ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-264/18 от 13.09.2018 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 12-264/2018

РЕШЕНИЕ

г. Новороссийск 13 сентября 2018 г. Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска, Краснодарского края

Есипко С.Н., рассмотрев жалобу ООО «Транснефть - Сервис» на постановление Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ :

7 марта 2018 года ООО «Транснефть - Сервис» (далее также - Общество) был издан приказ -лс о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания в отношении капитана-спасателя буксира «Дираке» филиала ООО «Транснефть - Сервис» в порту Приморск ФИО1. Не согласившись с дисциплинарным взысканием, ФИО1 обратился в Федеральную службу по труду и занятости - Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае, территориальный орган в г. Новороссийске. По результатам проверки, проведённой государственным инспектором труда Блажко P.P., ООО «Транснефть - Сервис» постановлением от 06.08.2018 Б/210 было признано виновным в совершении административного нарушения предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде предупреждения.

На указанное постановление заявителем подана жалоба, в обоснование которой указано, что, данное Постановление вынесено незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям: 1. Государственным инспектором труда превышены полномочия, предоставленные ему законодательством Российской Федерации. Анализ положений статей 356, 357 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить (Постановление Верховного Суда РФ от 02.10.2017 № 58-АД17-15). В рассматриваемом случае между Обществом и ФИО1 возник индивидуальный трудовой спор. Поскольку в ООО «Транснефть - Сервис» не имеется комиссии по трудовым спорам, данный спор подлежал рассмотрению в суде. 2. В действиях ООО «Транснефть - Сервис» отсутствует событие административного правонарушения. Согласно Приказу ООО «Транснефть - Сервис» от 07.03.2018 № 48-лс, ФИО1 был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение п. 1.6, п. 2.2.1. и п. 2.2.2. должностной инструкции. Основанием для применения дисциплинарного взыскания послужили обстоятельства, подтверждённые заключением внутреннего расследования (проверки) навигационного происшествия в порту Приморск, проведённого в период с 12.02.2018 по 20.02.2018. В результате расследования, комиссией было установлено, что 07.02.2018 в период с 07.00 МОК по 07.30 МОК в порту Приморск во время выполнения работ по обколке льда и подготовке к отшвартовке танкера «British Cumulus» старшим помощником капитана-спасателя ФИО3 совершены ошибочные действия в управлении судном, которые привели к повреждению радионавигационного оборудования судна. При этом также установлено, что в нарушение требований пунктов 4, 8 «Правила ведения судового журнала», утверждённых приказом Минтранса РФ от 10.05.2011 № 133, в судовом журнале буксира «Дираке» происшествие зафиксировано не было. В нарушение п. 5 Правил ведения судового журнала, капитан буксира «Дираке» ФИО1 дополнение по описанию обстоятельств происшедшего в судовой журнал не внёс. Кроме того, в судовом журнале отсутствуют необходимые записи, свидетельствующие о проведённом капитаном буксира «Дираке» ФИО1 инструктаже заступающей вахты, с учетом предстоящих работ по обколке льда и подготовке к отшвартовке танкера «British Cumulus». В силу статьи 61 КТМ РФ, на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу. В соответствии с требованиями ст. 392 Устава службы на судах ММФ, ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна. Нарушение требований Устава влечёт за собой дисциплинарную или иную установленную законом ответственность (ст. 3 Устава). Пунктами 2.2.1, 2.2.2 Должностной инструкцией капитана-спасателя ОУФ ООО «Транснефть - Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - ДИ) предусмотрено, что капитан-спасатель обязан осуществлять командование и управление судном, обеспечивать безопасное плавание судна и его сохранность, жизнь находящихся на нем людей и грузов, защиту и сохранность окружающей среды, а также обеспечение безопасности и сохранности технических средств, оборудования и другого судового имущества. В ходе расследования выявлено, что капитан ФИО1 допустил к управлению судном старшего помощника капитана-спасателя ФИО4 не убедившись в его профессиональных навыках управления судном вблизи навигационных опасностей. Капитаном не проводился производственный инструктаж вахты перед началом проведения работ по швартовке и отшвартовке судов с записью в судовой журнал, а также не оставлены распоряжения и особые инструкции по вахте касающиеся плавания судна (п.22.1 ч.4.1 главы 8 конвенции ПДМНВ). За невыполнение своих должностных обязанностей (п..2.2.1, п. 2.2.2. Должностной инструкции), выразившихся в недостаточной организации вахты, капитан буксира «Дираке» ФИО1 был привлечён к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Согласно выводам, изложенным в акте проверки Государственной инспекции труда в Краснодарском крае от 20.07.2018, наложение дисциплинарного взыскания неправомерно ввиду нахождения капитана-спасателя ФИО1 во время происшедшего инцидента на межвахтенном отдыхе. Данный аргумент является ошибочным, так как Государственным инспектором по труду не принято во внимание следующее : В соответствии с условиями трудового договора , заключённого между ООО «Транснефть - Сервис» и ФИО1 31.10.2013 (с учетом дополнительных соглашений к нему), ФИО1 установлен сменный режим рабочего времени, соответствующий графику сменности, утверждённому для морского буксира «Дираке». В силу п. 5.1.2.3. Правил внутреннего трудового распорядка, утверждённых в ООО «Транснефть - Сервис» 01.08.2016, одним из режимов работы плавсостава в Обществе является работа на судне продолжительностью 1 календарный месяц, с предоставлением отдыха в размере 1 календарного месяца. Согласно графику сменности буксира «Дираке» на морском судне был установлен именно такой режим работы. В частности, очередная смена ФИО1 продолжительностью 1 месяц, началась с 01.02.2018 и окончилась 01.03.2018. В период смены (в течение месяца) капитан не покидал рабочее место (буксир «Дираке»), все время находился на его борту. Как было указано выше, ошибочные действия в управлении судном, которые привели к повреждению радионавигационного оборудования, были совершены старшим помощником капитана-спасателя ФИО3. Капитан-спасатель буксира ФИО1 был привлечён к дисциплинарной ответственности как лицо, причастное к событию. ФИО1 не принял меры по обеспечению безопасности судна, не обеспечил безопасность мореплавания, надлежащую организацию вахты перед уходом на межвахтенный отдых, не обеспечил контроль соответствия вахтенной службы (статья 61 КТМ РФ, ст. 392 Устава службы на судах ММФ). Правомерность привлечения капитана судна к ответственности за ненадлежащую организацию вахты, а так же за необеспечение безопасности судна в межвахтовый отдых подтверждается, в частности, и судебной практикой, например кассационным определением СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 февраля 2012 г. по делу N 33-545/2012. Привлечение ФИО1 к дисциплинарной ответственности осуществлено в соответствии с нормами законодательства, условиями трудового договора и должностной инструкцией капитана - спасателя, следовательно, в действиях ООО «Транснефть - Сервис» отсутствует событие административного правонарушения. Согласно обжалуемому Постановлению, Общество признано нарушившим Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2018-2020 годы. Данный вывод ГИТ не подтвержден материалами дела. ООО «Транснефть - Сервис» не является стороной данного соглашения (Общество письмом от 22.03.2018 исх. № ОТНС-06/11-09/746 сообщило о своем отказе от присоединения к Соглашению). Следовательно, нормы права, содержащиеся в данном Соглашении, не распространяются на Общество.

