ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-264/2021 от 08.02.2022 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело №12-3/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

08 февраля 2022 года г. Димитровград

Ульяновской области

Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Берхеева А.В., при секретаре Кузьминой О.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Никитиной О.П.,

рассмотрев в зале суда жалобу начальника управления департамента экономики Управления экономики и контроллинга энергохозяйства АО «ГНЦ НИИАР» Никитиной О. П. на постановление исполняющего обязанности руководителя Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Филина А.В. от 26 ноября 2021 года №138-ц о привлечении к административной ответственности должностного лица акционерного общества «Государственный научный центр- Научно-исследовательский институт атомных реакторов» Никитиной О. П. по ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением исполняющего обязанности руководителя Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (Далее – Агентство) Филина А.В. от 26 ноября 2021 года №138-ц начальник управления департамента экономики Управления экономики и контроллинга энергохозяйства АО «ГНЦ НИИАР» Никитина О. П. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа 3000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Никитина О.П. подала жалобу, в которой полагала вынесенное в отношение нее постановление незаконным. В частности, со ссылкой на положения Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406, указала, что АО «ГНЦ НИИАР» подало в Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области предложение об установлении тарифов на техническую воду на 2022 год.

Письмом №73-ИОГВ-17/1423 от 01.09.2021 Агентством была запрошена дополнительная информация, необходимая для расчета на техническую воду на 2022 год, в том числе счета-фактуры на продажу электроэнергии и договоры с ООО «СЭСНа» и ООО «СЭСК» на 2020 год (это договоры реализации электроэнергии).

Вместе с тем, информация по продаже электроэнергии сбытовым кампаниям в 2020 году не имеет отношения к установлению тарифа на техническую воду на 2022 год.

С 2011 года продажа электроэнергии не является регулируемым видом деятельности. Продажа электроэнергии на розничном рынке производиться по договорным ценам. Электроэнергия АО «ГНЦ НИИАР», продаваемая сбытовым кампаниям, не используется при производстве технической воды, не включается в затраты на ее производство и не участвует в ценообразовании в области водоснабжения.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона №416-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов местного самоуправления информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные органы и организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

В связи с вышеуказанным, Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области для установления тарифов на техническую воду вправе запрашивать, а АО «ГНЦ НИИАР» обязано предоставлять информацию, которая относится к сфере водоснабжения и водоотведения.

Запрошенные Агентством счета-фактуры на продажу электроэнергии и договоры с ООО «СЭСНа» и ООО «СЭСК» на 2020 год (т.е. договоры не входящие в перечень, установленный п.п. «м» п.17) не относятся к установлению тарифа на техническую воду, следовательно выходят за сферу водоснабжения и водоотведения.

С учетом указанного, полагает, что АО «ГНЦ НИИАР» не обязано предоставлять счета-фактуры и договоры с ООО «СЭСНа» и ООО «СЭСК» на 2020 год.

Аналогичный запрос Агентства от 02.12.2020 был направлен в 2020 году, однако привлечения к административной ответственности не последовало.

Кроме того, то обстоятельство, что в действиях заявителя отсутствуют признаки административного правонарушения, подтверждается решением Ульяновского областного суда от 13.05.2021 по делу №3а-73/2021, согласно которому суд счел действия АО «ГНЦ НИИАР» правомерными, и указал на отсутствие необходимости предоставления счетов-фактур на продажу электроэнергии и договоров с ООО «СЭСНа» и ООО «СЭСК» на 2019 год, поскольку данные сведения не относятся к регулированию тарифа на техническую воду.

В связи с тем, что Агентство истребовало для установления тарифа на техническую воду документы, не имеющие отношения к составу расходов на указанный тариф, и то, что такое требование государственного органа исполнительной власти признано, вступившим в законную силу решением суда, необоснованным, полагает, что отсутствует событие административного правонарушения.

Просит отменить постановление от 26.11.2021 №138-ц, производство по делу прекратить.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Никитина О.П. жалобу поддержала по доводам изложенным в ней, дополнительно пояснила, что в производстве технической воды используется электрическая энергия. Указанная электроэнергия вырабатывается АО «ГНЦ НИИАР», а при необходимости приобретается. Соответственно, стоимость технической воды включает в себя и стоимость электроэнергии, используемой при ее производстве. Сведения о себестоимости электроэнергии, произведенной АО «ГНЦ НИИАР» на основании бухгалтерских документов в полном объеме предоставлены в Агентство. Указанная информация входит, в том числе в бухгалтерскую отчетность и не может быть изменена.

