ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-264/19 от 08.04.2019 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Хасанова И.Р.,

с участием помощника прокурора Нижневартовского района Начарова Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – исполняющего обязанности начальника филиала БУ автономного округа «Ветеринарный центр» в Нижневартовском районе, члена межведомственной группы Никишина Ю. Н., <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

по протесту заместителя прокурора Нижневартовского района Блюмского С.М. на постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры Братищевой М.В. по делу об административном правонарушении от <дата>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Братищевой М.В. от <дата> производство по делу в отношении должностного лица – исполняющего обязанности начальника филиала БУ автономного округа «Ветеринарный центр» в Нижневартовском районе, члена межведомственной группы Никишина Ю.Н. на основании ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было прекращено в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

Заместитель прокурора Нижневартовского района Блюмский С.М. обратился в суд с протестом, в котором просит постановление отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Службу контроля ХМАО-Югры. В обоснование доводов жалобы указал, что <дата> постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры Братищевой М.В. по делу прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденном прокуратурой Нижневартовского района <дата> в отношении должен должностного лица – исполняющего обязанности начальника филиала БУ автономного округа «Ветеринарный центр» в Нижневартовском районе, члена межведомственной группы Никишина Ю.Н. по ч. 1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Постановление поступило в прокуратуру района <дата> почтовой связью, в связи с чем, срок на принесение протеста прокурором не пропущен. Производство по делу об административном правонарушении прекращено Братищевой М.В. в отсутствие правовых и фактических оснований, в связи с чем, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит отмене, дело об административном правонарушении – направлению на новое рассмотрение в Службу контроля ХМАО-Югры. Так, Братищевой М.В. в ходе подготовке к рассмотрению постановления о возбуждении дела об административном правонарушении сделан вывод об отсутствии события и состава административного правонарушения, что является не соответствующим материалам дела. В частности, Братищева М.В. делает вывод о вступлении в силу Постановления Правительства ХМАО-Югры от 27.04.2018 года №141-П «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 года №420-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» (далее – Постановление №141-п, Государственная программа) 30.04.2018 года, то есть дату опубликования в Собрании законодательства ХМАО-Югры (печатное издание). Вместе с тем, в 2018 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.2017 года № 1250 «О переносе выходных дней в 2018 году» перенесены выходные дни с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля, соответственно, 30.04.2018 года является выходным днем. Таким образом, Камлук В.В.<дата>, учитывая печатный характер издания Собрания законодательства ХМАО-Югры и выходные (праздничные) дни, не мог узнать о принятии Постановления №141-П. Следовательно, Постановление №141-П вступило в законную силу 03.05.2018 года – первый рабочий день после выходных (праздничных) дней и официальное опубликование Постановления №141-П на официальном сетевом издании www.pravo.gov.ru. Кроме того, Порядок предоставления субсидии, установленный государственной программой, предусматривает отчетный период – месяц, с предоставлением получателя субсидии не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, всех необходимых документов для выплаты субсидии. Учитывая, что дни с <дата> по <дата> являлись выходными (праздничными), и администрация района не работала в указанные дни, ИП Камлук В.В. физически не мог предоставить документы для выплаты субсидии ранее <дата>. Таким образом, считает, что Братищевой М.В. сделан неправильный вывод о вступлении в законную силу Постановления -п, и о том, что отказ в выплате субсидии ИП Камлуку В.В. является законным и обоснованным. Также Братищева М.В. делает вывод о том, что КФХ ИП Камлук В.В. не имеет статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, занимающегося и переработкой сельскохозяйственной продукции, который присваивается Департаментом промышленности автономного округа, что в соответствии с п. 1.4 Порядка государственной программы, лишает его права на получение субсидии. Вместе с тем, ИП Камлук В.В. включен в список сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности Ханты-Мансийского автономного круга – Югры 2017 года, с указанием вида деятельности – животноводство. Кроме того, основанием для предоставления субсидии, в соответствии с п. 1.6 Порядка государственной программы, является соглашение о предоставлении субсидии. В ходе проверки установлено, что <дата> между администрацией района и индивидуальным предпринимателем Камлук В.В. заключено соглашение о предоставлении субсидий на поддержку растениеводства, переработки и реализации продукции животноводства, на поддержку мясного скотоводства, переработки и реализации продукции мясного скотоводства, на поддержку малых форм хозяйствования, на развитие материально-технической базы (далее – Соглашение). Таким образом, ИП Камлук В.В. является получателем субсидии на основании списка сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности Ханты-Мансийского автономного круга – Югры 2017 года и заключенного между ним и администрацией района соглашением, в связи с чем, доводы о неправомерности получения им субсидий фактически не подтверждаются материалами дела. Также Братищева М.В. делает вывод о том, что Никишин Ю.Н. не является в соответствии с ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом, несущим ответственность по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с Законом ХМАО - Югры от 16.12.2010 года № 228-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по поддержке сельскохозяйственного производства и деятельности по заготовке и переработке дикоросов (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами)» (далее – Закон ХМАО-Югры) Нижневартовский район наделен отдельным государственным полномочием отдельным государственным полномочием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по поддержке сельскохозяйственного производства и деятельности по заготовке и переработке дикоросов (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) (далее - отдельное государственное полномочие) на срок действия государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года». Согласно ст. 2 Закона ХМАО-Югры органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельным государственным полномочием, включающим в себя расчет и выделение субсидий на поддержку растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, мясного скотоводства, переработки и реализации продукции мясного скотоводства, на повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса, поддержку малых форм хозяйствования, развитие системы заготовки и переработки дикоросов. Выплата субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства и деятельности по заготовке и переработке дикоросов осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Правительство автономного округа). Порядок предоставления субсидии в рамках соглашения установлен Приложением №16 «Порядок расчета и предоставления субсидий на поддержку растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, на поддержку животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, на поддержку мясного скотоводства, переработки и реализации продукции мясного скотоводства» Постановления Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 года №420-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года». Согласно ст. 29 Устава Нижневартовского района, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является Администрация района. В соответствии с п. 7 ч. 1, ч. 7 ст. 30 Устава Нижневартовского района, администрация района является главным распорядителем средств бюджета Нижневартовского района, а также осуществляет полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Нижневартовского района федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Таким образом, в соответствии с Законом ХМАО-Югры, ст.ст. 29, 30 Устава Нижневартовского района администрация Нижневартовского района является главным распорядителем бюджетных средств, выделенных из бюджета ХМАО-Югры, на осуществление отдельного государственного полномочия в рамках государственной программы. Постановлением администрации Нижневартовского района от 22.06.2016 года №1554 «О назначении уполномоченного органа по исполнению отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства и порядке выплаты субсидий сельхозтоваропроизводителями района на поддержку сельского хозяйства и рыбной отрасли, развития материально-технической базы малых форм хозяйствования» установлено, что отдел местной промышленности и сельского хозяйства администрации района является уполномоченным органом по исполнению отдельного государственного полномочия. Во исполнение Закона ХМАО-Югры, Постановления Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 года №420-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», постановлением администрации Нижневартовского района от 14.03.2014 года №442 «О создании межведомственной рабочей группы по развитию агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции» создана межведомственная рабочая группа по развитию агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции (далее – межведомственная рабочая группа), а также утверждено положение о межведомственной рабочей группе (далее – Положение). Таким образом, начальник филиала БУ ХМАО-Югры «Ветеринарный центр» в Нижневартовском районе включен в состав межведомственной рабочей группы, которая, в соответствии постановлением администрации Нижневартовского района от 14.03.2014 года №442, является органом, принимающим решение о выплате субсидии, либо об отказе в ее выплате, что позволяет сделать вывод о том, что Никишин Ю.Н., принимая участие в принятии решения о выплате субсидии в составе межведомственной рабочей группы, являлся должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств (администрации района). Просит постановление отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Службу контроля ХМАО-Югры.

