ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-263/2022 от 17.10.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0014-01-2022-004083-51

Дело № 12-263/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Тюмень 17 октября 2022 года

Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» на постановление судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 26 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

21 января 2022 года главным специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, Управление, административный орган) ФИО1 составлен протокол № 02-52 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в котором содержится указание на совершение обществом с ограниченной ответственностью «Агроторг» (далее также - ООО «Агроторг», Общество) (предприятие торговли «Пятерочка»), расположенном по адресу: <.......>, правонарушения, выразившегося в нарушении требований технических регламентов Таможенного союза, а именно:

- в отделе по реализации и изготовлению хлеба и хлебобулочных изделий осуществляется реализация продукции собственного изготовления: «Круассан сливочный». На ценнике, установленном рядом с продукцией, имеется информация: 5. КАФЕ Круассан сливочный 36 г 19.99 р/шт. Состав: мука пшеничная хлебопекарная, мука пшеничная осолодованная, мука из стабилизированного зародыша пшеницы; масло сливочное (молоко); вода; сахар; дрожжи; глютен пшеничный; соль; молоко; яичный желток; экстракт ацеролы: краситель (каротины); энзимы. Эн.цен в 100г: 374 Ккал/1560 кДж. Пищ/ц:Б.8,4,Ж.22,У,35. Срок годности 48 часа при температуре не выше +25С. В нарушение п.1 части 4.1; п. 5 части 4.9; п.6 части 4.12 статьи 4 Технического Регламента Таможенного Союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее - ТР ТС 022/2021); п. 12, п. 13 статьи 17 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее - ТР ТС 021/2011) в маркировке «Круассан сливочный» отсутствует информация: о дате изготовления, наименовании и месте нахождения изготовителя, отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; отсутствуют величины количества пищевых веществ (белков, жиров, углеводов);

- в отделе по реализации и изготовлению хлеба и хлебобулочных изделий собственного производства осуществляется реализация дефростированной хлебобулочной продукции: «Донат Карамель». На ценнике, установленном рядом с продукцией, имеется информация: Донат Карамель 62 г с нач. со вкусом карамели 49.99 р/шт. В нарушение п.1 части 4.1 п.6 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2021; п. 13 статьи 17 ТР ТС 021/2011 до потребителя не доведена информация о составе пищевой продукции, дате изготовления, дате дефростации, сроке годности, условиях хранения пищевой продукции, наименовании и месте нахождения изготовителя, показателях пищевой ценности, едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Отсутствие информации о дате и времени дефростации не позволяет оценить соблюдение сроков годности Доната Карамель нарушение п.12 статьи 17 ТР ТС 021/2011;

- в отделе по реализации и изготовлению хлеба и хлебобулочных изделий осуществляется реализация дефростированных хлебобулочных изделий собственного производства: «Донат с клубничной начинкой». Используемые сокращения на ценнике Доната с клубничной начинкой при доведении информации до потребителя не позволяют прочитать достоверную информацию. Информация о составе на ценнике не содержит информации о входящих в состав продукции растительных жирах (пальмовый); отсутствует информация на готовом изделии о дате изготовления в нарушении п.1 части 4.1 п.1, п.6 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2021. Отсутствие информации о дате изготовления не позволяет оценить соблюдение сроков годности Доната с клубничной начинкой нарушение п. 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011.

28 марта 2022 года указанный протокол об административном правонарушении и другие материалы дела были направлены в Ленинский районный суд г.Тюмени для рассмотрения по существу.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 26 апреля 2022 года ООО «Агроторг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей.

С данным постановлением не согласно ООО «Агроторг», представитель которого ФИО2 в жалобе в вышестоящий суд просит постановление судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 26 апреля 2022 года отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что при рассмотрении дела судом произведена переквалификация правонарушения, ухудшающая положение лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом мотивов для переквалификации в постановлении не приведено. Также указывает, что судом необоснованно не применена ч.5 ст.4.4 КоАП РФ, в связи с тем, что по итогам контрольного-надзорного мероприятия от 21 декабря 2021 года Управлением было составлено два протокола и Обществ вменялось нарушение одного и того Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Кроме того, полагает, что отсутствует событие административного правонарушения в действиях Общества как ч.1, так и ч.2 ст.15.12 КоАП РФ, описанных в протоколе №02-52 от 21 января 2022 года.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании объяснения представителей ООО «Агроторг» ФИО2, настаивавшей на доводах жалобы, объяснения представителя административного органа - Управления Роспотребнадзора по Тюменской области ФИО3, возражавшей против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 ст.15.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем, ввод в оборот товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи и частью 1 статьи 6.34 названного Кодекса, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Частью 2 ст.15.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи и частью 1 статьи 6.34 названного Кодекса, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Как следует из составленного 21 января 2022 года в отношении ООО «Агроторг» протокола № 02-52 и представленных с ним материалов, Обществу вменено нарушение требований Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 881 (ред. от 14.09.2018), и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 № 880, при производстве и вводе в оборот товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.

В связи с этим должностным лицом административного органа действия ООО «Агроторг» квалифицированы по части 1 ст.15.12 КоАП РФ.