Агентство потребовало представить договора на продажу электроэнергии. АО «ГНЦ НИИАР» в силу особенности производства производит электроэнергию, она не может накапливаться и где-то храниться. В связи с указанным либо она совсем пропадает, либо они ее реализуют за стоимость согласованную с покупателем. В любом случае указанная цена реализации электрической энергии является рыночной и определяется по согласованию сторон.

При этом реализация электрической энергии это коммерческая деятельность АО «ГНЦ НИИАР» и цены, отраженные в договорах реализации электроэнергии, никак не влияют на себестоимость электроэнергии, используемой при производстве технической воды.

Полагает, что Агентство в пределах предоставленных ему полномочий вправе запрашивать только документы, касающиеся водоснабжения и водоотведения, а не любые документы, которые им захочется. Указанное было отражено и в решение Ульяновского областного суда, где суд прямо указал, что отсутствует необходимость предоставления договоров на поставку электрической энергии м счетов-фактур на продажу электрической энергии ООО «СЭСНа» и ООО «СЭСК» на 2019 год.

Лицо, составившее административный протокол в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте рассмотрения дела.

От Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области поступили дополнительные пояснения, согласно которым Агентство указало, что документы, подписанные должностными лицами АО «ГНЦ НИИАР» содержат противоречивые данные, в частности: в таблице «Расходы на приобретение электрической энергии2 указан объем покупной электроэнергии по факту 2020 года в размере 6009,65 тыс.квт/ч, в то время как в таблице «Расшифровка расходов на электроэнергию 2020» данный объем является суммой количества купленной электроэнергии и электроэнергии собственного производства; на страницах 69,70 представлены оборотно-сальдовые ведомости по счету 23.01, содержащие разные данные по расходам на электрическую энергию.

Возникновение указанных вопросов послужило основанием направления запроса дополнительных документов, неисполнение части которого повлекло привлечение должностного лица АО «ГНЦ НИИАР» к административной ответственности.

Полагает, что поскольку цена на электрическую энергию собственного производства не относиться к системе регулирования цен (тарифов) и устанавливается произвольно, со стороны АО «ГНЦ НИИАР» имеет место намеренное завышение себестоимости электроэнергии, что, в конечном счете, приводит к чрезмерному росту тарифа на техническую воду. При этом, себестоимость энергии, которую АО «ГНЦ НИИАР» продает сторонним организациям на основании заключенного договора, не может быть меньше себестоимости электроэнергии, расходуемой на подготовку технической воды.

Согласно общедоступным данным, размещенным на сайте ООО «СЭСНа» предельная цена по договору поставки электроэнергии на 1 полугодие 2020 года составила 2,90 руб/квт-час, на 2 полугодие 2020 года – 3,10 руб/квт-час. Указанная цена складывается из цены покупки электроэнергии у АО «ГНЦ НИИАр» и сбытовой надбавки ООО «СЭСНа».

При этом, согласно материалам тарифного дела, а именно таблице «Расшифровка расходов на эл.энергию 2020» тариф на электрическую энергию собственного производства составляет 3,37 руб./квт-час, и 4,26 руб./квт-час с услугами по передаче электрической энергии (собственными), т.е. величина больше тарифа, по которому АО «ГНЦ НИИАР» продает ООО «СЭСНа».

Сравнительный анализ указанных данных позволяет сделать вывод о недостоверности предоставленных материалов тарифного дела в части затрат на производство электроэнергии АО «ГНЦ НИИАР».

Полагают, что ч.5 ст.4 Федерального закона от 07.12.2011 №416ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» позволяет запрашивать информацию для для осуществления полномочий.

При этом, перечень документов, которые имеет право запрашивать орган регулирования у регулируемой организации законодательством не ограничен. Таким образом, относимость тех или иных дополнительных сведений относится на усмотрение регулирующего органа.

Заслушав пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой ст. 19.7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.

Объективная сторона ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ может заключаться как в непредставлении сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), так и в представлении таких сведений с нарушением установленных сроков.

Важным квалифицирующим признаком правонарушения ст. 19.7.1 КоАП РФ будет являться обязательность представления таких сведений, которая должна быть установлена нормативными правовыми актами.

С учетом указанного, лицо, может быть привлечено к административной ответственности при условии обоснованности требования орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), документов, обязанность по предоставлению которых предусмотрена законом.

Судом установлено, что АО «ГНЦ НИИАР» является субъектом естественной монополии, осуществляющей деятельность в сфере водоснабжения.

В соответствии с п.14 раздела 4 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (Далее – Правила) регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.

Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов.

Перечень обосновывающих материалов указан в п.17 раздела 4 Правил.

В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 416, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

Судом установлено, что АО «ГНЦ НИИАР» предоставило в Агентство предложение об установлении тарифов с приложенными материалами.

01.09.2021 Агентство направило письмо, в котором просило предоставить в срок до 18.09.2021 дополнительные сведения: копии счетов-фактур на продажу электроэнергии ООО «СЭСНа», ООО «СЭСК» за 2020 год, договоры поставки электроэнергии, заверенные надлежащим образом; расчет прочих налогов и сборов с предоставлением обосновывающих документов; обоснование резерва по сомнительным долгам; обоснование величины.

В ответ на указанное письмо АО «ГНЦ НИАР» представил все запрашиваемы документы за исключением копии счетов-фактур и договоров на продажу электроэнергии ООО «СЭСНа», ООО «СЭСК» за 2020 год, со ссылкой на то, что реализованная по договорам электроэнергия в стоимость электроэнергии, расходуемой при производстве технической воды, не включается, а также со ссылкой на решение Ульяновского областного суда, которым суд посчитал требования о предоставлении договором на продажу электроэнергии необоснованным.

В связи с отказом, АО «ГНЦ НИИАР» предоставить запрашиваемые копии счетов-фактур на продажу электроэнергии ООО «СЭСНа», ООО «СЭСК» за 2020 год, договоры поставки электроэнергии, должностным лицом Агентства 01.10.2021 составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица Никитиной О.П.

26.11.2021 вынесено Постановление №138-ц о привлечении Никитиной О.П. к административной ответственности.

Судом установлено, что основанием к истребованию дополнительных документов, явилось то, что Агентство усмотрело противоречие в ранее представленных документах.

Суду представлены аналогичные документы, однако противоречий в них не усматривается.

Согласно таблице «Расходы на приобретение электрической энергии» объем покупной энергии по одноставочному тарифу по факту составляет 6009,65 тыс.квт/ч.

В таблице «Расшифровка расходов на электроэнергию» указывается как образовалось количество электроэнергии 6009,65 тыс.квт/ч.: 370,528 поставка от сторонней организации ООО «УЭ» и 5639,117 – электроэнергия собственного производства.

В таблице «Расходы на приобретение электрической энергии» указан объем «покупной» энергии в связи с тем, что в АО «ГНЦ НИИАР» ведется раздельный бухгалтерский учет по каждому производству, соответственно, энергия собственного производства, указана как приобретенная, но приобретена по документам из другого подразделения АО «ГНЦ НИИАР», но по себестоимости.

На страницах 69,70 представлены оборотно-сальдовые ведомости по счету 23.01 содержащие разные данные по расходам на электроэнергию обоснованно.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 23.01 на сумму 25 595 537,31 содержит стоимость затрат в том числе с учетом покупной электроэнергии (370,528 поставка от сторонней организации ООО «УЭ»), а оборотно-сальдовая ведомость по счету 23.01 на сумму 23 870 652,86 содержит стоимость затрат только на электроэнергию собственного производства. При этом карточка счета 23.01 период 2020 год содержит сведения о том, что суммы 651015,93 и 1073868,52 это электроэнергия покупная по входящей документации б/н от АО «Ульяновскэнерго».

В таблице Расшифровка расходов на электроэнергию 2020 указано, что потраченное количество электроэнергии 5639,117 (имеется отдельная таблица, содержащая сведения о помесячном потреблении электроэнергии), затраченная сумма 19029,88 тыс. руб. (представлена карточка счета с помесячным указанием суммы по данным бухгалтерского учета) и соответственно делается расчет тарифа 19029,88 /5639,117 = 3,37

Таким образом, применение указанного тарифа обосновано подтверждено документами бухгалтерского учета.

Полагаю, что в случае противоречия и неясности в представленных документах специалисты Агентства могли запросить разъяснения или дополнительную информацию по представленным расчетам, а не договора реализации электроэнергии со сторонними организациями.

