствует о ликвидации стороны, участвующей в настоящем деле, и не прекращает обязательств по соблюдению требований законодательства РФ о рекламе.

Таким образом, Шишкиным К.С. были нарушены требований законодательства РФ о рекламе.

Действия Шишкина К.С. правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела об административном правонарушении № 043/04/14.3.1-892/2020.

Совокупность исследованных доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы не опровергают наличие события административного правонарушения, в действиях Шишкина К.С. субъективной стороны состава административного правонарушения, которым дана надлежащая оценка в оспариваемом постановлении.

С учетом изложенного, действия Шишкина К.С. по ч. 4 ст. 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления административного органа не имеется.

Однако, при назначении административного наказания, руководителем УФАС по Кировской области Никоновой М.Л. не учтен тот факт, что меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая характер и обстоятельства совершения административного правонарушения, небольшой масштаб рекламной кампании, включая незначительное количество времени, на которые распространялась реклама, отсутствие жалоб со стороны потребителей или иных лиц, отсутствие ранее вынесенных в отношении Шишкина К.С. постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение ФЗ « О рекламе», отсутствие пренебрежительного отношения к положениям законодательства при распространении рекламы, суд находит возможным применить положение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с применением положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи районного суда в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 подлежит отмене с прекращением производства по делу.

Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу Шишкина Константина Сергеевича удовлетворить.

Постановление № 043/04/14.3.1-892/2020 от 26.01.2021 руководителя УФАС по Кировской области Никоновой М.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Шишкина Константина Сергеевича отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Шишкину Константину Сергеевичу объявить устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья И.П. Кожевникова