... Дело № 12-2636/2014
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань 10 декабря 2014 года
Судья Вахитовского районного суда г. Казани Е.Н. Леденцова, при секретаре судебного заседания Л.Р.Нургатиной, рассмотрев жалобу ФИО4 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от ... № ... по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заместителя главы муниципального образования «...» ФИО4 о привлечении ее к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ (далее по тексту – УФАС по РТ) от ... № ... по делу об административном правонарушении, должностное лицо - заместитель главы муниципального образования «...» ФИО4 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе на постановление об административном правонарушении ФИО4 просит вышеуказанное постановление отменить как незаконное и необоснованное по следующим основаниям.
Согласно части 14 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
Мэр ... подписывает и обнародует в порядке, установленном законодательством, нормативные правовые акты, принятые Городским Советом муниципального образования ....
Отклонить принятый представительным органом нормативный правовой акт может только Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации. В соответствии с Уставом ..., Мэр города исполняет полномочия председателя Городского Совета. Действующее законодательство не устанавливает право председателя представительного органа отклонять принятые представительным органом местного самоуправления муниципальные правовые акты.
ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена, причина неявки суду неизвестна.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ считает жалобу заявителя необоснованной, подлежащей отклонению, поскольку нарушение законодательства доказано материалами дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, судом установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
Согласно части 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что решением комиссии Татарстанского УФАС России по делу ... было установлено, что МКУ «Городской Совет муниципального образования ......» допущено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части утверждения «Порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования ... на возмещение затрат, связанных с текущим содержанием, ремонтом и техническим обслуживанием автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования ... и светофорного хозяйства», согласно приложению ... к решению Городского Совета от .... ... и приложению ... к решению Городского Совета от ... №..., что исключило законно установленную возможность для участия физических и юридических лиц в размещении заказа и добросовестную конкуренцию между ними, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункту 5.2 главы 2 Порядка одним из условий предоставления субсидий является наличие договора с Исполнительным комитетом муниципального образования ... на передачу в оперативное управление, хозяйственное ведение или иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на дороги и светофорные объекты, а также соблюдение его условий.
Положение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющее порядок предоставления субсидий, не может быть применено к возникающим правоотношениям, поскольку они возникли по вопросу оказания услуг для муниципальных нужд и соответственно подлежат регулированию статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с осуществлением деятельности по решению отдельных вопросов местного значения нарушает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, заложенные в статьях 34, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Положения, содержащиеся в приложении ... к Решению Городского Совета от .... № ..., нарушают установленный законодательством Российской Федерации о размещении заказов порядок, что исключает законно установленную возможность для участия физических и юридических лиц в размещении заказа и добросовестную конкуренцию между ними.
На основании Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и в соответствии с постановлением Исполнительного комитета ... от ... ... «Об утверждении перечней муниципальных и государственных услуг» предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждения), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, включено в перечень муниципальных услуг.
Регламентом Городского Совета муниципального образования ..., утвержденным Решением Городского Совета от ... ... определен порядок принятия Городским Советом нормативных правовых актов. Проект решения и прилагаемые к нему материалы направляются на имя Мэра города, который в свою очередь направляет проект решения вместе с прилагаемыми к нему материалами в соответствующую комиссию Городского Совета. Постоянные комиссии Городского Совета принимают решение о вынесении проекта решения Городского Совета на рассмотрение очередного заседания Городского Совета.
Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и для решения вопросов местного значения Городской Совет на очередном заседании ... утвердил новый «Порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального образования ... на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с текущим содержанием, ремонтом, и техническим обслуживанием автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования ... и светофорных объектов», согласно которому субсидии предполагается предоставлять из бюджета города с целью финансового обеспечения (возмещения) претендентам затрат, связанных с выполнением работ по текущему содержанию, ремонту и техническому обслуживанию дорог и светофорных объектов на территории ....
Согласно части 1 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно статьям 1, 3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, являются муниципальными нуждами.
В соответствии с частью 4.1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг являются самостоятельными видами бюджетных ассигнований.