Агентство, запрашивая счета-фактуры и договора реализации электроэнергии, не ссылается на норму права, которой предусмотрено предоставление документов о финансово-хозяйственной деятельности организации по реализации электроэнергии, которая никоем образом не участвует в производстве технической воды.

Себестоимость электроэнергии для производства технической воды обоснована документами бухгалтерского учета, при этом себестоимость электроэнергии никак не измениться от того, дороже или дешевле ее продаст АО «ГНЦ НИИАР» стороннему покупателю.

Статья 421 ГК РФ закрепляет свободу договора, запрета на реализацию продукции, в том числе электроэнергии, по стоимости определенной сторонами договора не имеется.

Агентство ссылается на размещенную на сайте ООО «СЭСНа» предельную цену по договору поставки электроэнергии на 1 полугодие 2020 года - 2,90 руб/квт-час, на 2 полугодие 2020 года – 3,10 руб/квт-час.

При этом полностью игнорирует иную стоимость при поставке электроэнергии энергопринимающих установок большей мощности, которая также размещена на сайте. В частности на первое полугодие предусмотрено - 2,92 руб/квт-час с мощность энергопринимающих установок до 670 к.Вт, и 4,00 руб/квт-час с мощность энергопринимающих установок до 670 к.Вт; во втором полугодии предусмотрено – 3,10 руб/квт-час с мощность энергопринимающих установок до 670 к.Вт, и 4,00 руб/квт-час с мощность энергопринимающих установок до 670 к.Вт.

Кроме того, на сайте имеется табличка Цена закупаемой электрической энергии, где в 2020 году цена закупки варьируется от 3,71 до 4,19.

Следует отметить, что ранее позиция Агентства по запросу и необходимости использования для определения тарифа на воду договоров на поставку электрической энергии и счетов-фактур на продажу электрической энергии, решением Ульяновского областного суда от 13.05.2021 по делу №3а-73/2021 уже была признана необоснованной.

Как указал в суд в решении: «Суд соглашается с позицией административного истца об отсутствии необходимости представления договоров на поставку электрической энергии и счетов-фактур на продажу электрической энергии ООО «СЭСНа», ООО «СЭСК» за 2019 год, поскольку реализованная указанным организациям электроэнергия не включена в стоимость электроэнергии, расходуемой на производство технической воды и не участвует в ценообразовании в области водоснабжения».

Суд не может согласиться с доводами Агентства о том, что перечень документов, которые имеет право запрашивать орган регулирования у регулируемой организации законодательством не ограничен. Относимость тех или иных дополнительных сведений относится на усмотрение регулирующего органа.

Полагаю, что Агентство в пределах предоставленных ему полномочий вправе запрашивать документы и информацию, непосредственно относящиеся к расчету регулируемого тарифа, а не любые документы по своему усмотрению.

Как указано в пункте 3 статьи 5 Федерального закона N 416, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения вправе запрашивать необходимую для осуществления полномочий, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, информацию.

Сфера полномочий Агентства - установление тарифа в сфере водоснабжения, соответственно, они вправе истребовать документы, которые непосредственно подтверждают образование тарифа на воду как такового.

Запрос документов о финансово-хозяйственной деятельности организации по реализации продукции собственного производства сторонним организациям, при том, что реализованная указанным организациям электроэнергия не включена в стоимость электроэнергии, расходуемой на производство технической воды, и не участвует в ценообразовании в области водоснабжения, не основан на законе. В данном случае запрос правомерно не подлежал исполнению, о чем Агентство было уведомлено надлежащим образом.

С учетом указанного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствует событие административного правонарушения, поскольку обязанности по предоставлению документов не имелось.

Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения.

С учетом указанного, постановление исполняющего обязанности руководителя Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Филина А.В. от 26 ноября 2021 года №138-ц о привлечении к административной ответственности должностного лица акционерного общества «Государственный научный центр- Научно-исследовательский институт атомных реакторов» Никитиной О. П. по ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности руководителя Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Филина А.В. от 26 ноября 2021 года №138-ц о привлечении к административной ответственности должностного лица акционерного общества «Государственный научный центр- Научно-исследовательский институт атомных реакторов» Никитиной О. П. по ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ в отношении начальника управления департамента экономики Управления экономики и контроллинга энергохозяйства АО «ГНЦ НИИАР» Никитиной О. П. прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд.

Судья: А.В.Берхеева