Вместе с тем, судья районного суда необоснованно переквалифицировал действия Общества на часть 2 ст.15.12 КоАП РФ, которая ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Полагаю, что вопреки доводам жалобы, административным органом были представлены доказательства, подтверждающие совершение Обществом административного правонарушения.

В силу пункта 1 части 4.1 ст.4 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать, в том числе, следующие сведения: состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 указанной статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции; показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 названной статьи; единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Согласно пункту 5 части 4.9 ст.4 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011, регламентирующему общие требования к указанию в маркировке пищевой ценности пищевой продукции, количество пищевых веществ, в том числе белков, жиров, углеводов, в пищевой продукции должно быть указано в граммах или в кратных или дольных единицах указанных величин.

Согласно пункту 6 части 4.12 ст.4 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011, регламентирующему требования к способам доведения маркировки, сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, в отношении пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, а также пищевой продукции, фасование которой осуществляется организациями розничной торговли в присутствии потребителя, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции.

Пунктом 12 ст.17 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 № 880, предусмотрено, что при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.

В силу пункта 13 указанной статьи в случае если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.

В нарушение приведенных норм, маркировка находившейся в ходе проверки в магазине «Пятерочка» продукции собственного изготовления «Круассан сливочный» не содержала информации о дате изготовления, наименовании и месте нахождения изготовителя, о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; о величинах количества пищевых веществ (белков, жиров, углеводов). Маркировка дефростированной хлебобулочной продукции: «Донат Карамель» не содержала информации о составе пищевой продукции, дате изготовления, дате дефростации, сроке годности, условиях хранения пищевой продукции, наименовании и месте нахождения изготовителя, показателях пищевой ценности, едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; при этом отсутствие информации о дате и времени дефростации не позволяет оценить соблюдение сроков годности дефростированной хлебобулочной продукции: «Донат Карамель». Маркировка дефростированной хлебобулочной продукции собственного производства «Донат с клубничной начинкой» не содержала информации о входящих в состав продукции растительных жирах (пальмовый); о дате изготовления, что не позволяет оценить соблюдение сроков годности указанной продукции.

Факт совершения правонарушения подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 21 декабря 2021 года (л.д.29-31), протоколом ареста товаров, вещей документов от 21 декабря 2021 года (л.д.32-33), актом о передаче изъятых товаров, вещей на ответственное хранение от 21 декабря 2021 года (л.д.34), видеозаписью (л.д.34а), заключением эксперта № 382-ГП (л.д.36-38).

Учитывая совокупность представленных административным органом доказательств, полученных с соблюдением требований КоАП РФ, полагаю, что в действиях ООО «Агороторг» имеются признаки состава административного нарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.12 КоАП РФ.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Общество было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается уведомлением о составлении протокола от 22 декабря 2022 года (л.д.12), направленным заказным письмом с уведомлением (л.д.14), отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80099767012353 (л.д.15-16).

В связи с тем, что представитель Общество не явился для составления протокола, протокол обоснованно составлен 21 января 2022 года в отсутствие указанного лица, что соответствует положениям ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ. При этом копия протокола направлена юридическому лицу заказным письмом с уведомлением 24 января 2022 года (л.д.8, 9, 10-11).

В силу части 3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Полагаю, что с учетом установленных по делу обстоятельств, характера совершенного правонарушения, степени его общественной опасности, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и обстоятельств, смягчающих административную ответственность, Обществу с ограниченной ответственностью ООО «Агроторг» необходимо назначить по ч.1 ст.15.12 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией данной статьи, а именно, в размере 50000 руб.

При этом оснований для применения по настоящему делу положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.15.12 КоАП РФ, не имеется, поскольку минимальный размер административного штрафа для юридических лиц по данной норме составляет пятьдесят тысяч рублей, то есть менее ста тысяч рублей.

Вопреки доводам жалобы, не усматривается оснований для назначения административного наказания по правилам части 5 ст.4.4 КоАП РФ, учитывая, что в ходе проведения проверки был выявлен факт совершения ООО «Агроторг» двух административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена разными частями статьи 15.12 КоАП РФ (часть 1 и часть 2 ст.15.12 КоАП РФ).

Принимая во внимание изложенное, полагаю, что вынесенное в отношении ООО «Агроторг» постановление судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 26 апреля 2022 года на основании п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит изменению с изложением его резолютивной части в другой редакции - Общество с ограниченной ответственностью «Агроторг» следует признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.30.1, 30.6, п.2 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 26 апреля 2022 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:

«Признать общество с ограниченной ответственностью «Агроторг» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Разъяснить Обществу с ограниченной ответственностью «Агроторг», что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, должен быть представлен в Ленинский районный суд города Тюмени.

Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель платежа: УФК по Тюменской области, г.Тюмень

(Управление Роспотребнадзора по Тюменской области)

Отделение Тюмень Банк России

р/счет: <***>

корреспондентский счет: 40102810945370000060

БИК: 017102101, ИНН: <***>, КПП: 720301001,

ОКТМО: 71 701 000,

КБК: 141 116 01 151 01 0012 140

УИН: 14100000000004786034