Дело № 12 - 264/18 04 июня 2018 г.
РЕШЕНИЕ
Судья Куйбышевского районного суда города Санкт-Петербурга
ФИО1,
с участием защитников Жира С.Л. –Маркеловой Л.А. (доверенность от 02 октября 2017 г. ), Черненко Е.А. ордер А№ 1749939 от 27.03.2018 г., доверенность от 02 октября 2017 г. ),
представителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО – ФИО2(доверенность от 25.04.2018г.),
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Жира С.Л. – Черненко Е.А. на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу № 04-10/05-2/1 от 20.03.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Агентство Арго-недвижимость» Жира С.Л., проверив материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «Агентство Арго-недвижимость»
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу ( далее - МРУ Росфинмониторинга по СЗФО) о назначении административного наказания № 04-10/05-2/1 от 20.032018 г. генеральный директор ООО «Агентство Арго-недвижимость» (далее ООО «АН АРГО-Н») Жир С.Л. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.
В установленный законом срок 29.03.2018 г. защитником Жира С.Л. – Черненко Е.А. была подана жалоба об отмене указанного постановления, из которой следует, что с вынесенным постановлением Жир С.Л. не согласен, поскольку ООО «АН АРГО-Н» не оказывает посреднические услуги, в связи с чем не подлежит контролю в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2011 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ).
Проверив материалы дела в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ), изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав защитников генерального директора ООО «АНАРГО-Н», представителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО, судья приходит к следующим выводам.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом N 115-ФЗ, статья 5 которого относит организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
В силу положений статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе: организация и осуществление внутреннего контроля; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ, примечанию к ней должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.
Как следует из постановления должностного лица ООО «АНАРГО-Н», является субъектом Федерального закона N 115-ФЗ, что подтверждается присвоенным кодом ОКВЭД 68.31- деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе, а также п. 3.1. Устава Общества – деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе.
В связи с изложенными обстоятельствами в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) на общество и его должностных лиц распространяются все обязанности, установленные ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Приказом и.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО от 22.01.2018 года N 18-04-02/П назначена проверка по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в отношении ООО «АНАРГО-Н» в период с 22.01.2018 года по 10.02.2018 год за период с 14.04.2017 года по 31.12.2017 год.
По результатам проведения проверки был составлен акт проверки N 3 от 20.02.2018 года, которым установлено, что в нарушение Федерального закона N 115-ФЗ Обществом не предприняты меры по постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по СЗФО; в Обществе не разработаны и не утверждены правила внутреннего контроля; не назначено лицо, ответственное на реализацию правил внутреннего контроля; с учетом назначения на должности, сотрудников обязанных проходить обучение в форме целевого инструктажа на момент проведения проверочных мероприятий в Обществе не установлено; сотрудников, обязанных также проходить обучение в формах вводного и дополнительного инструктажа в Обществе в проверяемом периоде не было; с учетом того, что Общество не состояло на учете в Росфинмониторинге, у Общества отсутствовал личный кабинет на портале Росфинмониторинга, информация о проверках в соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 7 в уполномоченный орган в установленном порядке Обществом не направлялась. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом требований законодательства о противодействии легализации отмыванию доходов и финансирования терроризма, в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшем непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, возникают подозрения, что ин осуществляются в целях легализации (отмывания)доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.
Организация и осуществление внутреннего контроля рассматривается как целостная система, направленная на своевременное выявление операций, подлежащих обязательному контролю, а также операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма.
Отсутствие в Обществе разработанных и утвержденных правил внутреннего контроля, соответствующие действующему законодательству, отсутствие прохождения должностными лицами организации обязательного обучения в форме целевого инструктажа привело к объективной невозможности организации в Обществе внутреннего контроля в соответствии с нормами законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ)
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 20.02.2018 протокола и вынесения 20.03.2018 оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, допущенное должностным лицом Общества, которым является генеральный директор Жир С.Л., выразилось в следующем:
Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.
