ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-263/2013 от 14.08.2013 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ                              г. Краснодар

Советский районный суд г. Краснодара в составе председательствующего: Грекова Ф.А., при секретаре: Чепурновой Е.В. рассмотрев жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» на постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» обратилось с жалобой на постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, мотивировав следующим.

Обжалуемым постановлением установлены следующие нарушения: -нарушен предусмотренный ст. 50 ТК РФ семидневный срок предоставления коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду; -в нарушение ч. 2 ст. 151 ТК РФ в пунктах 5.7.1 и 5.7.2 Положения об организации оплаты труда и стимулирования труда работников ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» доплаты за совмещение профессий, должностей, расширение зоны обслуживания или увеличения объема работы, за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника установлены в размере до 30% должностного оклада. Действующее законодательство не содержит положений, обязывающих работодателя проводить уведомительную регистрацию, а также конкретных мер ответственности за не направление коллективного договора на уведомительную регистрацию. В силу положений норм ст. 40 ТК РФ, ст. 43 ТК РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор заключается на срок не более трёх лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Коллективный договор между работодателем и профсоюзным комитетом ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» на 2013-2016 годы принят на конференции работников ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» ДД.ММ.ГГГГ и был подписан сторонами ДД.ММ.ГГГГ, в последующем, ДД.ММ.ГГГГ, был передан в Государственное казённое учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения города Краснодара» на уведомительную регистрацию. Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. Фактически, регистрация коллективного договора необходима для выявления условий, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. При этом территориальный орган Роструда не вправе требовать от сторон коллективного договора внесения в него соответствующих изменений, он лишь вправе известить представителей сторон об обнаруженных нарушениях, которые признаются недействительными и не подлежат применению. По смыслу ч. 3 ст. 50 ТК РФ территориальный орган Роструда сообщает об обнаруженных нарушениях также в государственную инспекцию труда с целью контроля за неприменением ухудшающих положение работников условий коллективного договора. В силу абзаца 2 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда полномочна выдать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений. Просит учесть, что глава 9 ТК РФ, посвященная ответственности сторон социального партнерства, не предусматривает ответственности за не направление коллективного договора на уведомительную регистрацию. Кроме того положения норм ст. ст. 5.28 - 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не содержат соответствующего состава административного правонарушения. Считает, что изложенное свидетельствует о том, что действующее законодательство РФ не содержит положений, обязывающих работодателя проводить уведомительную регистрацию, а также конкретных мер ответственности за не направление коллективного договора на уведомительную регистрацию. Нормой ст. 151 ТК РФ установлено, что совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объёма работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Положение указанной нормы заявителем исполняется в полном объёме, а именно: инициирование возложения обязанностей временно отсутствующего работника, совмещения профессий (должностей), расширение зон обслуживания возможно как работником, так и работодателем. В любом случае стороны трудового договора договариваются как о наличии возможностей совмещения профессий (должностей) без освобождения от работы, определенной трудовым договором, так и о размере доплаты. Размер доплаты устанавливается соглашением сторон трудового договора с учётом содержания (объёма) дополнительной работы с заключением дополнительного соглашения к трудовому договору. Учитывая, что работодатель, определив максимально возможный для предприятия размер дополнительной оплаты, размер не более 30%, стороны коллективного договора, при проведении подготовки проекта коллективного договора пришли к согласию включить в коллективный договор пункты 5.7.1. и 5.7.2. о том, какой максимальный размер дополнительной оплаты (до 30%) может предложить работодатель работнику к рассмотрению за возложение обязанностей временно отсутствующего работника, совмещения профессий (должностей), расширение зон обслуживания. И при наличии согласия работника конкретный размер дополнительной оплаты устанавливается соглашением сторон трудового договора с заключением дополнительного соглашения к трудовому договору. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учётом содержания и (или) объёма дополнительной работы. При этом Трудовой кодекс РФ не определяет ни минимального, ни максимального размера доплаты. Доплата может быть установлена как в твердой денежной сумме, так и в процентах к тарифной ставке (окладу) или заработной плате работника. Просит учесть, что в случае привлечения работника к выполнению дополнительных объемов работ или для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы с каждым работником заключается дополнительное соглашение к трудовому договору. В дополнительном соглашении оговариваются объёмы выполняемых работ и конкретный размер вознаграждения за их выполнение. В пунктах 5.7.1. и 5.7.2. Положения «Об организации оплаты труда и стимулирования труда работников ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», являющегося приложением к коллективному договору, определено, что до работника доводится информация о возможном максимальном размере доплаты за совмещение исходя финансовых возможностей общества. Работник имеет полное право согласиться или отказаться от выполнения дополнительных объемов работ или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы за доплату предлагаемую работодателем. Каких либо ущемлений прав работника указанными пунктами коллективного договора не предусмотрено. Помимо изложенного Положение об организации оплаты труда и стимулирования труда работников ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродук» разработано в соответствии с Порядком <данные изъяты> который принят, согласно протоколу заседания Правления ОАО «ЛУКОЙЛ» от ДД.ММ.ГГГГ № и утверждённого приказом ОАО «ЛУКОЙЛ» от №, который действует во всех дочерних обществах ОАО «ЛУКОЙЛ», в том числе и в ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» и данное обстоятельство должностным лицом учтено не было. Помимо изложенного должностным лицом так же не было рассмотрено ходатайство уполномоченного представителя о возможности освобождения ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения, по причине первичного привлечения к административной ответственности, отсутствия общественно-опасного деяния, и ограничиться устным замечанием. Кроме того, государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае при рассмотрении дела об административном правонарушении в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ не было отражено со ссылкой на действующее законодательство РФ и Трудовой кодекс РФ, какие конкретно нормы были нарушены заявителем и каким нормативно-правовым актом предусмотрено и определяется минимальный, максимальный размер доплаты. Изложенное свидетельствует о том, что обстоятельства были установлены не в полном объеме, не объективно. Помимо ранее изложенного так же просит учесть, что права, обязанности, предусмотренные ст. 25.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представителю ООО заявителя не зачитывались, что подтверждается отсутствием сведений в протоколе. Так же считает, что вменяемое в вину деяние, а именно нарушение нормы ст. 50 ТК РФ не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Нарушение срока направления коллективного договора на уведомительную регистрацию не повлекло за собой наступления каких-либо неблагоприятных последствий. Социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения между работодателем и работниками регулировались положениями коллективного договора с даты его подписания, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Просит: -постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Краснодарском крае в части нарушения ст. 50 ТК РФ признать малозначительным, освободить от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; - признать незаконным (недействительным) и отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Краснодарском крае в части нарушения ч. 2 ст. 151 ТК РФ.