Помощник прокурора Нижневартовского района Начаров Н.С. в судебном заседании доводы протеста поддержал, дополнив, что в связи с выявленными нарушениями бюджетного законодательства, прокуратурой района <дата> исх. в адрес главы Нижневартовского района направлено обобщенное представление об устранении нарушений закона, которое <дата> рассмотрено и удовлетворено. В частности, администрацией района признаны нарушения при решении вопроса о невыплате индивидуальному предпринимателю Камлук В.В. субсидии за реализацию мяса свиней в апреле 2018 года в размере <данные изъяты>. <дата> исх. в прокуратуру района поступила информация администрации района о выплате индивидуальному предпринимателю Камлук В.В. вышеуказанной субсидии в размере <данные изъяты> (платежное поручение от <дата>, выписка из протокола заседания межведомственной рабочей группы по развитию агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия в Нижневартовском районе от <дата>).

Никишин Ю.Н. и должностное лицо Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Оснований для признания обязательным присутствия Никишина Ю.Н. и должностного лица Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не имеется.

В связи с чем, судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и представителя административного органа в порядке ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.

Судья, проверив доводы, изложенные в жалобе, выслушав, помощника прокурора Нижневартовского района Начарова Н.С., изучив представленный в суд административный материал в целом, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Частью 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как следует из ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с Законом ХМАО - Югры от 16.12.2010 года № 228-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по поддержке сельскохозяйственного производства и деятельности по заготовке и переработке дикоросов (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами)» (далее - Закон ХМАО-Югры) Нижневартовский район наделен отдельным государственным полномочием отдельным государственным полномочием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по поддержке сельскохозяйственного производства и деятельности по заготовке и переработке дикоросов (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) (далее - отдельное государственное полномочие) на срок действия государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года».

Согласно ст. 2 Закона ХМАО-Югры органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельным государственным полномочием, включающим в себя расчет и выделение субсидий на поддержку растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, мясного скотоводства, переработки и реализации продукции мясного скотоводства, на повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса, поддержку малых форм хозяйствования, развитие системы заготовки и переработки дикоросов.

Выплата субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства и деятельности по заготовке и переработке дикоросов осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Правительство автономного округа).

Порядок предоставления субсидии в рамках соглашения установлен Приложением №16 «Порядок расчета и предоставления субсидий на поддержку растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, на поддержку животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, на поддержку мясного скотоводства, переработки и реализации продукции мясного скотоводства» Постановления Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 года №420-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года».

Согласно ст. 29 Устава Нижневартовского района, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является Администрация района.

В соответствии с п. 7 ч. 1, ч. 7 ст. 30 Устава Нижневартовского района, администрация района является главным распорядителем средств бюджета Нижневартовского района, а также осуществляет полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Нижневартовского района федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Таким образом, в соответствии с Законом ХМАО-Югры, ст.ст. 29, 30 Устава Нижневартовского района администрация Нижневартовского района является главным распорядителем бюджетных средств, выделенных из бюджета ХМАО-Югры, на осуществление отдельного государственного полномочия в рамках государственной программы.

Постановлением администрации Нижневартовского района от 22.06.2016 года №1554 «О назначении уполномоченного органа по исполнению отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства и порядке выплаты субсидий сельхозтоваропроизводителями района на поддержку сельского хозяйства и рыбной отрасли, развития материально-технической базы малых форм хозяйствования» установлено, что отдел местной промышленности и сельского хозяйства администрации района является уполномоченным органом по исполнению отдельного государственного полномочия.

Во исполнение Закона ХМАО-Югры, Постановления Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 года №420-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», постановлением администрации Нижневартовского района от 14.03.2014 года №442 «О создании межведомственной рабочей группы по развитию агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции» создана межведомственная рабочая группа по развитию агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции (далее - межведомственная рабочая группа), а также утверждено положение о межведомственной рабочей группе (далее - Положение).

В соответствии с п. 1.1 Положения межведомственная рабочая группа является координационным органом по реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Нижневартовском районе в 2016-2020 годах», а также комиссионным органом но предоставлению государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям района, действующим при Уполномоченном органе по исполнению отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства, назначенным в целях обеспечения объективного и коллегиального подхода к рассмотрению вопросов о предоставлении субсидий в сфере агропромышленного комплекса.

В соответствии с п. 3.1 Положения межведомственная рабочая группа рассматривает заявления физических и юридических лиц и документы, перечни которых установлены муниципальной программой, и принимает решения об оказании поддержки либо об отказе в ее оказании.

Согласно п. 3.2 Положения межведомственная рабочая группа также рассматривает и оценивает документы, предоставленные для оказания поддержки в рамках мероприятий государственной программы ХМАО-Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия в ХМАО-Югре в 2016-2020 годах» в пределах своих полномочий, и принимает решения о предоставлении субсидий или об отказе в предоставлении субсидий.

В соответствии с п. 5.5 Положения решения Рабочей группы принимаются простым большинством голосов, присутствующих на заседании лиц, входящих в состав Рабочей группы.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицами (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Согласно ст. 5 Бюджетного кодекса РФ Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке.

Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что <дата> между администрацией района и индивидуальным предпринимателем Камлук В.В. заключено соглашение о предоставлении субсидий на поддержку растениеводства, переработки и реализации продукции животноводства, на поддержку мясного скотоводства, переработки и реализации продукции мясного скотоводства, на поддержку малых форм хозяйствования, на развитие материально-технической базы, в целях возмещения части затрат.

<дата>Камлук В.В. предоставил в администрацию района заявление о предоставлении субсидии за реализацию мяса (свинины) в живом виде, приложив все необходимые для получения субсидии документы.

Письмом от <дата> администрация района отказала ИП Камлук В.В. в выплате субсидии за произведенную и реализованную продукцию (мясо) за апрель 2018 года по причине принятия Правительством ХМАО-Югры Постановления от 27.04.2018 года №141-п. Согласно выписке из протокола заседания рабочей группы от <дата> решение об отказе в выплате субсидии ИП Камлук В.В. по вышеуказанным основаниям принято единогласно всеми членами рабочей группы.

Порядок предоставления субсидии в рамках соглашения установлен Приложением №16 «Порядок расчета и предоставления субсидий на поддержку растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, на поддержку животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, на поддержку мясного скотоводства, переработки и реализации продукции мясного скотоводства» Постановления Правительства ХМ АО - Югры от 09.10.2013 года №420-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года».

В соответствии с п. 2.5 Порядка уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, указанных в подпунктах 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 пункта 2.1, пункте 2.2 Порядка, осуществляет их проверку па предмет достоверности сведений и направляет поступившие документы на рассмотрение комиссии по предоставлению государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, действующей при Уполномоченном органе. Положение о комиссии и ее состав утверждаются правовым актом Уполномоченного органа. Решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии принимается комиссией в течение 3 рабочих дней со дня поступления на ее рассмотрение документов, указанных в подпунктах 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 пункта 2.1, пункте 2.2 Порядка решение оформляется протоколом заседания комиссии.

Согласно п. 2.6 Порядка в случае принятия решения о предоставлении субсидии Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения направляет Получателю подписанное со стороны Уполномоченного органа Соглашение (дополнительное соглашение - применяется при наличии действующего Соглашения) для его подписания лично или посредством почтового отправления.

В соответствии с п. 2.7 Порядка в случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляет Получателю уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа.

Пункт 2.8 Порядка устанавливает перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии.

В соответствии с п. 2.9 Порядка в случае отсутствия оснований, предусмотренных в пункте 2.8 Порядка, Уполномоченный орган осуществляет перечисление субсидии Получателю в пределах утвержденных бюджетных ассигнований. Перечисление средств осуществляется в порядке, сроки и на счета, установленные Соглашением.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 27.04.2018 года № 141-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 420-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» в п. 2.8 Порядка внесены изменения, добавлено основание для отказа в предоставлении субсидии - предъявление объемов мяса при реализации животных (птицы) в живом виде (за исключением реализации племенного молодняка сельскохозяйственных животных племенными предприятиями).

Согласно ст. 3 Закона ХМАО от 25.02.2003 года №14-оз «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» Правотворческими органами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются, в том числе, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с ст. 5 Закона ХМАО-Югры систему нормативных правовых актов автономного округа составляют, в том числе, постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Согласно ст. 40 Закона ХМАО-Югры официальным опубликованием законов автономного округа или иных нормативных правовых актов, составляющих правовую систему Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, считается первая публикация их полного текста в официальном печатном издании Ханты-Мансийского автономного округа - Югры или первое размещение (опубликование) в официальном сетевом издании.

В соответствии со ст. 42 Закона ХМАО-Югры официальными печатными изданиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в которых публикуются законы автономного округа, постановления Думы автономного округа, постановления Губернатора и Правительства автономного округа, а также иные нормативные правовые акты, являются «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и газета «Новости Югры».

Согласно ст. 42.1 Закона ХМАО-Югры официальными сетевыми изданиями, в которых размещаются (опубликовываются) законы автономного округа, постановления Думы автономного округа, постановления губернатора и Правительства автономного округа, а также иные нормативные правовые акты, являются «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и «Информационно-аналитический интернет-портал ugra-news.ru («Новости Югры»)».

Статья 44 Закона ХМАО-Югры устанавливает, что законы и иные нормативные правовые акты автономного округа вступают в силу со дня их первого официального опубликования, если иное не установлено федеральными законами или не указано в самом акте.

Согласно ч. 1, 4 ст. 46 Закона ХМАО-Югры действие правовых актов начинается со дня их вступления в силу и прекращается в день утраты ими

юридической силы.

Действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, если иное прямо не установлено федеральным законодательством либо в самом акте.

Учитывая, что вышеуказанное постановление Правительства ХМАО-Югры от 27.04.2018 года № 141-н опубликовано на официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03.05.2018 года, дата вступления в законную силу - 03.05.2018 года.

Положения о распространении своего действия на отношения, возникшие до его вступления в силу, Постановление Правительства ХМАО-Югры от 27.04.2018 года №141-п не содержит.

Постановлением администрации Нижневартовского района от 22.06.2016 года №1554 «О назначении уполномоченного органа по исполнению отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственною производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) и порядке выплаты субсидий сельхозтоваропроизводителями района на поддержку сельскою хозяйства и рыбной отрасли, развития материально-технической базы малых форм хозяйствования» отдел местной промышленности и сельского хозяйства администрации района назначен уполномоченными органом по исполнению отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственною производства.

В соответствии с и. 3 Постановления администрации Нижневартовского района от 22.06.2016 года №1554 уполномоченный орган осуществляет прием документов от сельхозтоваропроизводителей района на включение их в реестр получателей субсидий, заключает соглашение о предоставлении субсидий с сельхозтоваропроизводителями района, организует прием документов на выплачу субсидий к сельхозтоваровпроизводителей района.

Постановлением администрации района от 14.03.2014 года №442 создана межведомственная рабочая труппа по развитию агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия в Нижневартовском районе (далее - рабочая группа), утверждено положение о рабочей группе (далее - Положение).

В соответствии с п. 3.1 Положения рабочая группа рассматривает и оценивает документы, предоставленные для оказания поддержки в рамках мероприятий государственной программы ХМАО-Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ХМАО-Югре в 2016-2020 годах» в пределах своих полномочий на основе всестороннего, полного, объективного и своевременного подхода, а также на предмет их соответствия условиях нормативных правовых актов, и принимает решения о предоставлении субсидий или об отказе в предоставлении субсидий.

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 27.04.2018 года №141-п вступило в законную силу 03.05.2018 года и не содержит указания на распространения своего действия на отношения, возникшие до его принятия. Основание отказа в предоставлении субсидии, вступившее силу с <дата>, распространяет свое действие только на отношения, возникшие после <дата>.

ИП Камлук В.В., реализуя в апреле 2018 года мясо свиней, руководствовался действующим в апреле 2018 года Порядком предоставления субсидий, согласно которому субсидированию подлежало, в том числе, мясо в живом виде.

Таким образом, решение рабочей группы об отказе в выплате субсидии за реализацию 103 голов свиней (15 т. живым весом) на сумму <данные изъяты> является незаконным и не соответствующим действующему законодательству.

Также следует отметить, что документы на предоставление субсидии за апрель 2018 года по соглашению от <дата> ИП Камлук В.В. мог сдать только по истечению данного периода, поэтому с учетом выходных и праздничных дней <дата> является первым рабочим днем в мае 2018 года.

При этом, как пояснил помощник прокурора в судебном заседании, в связи с выявленными нарушениями бюджетного законодательства, прокуратурой района <дата> исх. в адрес главы Нижневартовского района направлено обобщенное представление об устранении нарушений закона, которое <дата> рассмотрено и удовлетворено. В частности, администрацией района признаны нарушения при решении вопроса о невыплате индивидуальному предпринимателю Камлук В.В. субсидии за реализацию мяса свиней в апреле 2018 года в размере <данные изъяты>.

Так <дата> исх. в прокуратуру района поступила информация администрации района о выплате индивидуальному предпринимателю Камлук В.В. вышеуказанной субсидии в размере <данные изъяты> (платежное поручение от <дата>, выписка из протокола заседания межведомственной рабочей группы по развитию агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия в Нижневартовском районе от <дата>).

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП РФ).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

При этом КоАП РФ не дает определения события административного правонарушения, однако изучение его содержания, а также изучение судебной практики позволяет сделать вывод, что событие административного правонарушения - это состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. Соответственно, отсутствие события административного правонарушения - это отсутствие факта нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.

Поскольку в судебном заседании был установлен факт нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность, следовательно, в данном случае, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, имеет место быть.

Вместе с тем, относительно состава административного правонарушения в части субъективной стороны в настоящем деле усматривается следующее.

Частью 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Основы бюджетного процесса в Российской Федерации, в том числе основания и порядок предоставления бюджетных ассигнований, включая субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Под термином «Главный распорядитель бюджетных средств» понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Из местного бюджета такие субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства автономного округа от 09.10.2013 года № 420-п утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018-2025 годах на период до 2030 года», предусматривающая, среди прочего, предоставление субсидий на поддержку растениеводства и животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, на поддержку мясного скотоводства, переработки и реализации продукции мясного скотоводства. Условия и порядок предоставления таких субсидий регламентированы в Приложении 16 к государственной программе.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Приложения 16 к государственной программе субсидия предоставляется из бюджетов муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за счёт субвенций из бюджета автономного округа. Субсидию предоставляют органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с целью возмещения части затрат за объёмы произведенной и реализованной продукции в текущем финансовом году и в декабре отчётного финансового года.

Согласно Уставу Нижневартовского района (принят решением Думы Нижне¬вартовского района от 17.11.2017 года № 231) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделённым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, является Администрация района. Администрация района обладает правами юридического лица и является муниципальным казённым учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. Администрацией района руководит Глава района на принципах единоначалия (статья 29 Устава). Глава района представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Нижневартовского района (статья 26 Устава).

Исходя из положений части 3 статьи 27 Устава в случае отсутствия Главы района (командировка, отпуск, болезнь и др.) его полномочия временно исполняет заместитель главы района на основании распоряжения администрации района.

В соответствии с пунктом 7 части 1 и частью 7 статьи 30 Устава Администрация района является главным распорядителем средств бюджета Нижневартовского района, а также наделена полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Нижневартовского района федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Обстоятельства рассматриваемого дела связаны с неправомерным, по мнению прокурора, отказом на основании решения межведомственной рабочей группы в предоставлении Администрацией Нижневартовского района субсидии инди¬видуальному предпринимателю, имевшему право на получение такой субсидии в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа. В данном случае Администрация Нижневартовского района выступала как главный распорядитель бюджетных средств, полученных в виде субвенций из бюджета автономного округа на осуществление отдельного государственного полномочия в рамках указанной государственной программы.

Анализ вышеприведённых актов с учётом обстоятельств рассматриваемого дела позволяет прийти к выводу, что властно-распорядительными полномочиями по предоставлению субсидии индивидуальному предпринимателю был наделён Глава Нижневартовского района как единоличный исполнительный орган данного юридического лица - главного распорядителя бюджетных средств. В отсутствие Главы района эти полномочия мог исполнять его заместитель на основании распоряжения Администрации района.

Создание в муниципальном образовании различных координационных структур, каковой является «Межведомственная рабочая группа по развитию агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Нижневартовском районе» (учреждена постановлением Администрации Нижневартовского района от 14.03.2014 года № 442), распределение Главой района обязанностей между должностными лицами районной администрации не означает наделение этих структур и лиц полномочиями главного распорядителя бюджетных средств. Не выполнение либо ненадлежащее выполнение таким лицом вменённых ему должностных обязанностей может влечь, при наличии к тому оснований, лишь дисциплинарную ответственность работника.

Из материалов дела не следует, что Никишин Ю.Н., состоя в должности исполняющего обязанности начальника филиала БУ автономного округа «Ветеринарный центр» в Нижневартовском районе, члена межведомственной рабочей группы, был наделён полномочиями главного распорядителя бюджетных средств.

Изложенное свидетельствует о том, что Никишин Ю.Н. субъектом вменённого ему административного правонарушения не являлся, то есть к административной ответственности по настоящему делу привлечен быть не может, в нарушение требований части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного пра¬вонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Следовательно, заместитель руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Братищева М.В. пришла к правильному выводу о том, что в действиях Никишина Ю.Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, постановление заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Никишина Ю.Н. в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, от <дата> является законным и обоснованным, а доводы протеста в данной части – несостоятельны.

Вынесенное <дата> заместителем руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Никишина Ю.Н. в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в указанной части не соответствует требованиям закона.

При таких обстоятельствах, при отсутствии оснований, предусмотренных п.п. 3-5 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену обжалуемого постановления, с учетом п.п.2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Никишина Ю.Н. по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от <дата> подлежит изменению путем исключения из него указания на отсутствие события административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Протест заместителя прокурора Нижневартовского района Блюмского С.М. - оставить без удовлетворения.

Постановление по делу об административном правонарушении заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Братищевой М.В. от <дата>, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – исполняющего обязанности начальника филиала БУ автономного округа «Ветеринарный центр» в Нижневартовском районе, члена межведомственной группы Никишина Ю. Н. о прекращении производства по делу изменить, исключив из него указание на отсутствие события административного правонарушения.

В остальной части постановление по делу об административном правонарушении заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от <дата> оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский городской суд.

Судья И.Р. Хасанова