Подмена одного вида ассигнований другим не допустима, поскольку для каждого из них определен собственный порядок финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно части 1 статьи 10 указанного закона размещение заказа может осуществляться:
путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок предоставления субсидий, не могут быть применены к возникающим правоотношениям, поскольку они возникли по вопросу оказания услуг для муниципальных нужд и соответственно подлежат регулированию статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из статьи 2 Федерального закона от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следует, что нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с осуществлением деятельности по решению отдельных вопросов местного значения нарушает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, заложенные в статьях 34, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Несоблюдение указанного в Федеральном законе от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» порядка оказания услуг для муниципальных нужд, является нарушением названного Федерального закона, а также и норм ФЗ «О защите конкуренции», так как устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
Обязанность по соблюдению положений действующего законодательства при принятии муниципальных правовых актов возложена статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на все органы местного самоуправления, в том числе на местную администрацию.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Перечень признаков ограничения конкуренции, приведенные в пункте 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции», не носят закрытый характер.
Под государственными или муниципальными преференциями согласно пункта 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Дорожная деятельность в отношении муниципальных автомобильных дорог общего пользования, содержание иных мест общего пользования в границах поселения является вопросом местного значения, находящимся в компетенции муниципального образования «...», как органа местного самоуправления.
Приложением ... к Решению Городского Совета от ... ... был утвержден «Порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального образования ... на возмещение затрат, связанных с текущим содержанием, ремонтом и техническим обслуживанием автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования ... и светофорного хозяйства», согласно которому одним из условий предоставления субсидий являлось наличие договора с Исполнительным комитетом муниципального образования ... на передачу в оперативное управление, хозяйственное ведение или иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на дороги и светофорные объекты, а также соблюдение его условий.
Единственным хозяйствующим субъектом, отвечавшим указанным условиям являлось муниципальное унитарное предприятие ... «Предприятие Автомобильных Дорог».
Схема расходования денежных средств для решения указанного вопроса местного значения, согласно которой места общего пользования передаются в хозяйственное ведение унитарных предприятий, а данные предприятия, не имея возможности использовать данное имущество, получают субсидии из бюджета для самостоятельного выполнения всего комплекса работ по его содержанию, представляет собой неэффективное расходование денежных средств в виде предоставления преференций конкретным лицам на безконкурсной основе.
В данном случае нарушается как целевая правоспособность унитарных предприятий, так и нормы Закона о защите конкуренции по порядку предоставления преференций (статьи 19, 20), Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», обязывающие расходовать денежные средства на муниципальные нужды с использованием соответствующих конкурсных процедур.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия МКУ «Городской Совет муниципального образования ...» являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», которое выразилось в утверждения «Порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования ... на возмещение затрат, связанных с текущим содержанием, ремонтом и техническим обслуживанием автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования ... и светофорного хозяйства», согласно приложению ... к решению Городского Совета от .... ... и приложению ... к решению Городского Совета от ... №...,что исключило законно установленную возможность для участия физических и юридических лиц в размещении заказа и добросовестную конкуренцию между ними, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Татарстанским УФАС России установлено, что должностным лицом, подписавшим решение Городского Совета от .... ... «О внесении изменений в решение Городского Совета муниципального образования ... от ... ... «О бюджете муниципального образования ... на ... год и плановый период ... и ... годов» приложением ... которого утвержден «Порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального бюджета муниципального образования ... на возмещение затрат, связанных с текущим содержанием, ремонтом и техническим обслуживанием автомобильных дорого местного значения в границах муниципального образования ... и светофорного хозяйства», являлся заместитель главы муниципального образования «...» ФИО4 и действовала как должностное лицо в рамках предоставленных ей полномочий.
Согласно Уставу муниципального образования ..., в случае отсутствия Мэра города - Главы муниципального образования, его полномочия временно исполняет заместитель главы муниципального образования.
В соответствии с п.1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Таким образом, должностным лицом – ФИО4, исполнявшей на момент совершения административного правонарушения обязанности заместителя главы муниципального образования «...» допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностные лица несут ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что вина ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждается надлежащими доказательствами, постановление должно быть оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7, ч.1 ст. 14.9, 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от ... № ... по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заместителя главы муниципального образования «...» ФИО4 о привлечении ее к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Вахитовский районных суд города Казани в Верховный Суд Республики Татарстан.
...
...
Судья:Е.Н. Леденцова