В судебном заседании представители заявителя по доверенностям на удовлетворении заявленных требований настаивали. Поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Представитель заинтересованного лица по доверенности в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал. Согласно письменному отзыву, жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Заявителем нарушен предусмотренный нормой ст. 50 ТК РФ семидневный срок предоставления коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вопрос о вступлении коллективного договора в силу и ухудшение положение работников условиями коллективного договора не рассматривался. Размер доплат, в силу ч. 2 ст. 151 ТК РФ, устанавливается по соглашению сторон трудового договора, а не коллективным договором, подписанным ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 35.000 рублей.

Как следует из обжалуемого постановления, заявителем допущены следующие нарушения: -нарушен предусмотренный ст. 50 ТК РФ семидневный срок предоставления коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду; -в нарушение ч. 2 ст. 151 ТК РФ в пунктах 5.7.1 и 5.7.2 Положения об организации оплаты труда и стимулирования труда работников ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» доплаты за совмещение профессий, должностей, расширение зоны обслуживания или увеличения объема работы, за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника установлены в размере до 30% должностного оклада

Согласно ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 ст. 40 ТК РФ установлено, что коллективным договором является правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В материалах дела имеется копия коллективного договора между работодателем и профсоюзным комитетом ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» на 2013-2016годы.

Согласно содержанию протокола подписания, коллективный договор подписан от имени работодателя и профсоюзного комитета, представлявшего интересы работников, ДД.ММ.ГГГГ.

Из штампа Государственного казенного учреждения Краснодарский край «Центр занятости населения города Краснодара» следует, что правовая регистрация коллективного договора произведена ДД.ММ.ГГГГ за номером №

В соответствии с ч. 1 ст. 50 ТК РФ коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Доказательств, подтверждающих исполнение требования, установленного ч. 1 ст. 50 ТК РФ ни одной из сторон по делу не предоставлено.

Как следует из п. <данные изъяты> раздела <данные изъяты> Положения <данные изъяты> <данные изъяты>

Пунктом <данные изъяты> раздела <данные изъяты> Положения <данные изъяты>

Согласно ч. 1 ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса) –ч. 2 ст. 151 ТК РФ.

Суд соглашается с доводами представителя заинтересованного лица о том, что размер доплаты устанавливается трудовым договором.

При этом Трудовой кодекс РФ не содержит запрета на включение в условия коллективного договора доплат при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

Наличие в материалах дела копий дополнительных соглашений № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №№, № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, с конкретными работниками, содержащие сведения как о внесении изменений в трудовые договора, так и конкретный размер доплат за выполнение дополнительной работы по исполнению обязанностей временно отсутствующего конкретного работника, подтверждают выполнение заявителем по делу положений ст. 151 ТК РФ.

Кроме того, пунктами п. <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела <данные изъяты> Положения <данные изъяты>, исходя из их буквального смысла, установлены общие условия и максимально возможный размер доплат, при этом конкретный размер доплаты указанные пункты не содержат.

Доводы представителей заявителя о том, что при рассмотрении административного материала, должностным лицом не было рассмотрено ходатайство о возможности освобождения заявителя от административной ответственности, судом не принимаются, поскольку оспариваемое постановление содержит сведения о нем.

В постановлении так же отражено об отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Исследование протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ показало, что в графе «права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 и ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснены» указано «заместитель директора по персоналу ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» ФИО2», при этом отсутствуют дата и подпись.

Одновременно, графа «с настоящим протоколом об административном правонарушении ознакомлен» содержит фамилию и подпись.

Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и санкции ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одновременно, судом учитывается следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ТК РФ вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

В силу ч. 1 ст. 43 ТК РФ коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Ни одной из сторон по делу ни предоставлено доказательств, ни дано пояснений, относительно того, что допущенные заявителем нарушения повлекли за собой нарушения прав и интересов работников заявителя.

Кроме того, в материалах дела так же имеется Порядок <данные изъяты>», являющийся Приложением № к приказу ОАО «ЛУКОЙЛ» от ДД.ММ.ГГГГ № и Приложением № к протоколу заседания Правления ОАО «ЛУКОЙЛ» от ДД.ММ.ГГГГ №, исследование которого показало, что положение пункта <данные изъяты> раздела <данные изъяты> аналогично содержанию положения пункта <данные изъяты> раздела <данные изъяты> Положения об организации оплаты и стимулирования труда работников ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», согласованного и утвержденного ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание изложенное, исходя из принципов соразмерности, справедливости, с учетом размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, суд приходит к выводу о малозначительности допущенного заявителем по делу нарушения.

Согласно разъяснений, изложенных в абзаце 2 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» от 24.03.2005года №5, если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст. 30.1, 30.6 -30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» на постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить частично.

Постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение десяти суток.

Председательствующий: