ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2658/2021 от 17.11.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Каримов С.Р.

УИД 16RS0046-01-2021-012886-05

Дело № 77-1541/2021

Дело № 12-2658/2021 (первая инстанция)

РЕШЕНИЕ

17 ноября 2021 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Габдулхаковой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 24 августа 2021 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя управляющего Отделением - Национальным банком по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации № .... от 15 июня 2021 года ФИО2 в качестве председателя правления акционерного общества расчетная небанковская кредитная организация «Нарат» (далее по тексту – общество) привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

ФИО2 постановленный административно-юрисдикционный акт не удовлетворил, в связи с чем он оспорил его в Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан.

Решением судьи районного суда вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ФИО2 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу актов и освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью содеянного.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения ФИО2, а также правовую позицию представителей Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО3 и ФИО4, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее по тексту – Закон № 86-ФЗ) (здесь и далее цитируемые нормы приведены в редакции, действовавшей в момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.

Надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами (статья 41 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

В статье 5 Федерального закона Российской Федерации от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ) предусмотрено, что к числу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и связанных обязанностью принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, отнесены и кредитные организации.

В силу статьи 4 Закона № 115-ФЗ наряду с иными к таким мерам относится организация и осуществление внутреннего контроля.

Организация внутреннего контроля представляет собой совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля.

Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля (абзацы 9 и 10 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитным организациям предписано не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Кроме того, как то следует из пункта 6 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ, кредитные организации призваны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ и пункту 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 808, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Указанием Банка России от 17 октября 2018 года № 4936-У, действовавшим в момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела (далее по тексту – Указание Банка России № 4936-У), был установлен порядок представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7 и 7.5 Закона № 115-ФЗ.

На основании пункта 2 Указания Банка России № 4936-У кредитная организация должна была сформировать в соответствии с установленными Банком России на основании статьи 57 Закона № 86-ФЗ и размещенными на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» правилами составления информации, предусмотренной Законом № 115-ФЗ, электронный документ в виде формализованного электронного сообщения (далее по тексту – ФЭС).

Пунктом 3 Указания Банка России № 4936-У предусмотрено, что кредитная организация направляет ФЭС в уполномоченный орган в сроки, установленные Законом № 115-ФЗ.

ФЭС, содержащее информацию о результатах проверки в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и (или) результатах проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ, должно направляться кредитной организацией в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения каждой из этих проверок.

Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Закона № 115-ФЗ (далее по тексту – Правила), в соответствии с пунктом 14 Указания Банка России № 4936-У размещаются на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» не позднее 45 дней после дня официального опубликования настоящего Указания и применяются со дня вступления в силу данного Указания.

Приведенные положения сохранили свою актуальность и в изданном взамен настоящего акта Указании Банка России от 15 июля 2021 года № 5861-У.

Правилами предусмотрено в том числе следующее.

Пунктом 4 «Номер записи в ФЭС» таблицы 3.4 «Состав и формат информационной части ФЭС о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и (или) физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 и (или) с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона №115-ФЗ)» (далее по тексту – таблица), установлено, что в показателе «Номер записи в ФЭС» указывается уникальный идентификатор записи в ФЭС.

Уникальный идентификатор присваивается при первичном представлении информации и не меняется при исправлении, корректировке или представлении сообщения об удалении информации.

Пунктом 1 таблицы 2.7 «Тип данных «Идентификатор записи» (Идентификатор Записи)» в показателе «Идентификатор» указывается уникальный идентификатор записи сведений, представляемых кредитной организацией (филиалом кредитной организации).

Показатель имеет следующую структуру:

<gggg>_<nReg>_<nnnF>_<ii>_<mmmmmmmmmmmm>,

где:

gggg - год (4 знака);

nReg - регистрационный номер кредитной организации в соответствии с КГРКО (с лидирующими нулями - 4 знака);

nnnF - порядковый номер филиала кредитной организации в соответствии с КГРКО (с лидирующими нулями - 4 знака), представляющем сведения. В случае если сведения представляются кредитной организацией - принимает значение «0000»;

ii - код типа сведений, представляемых кредитной организацией (филиалом кредитной организации) в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) (2 символа в соответствии с подпунктом 3.1.1 пункта 3.1 настоящего документа);

mmmmmmmmmmmm - порядковый номер записи сведений, представляемых кредитной организацией (филиалом кредитной организации) (12 символов) с начала календарного года (порядковый номер является продолжением нумерации сведений, направленных с начала календарного года в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) в соответствии с Положением Банка России № 321-П, Указанием Банка России № 3063-У соответственно)

Кроме того, пунктами 6 и 7 таблицы установлено, что в составе показателя «Дата проведения предыдущей проверки» указывается дата окончания проведения предыдущей проверки, а в составе показателя «Дата проведения текущей проверки» - дата окончания проведения текущей проверки.

Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения или административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, до 28 мая 2021 года общество являлось небанковской кредитной организацией и имело лицензию Банка России на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций от 17 декабря 2018 года № 1902-К.

28 мая 2021 года приказом Банка России № ОД-982 указанная лицензия отозвана.

Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля Банка России и отделом финансового мониторинга и валютного контроля Отделения – Национального Банка Республики Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации в адрес общества были направлены запросы по фактам предоставления в уполномоченный орган в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ, документов и информации, в том числе и подтверждающей проведение проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее по тексту – проверки), а также о направлении в уполномоченный орган формализованных электронных сообщений о результатах проведенных проверок за период с 01 октября 2019 года по 31 декабря 2020 года.

В результате анализа представленной обществом информации и документов выявлены отдельные нарушения порядка предоставления указанных сведений и информации.

Так, в ФЭС от 25 сентября 2020 года № 2020_1902_0000_04_000000000003, направленном обществом в уполномоченный орган, установлены нарушения пунктов перечня и структуры показателей, включаемых в ФЭС, а именно:

п/п

Информация о ФЭС

Поле

Значение, указанное в поле

Следовало указать

Обоснование

№ записи

Дата

сообщения

1

2020_1902_0000_ 04_000000000003

25.09.2020

Дата

проведения

предыдущей

проверки

25.06.2020

26.06.2020

Пункт 7 таблицы Правил

Таким образом, 25 сентября 2020 года обществом направлены сведения о результатах проверок в Росфинмониторинг с нарушением порядка заполнения информационных полей ФЭС, установленного пунктами 2, 3 Указания № 4936-У.

В связи с тем, что приведенные недостатки были допущены по вине председателя правления общества ФИО2, который, являясь должностным лицом, ответственным за соблюдение требований в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, сформировал некорректное сообщение, подписал и направил его в уполномоченный орган, в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель управляющего Отделением - Национальным банком по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации и поддержавший его мнение судья районного суда сочли доказанным причастность ФИО2 к ненадлежащему выполнению обязанности по предоставлению в уполномоченный орган полной и достоверной информации, предусмотренной Законом № 115-ФЗ.

С такой правовой позицией субъектов административной юрисдикции надлежит согласиться.

Событие административного правонарушения и вина в его совершении ФИО2 не оспаривается стороной защиты и объективно подтверждаются доказательствами, собранными административным органом и представленными в распоряжение суда, в числе которых копии протокола об административном правонарушении от 01 июня 2021 года № .... (л.д. 68-72); заключения отдела финансового мониторинга и валютного контроля Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № .... (л.д. 89-94); поручения Центрального Банка Российской Федерации Волго-Вятскому главному управлению Центрального Банка Российской Федерации на проведение работ в рамках Регламента взаимодействия структурных подразделений территориальных учреждений Банка России при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях от 06 апреля 2021 года № .... (л.д. 100); запросов Центрального банка Российской Федерации и его территориального учреждения (л.д. 95-99, 101-102); ответов общества на указанные запросы (л.д. 103-111); лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций от 17 декабря 2018 года № .... (л.д. 116-117); приказа от 22 октября 2018 года № ...., согласно которому ФИО2 с 22 октября 2018 года вступил в должность председателя правления общества (л.д. 133); приказа от 23 марта 2020 года № ...., которым на руководителя службы внутреннего контроля ФИО1 возложено исполнение обязанностей должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (л.д. 134); приказа от 23 марта 2020 года № .... о возложении на период временного отсутствия ФИО1 исполнение его обязанностей по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на ФИО2 (л.д. 135).

Перечисленные доказательства отвечают требованиям закона, не имеют противоречий, находятся между собой в системной связи и потому достоверность содержащихся в них сведений не вызывает сомнений.

В соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечисленные доказательства были тщательно и всесторонне исследованы судьей нижестоящей инстанции и с учетом положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях справедливо признаны отвечающими предъявляемым к ним критериям допустимости, достоверности и относимости к настоящему делу.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ему в пределах санкции части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Апеллирование заявителя к малозначительности содеянного несостоятельно.

В пункте 21 Постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 учитываются при назначении административного наказания.

Анализ диспозиции части 1 статьи 15.27 Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о том, что объектом настоящего административного посягательства являются общественные отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которые регулируются Законом № 115-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 упомянутого закона он направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Отступления от требований, определенных указанным законом, создают условия и предпосылки для осуществления противоправной деятельности, направленной против граждан, общества и государства, а потому порождает угрозу общественной и государственной безопасности.

Принимая во внимание, что деликтное поведение ФИО2 было сопряжено с нарушением требований в области законодательства, направленного на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, оно не может быть признано малозначительным.

Таким образом, нормы материального права применены и истолкованы судьей районного суда правильно, существенных нарушений процессуальных норм, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе производства по делу не допущено.

Состоявшийся по делу судебный акт является законным и обоснованным, поводов для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 24 августа 2021 года, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Судья Е.В. Верхокамкин

Решение02.12.2021