Представитель заявителя настаивал на удовлетворении жалобы.

Государственная инспекция труда в Краснодарском крае, будучи уведомленная повесткой о времени и месте рассмотрения дела (посредством заказного письма с уведомлением о вручении), своего представителя в судебное заседание не направила.

Выслушав показания представителя заявителя, исследовав материалы настоящего дела, административного дела, судья считает жалобу подлежащей удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В судебном заседании установлено, что 7 марта 2018 года ООО «Транснефть - Сервис» (далее также - Общество) был издан приказ -лс о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания в отношении капитана-спасателя буксира «Дираке» филиала ООО «Транснефть - Сервис» в порту Приморск ФИО1.

По результатам проверки, проведённой государственным инспектором труда Блажко P.P., ООО «Транснефть - Сервис» постановлением от 06.08.2018 Б/210 было признано виновным в совершении административного нарушения предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде предупреждения.

Судья считает, что данное постановление является незаконным.

На федеральную инспекцию труда статьёй 356 Трудового кодекса Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В силу ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 381 Трудового кодекса РФ, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, признаются индивидуальным трудовым спором.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (ст. 382 ТК РФ).

Таким образом, анализ положений статей 356, 357 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить (Постановление Верховного Суда РФ от 02.10.2017 -АД17-15).

В рассматриваемом случае между Обществом и ФИО1 возник индивидуальный трудовой спор.

Поскольку в ООО «Транснефть - Сервис» не имеется комиссии по трудовым спорам, данный спор подлежал рассмотрению в суде.

Статьёй 192 ТК РФ предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель вправе применить дисциплинарные взыскания, одним из которых является замечание.

Согласно Приказу ООО «Транснефть - Сервис» от 07.03.2018 -лс, ФИО1 был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение п. 1.6, п. 2.2.1. и п. 2.2.2. должностной инструкции.

Основанием для применения дисциплинарного взыскания послужили обстоятельства, подтверждённые заключением внутреннего расследования (проверки) навигационного происшествия в порту Приморск, проведённого в период с 12.02.2018 по 20.02.2018.

В результате расследования, комиссией было установлено, что 07.02.2018 в период с 07.00 МОК по 07.30 МОК в порту Приморск во время выполнения работ по обколке льда и подготовке к отшвартовке танкера «British Cumulus» старшим помощником капитана-спасателя ФИО3 совершены ошибочные действия в управлении судном, которые привели к повреждению радионавигационного оборудования судна.

При этом также установлено, что в нарушение требований пунктов 4, 8 «Правила ведения судового журнала», утверждённых приказом Минтранса РФ от 10.05.2011 № 133, в судовом журнале буксира «Дираке» происшествие зафиксировано не было.

В нарушение п. 5 Правил ведения судового журнала, капитан буксира «Дираке» ФИО1 дополнение по описанию обстоятельств происшедшего в судовой журнал не внёс. Кроме того, в судовом журнале отсутствуют необходимые записи, свидетельствующие о проведённом капитаном буксира «Дираке» ФИО1 инструктаже заступающей вахты, с учетом предстоящих работ по обколке льда и подготовке к отшвартовке танкера «British Cumulus».

В силу статьи 61 КТМ РФ, на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

В соответствии с требованиями ст. 392 Устава службы на судах ММФ, ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна.

Нарушение требований Устава влечёт за собой дисциплинарную или иную установленную законом ответственность (ст. 3 Устава).

Пунктами 2.2.1, 2.2.2 Должностной инструкцией капитана-спасателя ОУФ ООО «Транснефть - Сервис» от 17.11.2017 № 13-00/1 (далее по тексту - ДИ) предусмотрено, что капитан-спасатель обязан осуществлять командование и управление судном, обеспечивать безопасное плавание судна и его сохранность, жизнь находящихся на нем людей и грузов, защиту и сохранность окружающей среды, а также обеспечение безопасности и сохранности технических средств, оборудования и другого судового имущества.

В ходе расследования выявлено, что капитан ФИО1 допустил к управлению судном старшего помощника капитана-спасателя ФИО4 не убедившись в его профессиональных навыках управления судном вблизи навигационных опасностей. Капитаном не проводился производственный инструктаж вахты перед началом проведения работ по швартовке и отшвартовке судов с записью в судовой журнал, а также не оставлены распоряжения и особые инструкции по вахте касающиеся плавания судна (п.22.1 ч.4.1 главы 8 конвенции ПДМНВ).

За невыполнение своих должностных обязанностей (п..2.2.1, п. 2.2.2. Должностной инструкции), выразившихся в недостаточной организации вахты, капитан буксира «Дираке» ФИО1 был привлечён к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Согласно выводам, изложенным в акте проверки Государственной инспекции труда в Краснодарском крае от 20.07.2018, наложение дисциплинарного взыскания неправомерно ввиду нахождения капитана-спасателя ФИО1 во время происшедшего инцидента на межвахтенном отдыхе.

Однако, данные выводы являются ошибочным.

В соответствии с условиями трудового договора , заключённого между ООО «Транснефть - Сервис» и ФИО1 31.10.2013 (с учетом дополнительных соглашений к нему), ФИО1 установлен сменный режим рабочего времени, соответствующий графику сменности, утверждённому для морского буксира «Дираке».

В силу п. 5.1.2.3. Правил внутреннего трудового распорядка, утверждённых в ООО «Транснефть - Сервис» 01.08.2016, одним из режимов работы плавсостава в Обществе является работа на судне продолжительностью 1 календарный месяц, с предоставлением отдыха в размере 1 календарного месяца. Согласно графику сменности буксира «Дираке» на морском судне был установлен именно такой режим работы. В частности, очередная смена ФИО1 продолжительностью 1 месяц, началась с 01.02.2018 и окончилась 01.03.2018. В период смены (в течение месяца) капитан не покидал рабочее место (буксир «Дираке»), все время находился на его борту.

Ошибочные действия в управлении судном, которые привели к повреждению радионавигационного оборудования, были совершены старшим помощником капитана-спасателя ФИО3.

Капитан-спасатель буксира ФИО1 был привлечён к дисциплинарной ответственности как лицо, причастное к событию.

ФИО1 не принял меры по обеспечению безопасности судна, не обеспечил безопасность мореплавания, надлежащую организацию вахты перед уходом на межвахтенный отдых, не обеспечил контроль соответствия вахтенной службы (статья 61 КТМ РФ, ст. 392 Устава службы на судах ММФ).

Применяя дисциплинарное взыскание в виде замечания, ООО «Транснефть - Сервис» были учтены в совокупности все обстоятельства совершения проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей капитана-спасателя буксира «Дираке».

Порядок применения дисциплинарного взыскания, предусмотренный ст. 193 ТК РФ, ООО «Транснефть - Сервис» соблюдён.

Таким образом, привлечение ФИО1 к дисциплинарной ответственности осуществлено в соответствии с нормами законодательства, условиями трудового договора и должностной инструкцией капитана - спасателя, следовательно, в действиях ООО «Транснефть - Сервис» отсутствует событие административного правонарушения.

В силу ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство полежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Таким образом, вынесенное в отношении ООО «Транснефть - Сервис» постановление об административном правонарушении должно быть прекращено в связи с отсутствием в действиях Общества события административного правонарушения предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно обжалуемому Постановлению, Общество признано нарушившим Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2018-2020 годы.

Однако, ООО «Транснефть - Сервис» не является стороной данного соглашения (Общество письмом от 22.03.2018 исх. № ОТНС-06/11-09/746 сообщило о своем отказе от присоединения к Соглашению). Следовательно, нормы права, содержащиеся в данном Соглашении, не распространяются на Общество.

При таких обстоятельствах, жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст.ст. 30.6, 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ :

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Блажко P.P., № 23/7- 4682-18-0Б/210, от 06.08.2018 г., о признании ООО «Транснефть - Сервис» виновным в совершении административного нарушения предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, - отменить, производство по делу – прекратить.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 суток.

Судья Есипко С.Н.