№ 12-263/2016
Р Е Ш Е Н И Е
17 мая 2016 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кулинич Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
Куровского ФИО1, 22.10.1968 г. рождения, уроженца г. Калининграда, директора муниципального предприятия «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград», проживающего по адресу: <адрес>
на постановление руководителя (директора) Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от № 07-т-04-30 02.07.2015г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.6 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 07-т-04-30 руководителя Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 02 июля 2015 года директор МП «Калининградтеплосеть» Куровский Э.Н. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, поскольку лицом, вынесшим постановление было установлено, что Куровский Э.Н., являясь должностным лицом, допустил нарушение действующего законодательства в области электроэнергетики, выразившееся в том, что МП «Калининградтеплосеть» в 2014-2015 годах оказывало гаражному кооперативу «Теплоэнергетик – ТЭЦ-2» услуги по электроснабжению по тарифам, не установленным органом государственного регулирования, а также не прошло при оказании таких услуг обязательную процедуру регулирования, не представив в Службу сведения о планируемых объем потребления и о договорных объемах электроэнергии.
Не соглашаясь с данным постановлением и не признавая свою вину, Куровский Э.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеназванное постановление в связи с несоответствием выводов должностного лица фактическим обстоятельствам дела, что привело к неправильному применению закона. В обоснование жалобы указано, что электроснабжение МП «Калининградтеплосеть» осуществляется на основании договора энергоснабжения от 01.10.2011 года № 13 заключенного с ОАО «Янтарьэнергосбыт». 10.11.2003 г. МП «Калининградтеплосеть», действительно, был заключен договор на пользование электроэнергией с потребительским гаражным кооперативом «Теплоэнергетик-ТЭЦ-2». Данный кооператив в акте разграничения балансовой принадлежности, являющимся неотъемлемой частью договора между МП «Калининградтеплосеть» и ОАО «Янтарьэнергосбыт», отражен как субабонент. В обязанности МП «Калининградтеплосеть» входит через присоединенную сеть подавать электроэнергию субабоненту, а последний обязался принимать и оплачивать полученную электроэнергию. В связи с этим заявитель полагал, что гаражный кооператив приобретает электроэнергию у ОАО «Янтарьэнергосбыт», а МП «Калининградтеплосеть» только осуществляет её передачу через свою сеть. Следовательно, предприятие не осуществляет деятельности по перепродаже или поставке другим лицам произведенной или купленной электрической энергии, соответственно, не является ни гарантирующим поставщиком электрической энергии, ни энергосбытовой организацией, ни энергоснабжающей организацией по смыслу ст. 3 ФЗ от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике». Таким образом, на МП «Калининградтеплосеть» не могут распространяться требования об установлении Службой тарифа на отпускаемую электроэнергию. Гаражный кооператив возмещал предприятию стоимость полученной электроэнергии по той же самой цене, по которой её получало МП «Калининградтеплосеть» от поставщика энергии. В частности, предприятие при расчетах с субабонентом в марте 2015 года применило не тариф на электрическую энергию, установленный Службой для населения и приравненных к нему категорий потребителей в размере 3,38 руб./кВт.ч на первое полугодие, а цену в размере 2,82 руб./кВт.ч, по которой само получило электроэнергию от ОАО «Янтарьэнергосбыт».
Кроме того, податель жалобы указывал, что при вынесении обжалуемого постановления не было учтено, что согласно данным ЕГРЮЛ, потребительский гаражный кооператив «Теплоэнергетик-ТЭЦ-2» с 17.08.2006 г. признан прекратившим свою деятельность в связи с исключением из ЕГРЮЛ. Таким образом, с указанного момента договорные отношения между кооперативом и МП «Калининградтеплосеть» прекратились, а дальнейшее возмещение МП «Калининградтеплосеть» стоимости фактически полученной электроэнергии осуществлялось от членов кооператива по правилам о неосновательном обогащении, как компенсация понесённых предприятием расходов по оплате этой электроэнергии ОАО «Янтарьэнергосбыт». Данное обстоятельство даже само по себе свидетельствует о том, что МП «Калининградтеплосеть» не осуществляет регулируемой деятельности в области электроэнергетики, а следовательно, его должностные лица не могут быть субъектом ответственности по ст.14.6 КоАП РФ.
Директор МП «Калининградтеплосеть» Куровский Э.Н. в судебное заседание не явился, извещён надлежаще. Его защитник по доверенности Глинская Е.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объёме по изложенным выше основаниям. Дополнительно указала, что объем электроэнергии переданный гаражному кооперативу «Теплоэнергетик-ТЭЦ-2» по электрическим сетям принадлежащим МП «Калининградтеплосеть» составляет 540 кВт.ч, что в денежном эквиваленте составляет 1 520 рублей. Ссылаясь на незначительность указанной суммы, полагает что ущерб охраняемым законом интересам не причинен, а производство по делу об административном правонарушении в отношении директора МП «Калининградтеплосеть» Куровского Э.Н. подлежит прекращению на основании п. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью.
Представитель Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее также – Служба) по доверенности ФИО2 допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснила, что оспариваемое постановление руководителя Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 02 июля 2015 года вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ, подробно мотивировано и основания для его отмены отсутствуют. Полагает, что совершенное директором МП «Калининградтеплосеть» Куровским Э.Н. правонарушение не является малозначительным. В связи с изложенным, в удовлетворении жалобы просила отказать.
Выслушав защитника лица, привлекаемого к ответственности, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 05.03.2015 г. № 07-т, в период с 12 марта по 08 мая 2015 года проводилась плановая выездная проверка МП «Калининградтеплосеть» по вопросам соблюдения обязательных требований по установлению и применению регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также по соблюдению стандартов раскрытия информации за период с 2013 по 2015 годы. По результатам проверки составлен акт № 07т-01-05 от 08.05.2015 г.
В ходе проверки было установлено, что электроснабжение энергопринимающих устройств МП «Калининградтеплосеть» в 2015 году осуществлялось в соответствии с договором энергоснабжения от 01.10.2011 г. № 396, заключенным с ОАО «Янтарьэнергосбыт». В соответствии с названным договором ОАО «Янтарьэнергосбыт» подавало предприятию электрическую энергию и мощность по линиям электропередачи, указанным в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, а предприятие принимало и оплачивало потребленную электрическую энергию и договорную мощность. Согласно актам разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложениями к данному договору) в ведении МП «Калининградтеплосеть» находится электросетевое оборудование.
МП «Калининградтелосеть», в свою очередь, заключило договор на пользование электрической энергией от 10.11.2003 г. с гаражным кооперативом «Теплоэнергетик - ТЭЦ-2» (далее - также Субабонент), согласно которому взяло на себя обязательства через присоединенную сеть подавать электроэнергию Субабоненту, а последний - принимать и оплачивать потребленную электроэнергию. В соответствии с указанными договорами отпускаемая кооперативу электроэнергия должна оплачиваться по действующим тарифам.
Как следует из акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющегося приложением к указанному договору на пользование электрической энергии, энергопринимающее устройство гаражного кооперативом «Теплоэнергетик - ТЭЦ-2» присоединено к электросетевому оборудованию МП «Калининградтеплосеть». Таким образом, энергоснабжение объектов Субабонента (гаражного кооператива) осуществлялось в результате транспорта электрической энергии по электрическим сетям МП «Калининградтеплосеть».
Показания прибора учёта потреблённой электроэнергии гаражного кооператива «Теплоэнергетик - ТЭЦ-2» были предоставлены в МП «Калининградтеплосеть» за период с мая 2014 года по март 2015 года включительно, тогда же между сторонами были подписаны акт выполненных работ по факту отпуска электроэнергии и акт сверки взаимных расчётов за период с 01.01.2014 г. по 24.05.2015 г.
При этом Службой было установлено, что МП «Калининградтеплосеть» не обращалось в Службу для установления тарифов на электрическую энергию для субабонентов, и такой тариф для предприятия в части субабонента «Теплоэнергетик - ТЭЦ-2» установлен не был.
При этом с целью компенсировать понесённые им расходы в части оплаты фактически потреблённой электроэнергии предприятие выставляло субабоненту стоимость потреблённой им согласно показаниям счётчика электрической энергии.
При расчётах с гаражным кооперативом за потреблённую им электроэнергию предприятие в марте 2015 года применило не тариф на электрическую энергию, установленный Службой для населения и приравненных к ней категорий потребителей, к которым относятся и потребительские кооперативы граждан (в размере 3,38 руб./кВт.ч на первое полугодие), а цену в размере 2,82 руб./кВт.ч, установленную ОАО «Янтарьэнергосбыт» для самого МП «Калининградтеплосеть».
Данные обстоятельства Куровским Э.Н. и его защитником не оспаривались.
По данному факту начальником контрольно-правового отдела Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области 22.06.2015 г. в отношении директора МП «Калининградтеплосеть» Куровского Э.Н. составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ - нарушение установленного порядка регулирования цен и ценообразования при осуществлении подлежащей государственному регулированию деятельности.
02 июля 2015 года вынесено обжалуемое постановление.
Нарушений порядка проведения проверки соблюдения предприятием законодательства в проверяемой сфере, составления протокола об АП и вынесения обжалуемого постановления судом не установлено.
В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях должны применяться цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 23 Федерального закона № 35-Ф3 от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании должен соблюдаться основной принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов).
В соответствии с перечнем территорий, которые объединены в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности, определенным Приложением № 2 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1172 от 27 декабря 2010 года, территория Калининградской области отнесена к неценовым зонам.
Согласно п. 107 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 года, на розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия подается потребителям по ценам, определяемым в соответствии с правилами определения цен (тарифов) на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, исходя из регулируемых тарифов, установленных для соответствующей категории потребителей, и фактического объема потребления (покупки) электрической энергии и (или) мощности этого потребителя.
На основании Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением правительства РФ № 1 178 от 29 декабря 2011 года, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят, в том числе, цены (тарифы) и предельные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В соответствии с Положением о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2011 г. № 189, Служба устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Кроме этого, Служба осуществляет контроль за применением регулируемых ею цен (тарифов) в электроэнергетике с проведением проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования в электроэнергетике, в части обоснованности величины указанных цен (тарифов) в этой сфере и правильности их применения.
В рамках своих полномочий Службой приказом от 26.12.2014 г. № 171-01 э/14 установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Янтарьэнергосбыт» покупателям, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2015 год.
Кроме этого, Службой приказом от 26.11.2014 г. № 131-02э/14 установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Калининградской области на 2015 год.
Согласно приложения № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике потребительские кооперативы приравнены к населению.
Как предусмотрено п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 года, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В нарушение приведенных требований закона и п.п. 11,18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных постановлением Правительства РФ № 1178 от 29 декабря 2011 года, директор МП «Калининградтеплосеть» не обращался в Службу за установлением соответствующих тарифов, допустив осуществление МП «Калининградтеплосеть» регулируемой деятельности по энергоснабжению третьих лиц по тарифам, не установленным Службой.
То обстоятельство, что МП «Калининградтеплосеть» действительно не является сетевой организацией или гарантирующим поставщиком электрической энергии, не освобождает МП «Калининградтеплосеть» как собственника электросетевого хозяйства от обязанности по установлению тарифов при поставках электрической энергии третьим лицам в силу прямого указания п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Таким образом, судом установлено наличие в действиях директора МП «Калининградтеплосеть» Куровского Э.Н. состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Возлагая ответственность совершение вышеописанного административного правонарушения непосредственно на директора МП «Калининградтеплосеть» Куровского Э.Н. суд учитывает, что все ранее поступившие в Службу заявления и предложения об установлении цен (тарифов) подписаны именно Куровским Э.Н., а не иным работником МП «Калининградтеплосети». Доказательств наличия объективных препятствий, находящихся в е сферы контроля директора предприятия, для исполнения его обязанности соблюдать установленный порядок ценообразования, в деле не имеется.
Признание потребительского гаражного кооператива «Теплоэнергетик - ТЭЦ-2» прекратившим свою деятельность в порядке п. 2 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с августа 2006 года не свидетельствует о том, что весь объем получаемой от ОАО «Янтарьэнергосбыт» электрической энергии можно расценить как собственное потребление МП «Калининградтеплосеть» и не является основанием для освобождения от исполнения обязанности по установлению тарифа при том, что имели место фактические поставки МП «Калининградтеплосеть электрической энергии третьим лицам, в том числе потребительскому гаражному кооперативу «Теплоэнергетик - ТЭЦ-2», и осуществления в связи с этим расчетов за потребленную третьими лицами электрическую энергию по неустановленным ценам (тарифам).
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления по делу не истек, иных нарушений процедуры привлечения директора МП «Калининградтеплосеть» Куровского Э.Н. к административной ответственности судом не установлено.
Вместе с тем, суд полагает, что в данном случае имеются основания для освобождения директора МП «Калининградтеплосеть» Куровского Э.Н. от административного наказания в виду малозначительности совершенного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В рассматриваемом случае суд находит, что совершенное правонарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере ценообразования в связи с незначительным объемом поставляемой электроэнергии.
Как следует из материалов дела, потребление электроэнергии Субабонентом а период с мая 2014 года по март 2015 года составило 540 кВт.час., что в денежном выражении составило 1 520 руб. Следовательно, среднемесячное потребление электроэнергии составляет не более 50 кВт.час. При том что ежемесячное собственное потребление электрической энергии МП «Калининградтеплосеть» в денежном выражении составляет около 12 000 000 рублей.
Указанные объемы электроэнергии не могли повлиять на изменение расчета тарифа для населения, а также на величину перекрестного субсидирования, учитываемого в тарифах.
Доказательств, свидетельствующих о наличии фактической угрозы охраняемым общественным отношениям в связи с допущенным нарушением, Службой не представлено.
Суд также принимает во внимание добросовестное заблуждение руководителя Предприятия относительно того, что фактически взысканная стоимость электрической энергии, потребленной третьими лицами, является компенсацией расходов Предприятия по Приобретению электроэнергии у поставщика, в связи с чем Предприятие не осуществляло регулируемую деятельность в сфере ценообразования.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны заявителя пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, суд находит допущенное заявителем правонарушение по своему характеру малозначительным, что свидетельствует о возможности применения при рассмотрении данного дела положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения.
По мнению суда, рассмотрением дела об административном правонарушении установлением вины лица, совершившего правонарушение, в данном случае достигнуты предупредительные цели административного судопроизводства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление руководителя (директора) Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 02.07.2015 г. № 07-т-04-30 о привлечении директора муниципального предприятия «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» Куровского ФИО3 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя (директора) Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 02.07.2015 г. № 07-т-04-30 о привлечении директора муниципального предприятия «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» Куровского ФИО4 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ – отменить, производство по делу – прекратить.
Объявить директору муниципального предприятия «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» Куровскому ФИО5 устное замечание.
Копию настоящего решения направить для сведения в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2016 года.
Судья Кулинич Д.Н.