№12-263/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Советского районного суда г.Воронежа Милютина С.И. (<...>),
с участием представителя ООО «Терминал-В» - генерального директора ФИО1,
рассмотрев жалобу ООО «Терминал-В» на постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области ФИО2 № 36/12-14255-19-И от 15.07.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области № 36/12-14255-19-И от 15.07.2019 юридическое лицо ООО «Терминал-В» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 130000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Терминал-В» ФИО1 обратился в Советский районный суд г.Воронежа с жалобой, в которой указал на необходимость объединения дел об административных правонарушениях, указанных в постановлениях от 15.07.2019 № 36/12-14248-19-И, № 36/12-14253-19-И, № 36/12-14255-19-И, № 36/12-14241-19-И, вынесенных ГИТ в Воронежской области в отношении юридического лица, поскольку эти постановления вынесены по итогам одной проверки при выявлении однородных нарушений трудового законодательства, выявленные нарушения квалифицированы по статье 5.27 и по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Выявленные нарушения касаются нарушений норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, совершены одним работодателем, рассмотрение дела подведомственно одному органу, постановления вынесены одним должностным лицом в один день, следовательно, по выявленным нарушениям необходимо вынести одно постановление, с назначением административного наказания в пределах санкции ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Кроме того, при назначении административного наказания административным органом не учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Все выявленные нарушения Общество устранило до вынесения оспариваемого постановления, административное правонарушение им совершено впервые, ООО «Терминал-В» согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства является субъектом малого предпринимательства, совершенное правонарушение не повлекло причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий. В связи с этим, заявитель просил назначить наказание в виде предупреждения.
Лицу, участвующему в рассмотрении дела, разъяснены права и обязанности.
Заявлений об отводе, самоотводе, ходатайств не поступило.
Оглашена жалоба генерального директора ООО «Терминал-В» - ФИО1 на постановление Государственной инспекции труда в Воронежской области № 36/12-14255-19-И от 15.07.2019 г.
В судебном заседании генеральный директор ООО «Терминал-В» - ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил в случае наличия вины во вменяемом Обществу правонарушении, снизить размер штрафа, при этом учесть количество внесенных по одной проверке постановлений, по каждому из которых взыскан штраф.
Государственной инспекцией труда в Воронежской области суду направлены письменные возражения, в которых указано, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным.
Исследовав материалы административного дела, жалобу, выслушав заявителя, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, проверки знания требований охраны труда, недопущения к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В силу ч. 1,2 ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Согласно п. 1,5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2013 № 1/29, обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.
В силу п. 2.3.1 Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
В соответствии с абз. 1, 10 п. 2.3.2 указанного Порядка, обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии с п. 3.2, 3.6, 3.7 Порядка, руководители и специалисты организаций проходят проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку. Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации (при наличии печати), проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению N 2 к Порядку.
В соответствии с положениями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Материалами дела установлено, что при проведении проверки заместителем начальника отдела - главным государственным инспектором труда ФИО2 установлены нарушения в ООО «Терминал-В» вышеприведенных норм трудового законодательства, а именно: у работодателя отсутствуют документы, устанавливающие порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников, приказ о создании соответствующей комиссии, приказы о проведении обучения по охране труда, протоколы проверки знаний требований охраны труда, удостоверения о проверке знаний требований охраны труда; к работе было допущено 19 лиц, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, в том числе и сам генеральный директор ФИО1; при приеме на работу 05.07.2018 на должность главного инженера с ФИО4 не был проведен вводный инструктаж, работодатель допустил его к работе без проведения вводного инструктажа; при переводе на другую работу на должность главного инженера 01.10.20118 с ФИО4 не был проведен первичный инструктаж на рабочем месте, работодатель допустил его к работе без проведения первичного инструктажа на рабочем месте.
Наличие данных нарушений не оспаривается.
Нарушение абз. 3 ч. 1 ст. 76, абз.8,9 ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 225 ТК РФ, п. 1.5, 2.3, 3.1-3.8 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, явилось основанием для привлечения ООО «Терминал-В» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (постановление № 36/12-14255-19-И, штраф 130000 руб.).
Помимо данного постановления, главным государственным инспектором труда ФИО2 15.07.2019 в отношении заявителя были вынесены постановления № 36/12-14248-19-И (по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ – за ненадлежащее оформление трудовых договоров, штраф 70000 руб.), № 36/12-14253-19-И (по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ – за нарушение установленных дней выплаты заработной платы, штраф -45000 руб.), № 36/12-14241-19-И (по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ – за нарушение норм трудового законодательства в области ведения и хранения трудовых книжек, принятия локальных нормативных актов, устанавливающих систему оплаты труда, штраф 35000 руб.).
Заявляя о необходимости объединения указанных административных дел в одно, с вынесением одного постановления с назначением одного наказания, заявитель указывал, что вышеуказанные постановления вынесены по итогам одной проверки при выявлении однородных нарушений трудового законодательства, выявленные нарушения квалифицированы по ст.ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ; рассмотрение дел было подведомственно одному органу. Вынесение четырех постановлений в рассматриваемом случае привело к многократному привлечению к административной ответственности за правонарушение, выявленное по результатам одной проверки, то есть за каждое нарушение законодательства о труде, что не отвечает целям и задачам административного наказания, нарушает правила назначения административного наказания в части недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
Данные доводы судья признает несостоятельными.
Согласно ч.1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Однако, в рассматриваемом случае объективная сторона указанных выше административных правонарушений отличается друг от друга, носит самостоятельный характер, правонарушения должностным лицом допущены не в результате одного действия (бездействия), в результате нескольких самостоятельных действий (бездействия), поэтому каждый из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде, образует самостоятельный состав административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, ч. 4, ч. 6 ст. 5.27, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Причем ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ содержит оговорку, исключающую применение положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ: она применяется, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, правовых оснований для объединения указанных выше административных дел в одно, с вынесением одного постановления с назначением одного наказания, не имеется.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки, вынесенным предписанием; действия (бездействие) ООО «Терминал-В квалифицированы административным органом правильно.
Вышеуказанной нормой права (ч. 3 ст. 5.27.1КоАП РФ) для юридических лиц предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Как следует из оспариваемого постановления заявителю назначено наказание в виде штрафа в размере 130000 руб.
ФИО1 в своей жалобе просил заменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение, либо снизить размер штрафа до минимального размера.
За административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не предусмотрено такого вида наказания как предупреждение.
Вместе с тем, судья считает, что имеются основания для снижения размера назначенного юридическому лицу штрафа в связи со следующим:
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как следует из текста оспариваемого постановления, административный орган при его вынесении учитывал наличие обстоятельств, смягчающих наказание - добровольное исполнение предписания, совершение административного правонарушения впервые; обстоятельств, отягчающих наказание, не установил.
Помимо этого, судья учитывает признание Обществом своей вины, принятие мер к устранению выявленных административным органом нарушений, принимает во внимание имущественное положение юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, которое может значительно ухудшиться с учетом применения по каждому из вынесенных в отношении него постановлений наказания в виде штрафа.
С учетом вышеизложенного судья полагает возможным смягчить назначенное заявителю наказание и снизить размер штрафа до 110 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области ФИО2 № 36/12-14255-19-И от 15.07.2019 г., которым юридическое лицо ООО «Терминал-В» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвернуто административному наказанию в виде штрафа в размере 130 000 руб. изменить, снизив размер назначенного штрафа до 110 000 руб.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Терминал-В» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
.
Судья С.И.Милютина