Датой и местом совершения административного правонарушения являются: 20.02.2018 года 15 часов 00 минут по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр. д. 73 лит.А, пом. 6Н, оф. 204.
Вина юридического лица характеризуется и вызвана неосторожными действиями должностного лица - генерального директора Общества. Вина должностного лица - генерального директора Общества Жира С.Л. в совершении правонарушения характеризуется неосторожностью.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и виновность Жира С.Л. в его совершении подтверждены помимо постановления N № 04-10/05-2/1 от 20.032018 г. по делу об административном правонарушении, совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: уставом ООО «АН АРГО-Н»,решением учредителя ООО «АН АРГО-Н» от 07.04.2017 о создании предприятия в форме ООО «Агентство Арго-Недвижимость» и назначении на должность генерального директора Жира С.Л.; листом записи ЕГРЮЛ в отношении ООО «АН АРГО-Н»; свидетельством о постановке на налоговый учет ООО «АН АРГО-Н»,; приказом о вступлении в должность генерального директора ООО «АН АРГО-Н»; требованием о предоставлении документов и информации руководителю ООО «АН АРГО-Н», актом проверки; протоколом об административном правонарушении; а также иными материалами дела исследованным в судебном заседании.
Таким образом, обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности Жира С.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
При рассмотрении дела фактические и юридически значимые обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными при рассмотрении об административном правонарушении и получившими правильную юридическую оценку, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом не были нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости должностного лица, в материалах дела не имеется, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Жира С.Л., по делу не усматривается.
Доводы стороны защиты о том, что ООО «АН АРГО-Н» не являлось стороной сделки, при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, в связи с чем не является субъектом Федерального закона N 115-ФЗ, не может быть принят судом во внимание ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, которые совершались их клиентами.
Исходя из данного положения Федерального закона N 115-ФЗ очевидно, что Общество не должно в обязательном порядке являться стороной сделки или действовать по доверенности, а достаточно оказания услуг, результатом совершения которых является переход права собственности на недвижимое имущество клиента, то есть Общество должно содействовать совершению сделки клиентом, при этом, совершенно не обязательно являться стороной данной сделки.
Таким образом, Обществом не должны непосредственно и самостоятельно проводиться операции с имуществом и денежными средствами, поскольку Общество должно выявлять и фиксировать операции, проводимые его клиентами.
Пунктом 9 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе (Росфинмониторинге).
К числу таких организаций статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ отнесены организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
При этом указания в Уставе и присвоенного кода ОКВЭД 68.31- деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе достаточно для признания организации в качестве субъекта Закона № 115-ФЗ.
Вместе с тем, на учете в МРУ Росфинмониторинга по СЗФО ООО «АН АРГО-Н» не состоит.
Изложенные в жалобе доводы не влекут изменения или отмену назначенного Жиру С.Л. административного наказания, поскольку оно назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, совершение правонарушения подобного рода впервые, степени общественной опасности правонарушения и возможности создания существенной угрозы охраняемым общественным отношениями, данных о личности Жира С.Л., характера совершенного им правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Наказание является справедливым.
Согласно статье 1 Федерального закона N 115-ФЗ, названный Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства.
Предусмотренные статьей 15.27 КоАП РФ правонарушения посягают на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также то, что у руководителя Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, но руководителем Общества не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, при назначении наказания должностным лицом Управления обоснованно назначена штрафная санкция по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Назначенное наказание соответствуют принципу справедливости и соразмерности наказания совершенному правонарушению.
Суд не усматривает каких-либо нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи, либо состоявшегося по делу постановления должностного лица.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление должностного лица является законными и обоснованным, оснований для его или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7,КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу № 04-10/05-2/1 от 20.03.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Агентство Арго-недвижимость» Жира С.Л. оставить без изменения, а жалобу защитника Жира С.Л. – Черненко Е.А. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня получения копии настоящего решения.
Судья: